На сегодняшний день, все большее количество крупных предприятий приходит к пониманию необходимости в проведении проектов, связанных с такими новыми веяниями в управлении, как переход к процессному взгляду на функционирование предприятия, реорганизация и постоянное улучшение процессов, внедрение автоматизированных систем управления и так далее [4].
Реализация подобных проектов требует сбора, накопления, систематизации и анализа информации о предприятии, которая бы позволила получать ответы на следующие вопросы:
Кто и при каких условиях принимает те или иные решения?
Какая при этом нужна информация?
Какие методики следует использовать при выполнении операций, и где хранятся сведения об этих методиках?
Какова стоимость и временные характеристики существующих процессов и как их можно улучшить?
Какие услуги или продукты мы предлагаем на рынке, какие существуют конкурирующие продукты или услуги?
Кто является нашими клиентами, поставщиками, конкурентами?
Какие компьютерные системы мы используем в настоящий момент?
Каждый сотрудник функционирующего предприятия имеет ответы на некоторые из поставленных вопросов, касающихся его компетенции и сферы деятельности. Однако для проведения серьезных проектов необходимо собрать в одном месте и в единой методологии (форме описания) полную информацию о деятельности всех подразделений и их сотрудников.
Собрать подобного рода информацию и получить ответы на поставленные вопросы позволяет интегрированная среда моделирования и анализа ARIS Toolset фирмы IDS Prof. Scheer.
Инструментальная среда ARIS представляет некоторый подход к формализации информации о деятельности предприятия и представлению ее в виде графических моделей, удобных для понимания и анализа. Создаваемые при помощи данного средства модели отражают существующую ситуацию на предприятии с той или иной степенью приближенности. Степень детализации описания зависит от целей осуществляемого проекта. Построенные по данной методологии модели могут быть использованы для анализа и выработки различного рода решений по реорганизации предприятия, внедрению информационной системы поддержки деятельности предприятия.
Система реализует принципы структурного анализа, когда предприятие представляется в виде сложной системы, состоящей из различных компонентов, имеющих различного рода взаимосвязи друг с другом. Таким образом, рассматриваемые инструментальные средства позволяют определить и отразить в моделях основные компоненты предприятия, протекающих процессов, используемой информации, а также представить взаимосвязи между этими составляющими компонентами [1].
Создаваемые в среде ARIS модели представляют собой документированную совокупность знаний о системе управления на предприятии – организационная структура предприятия, взаимодействия между предприятием и прочими субъектами рынка, состав и структура документов, последовательности шагов процессов, должностные инструкции отделов и их сотрудников. В отличие от прочих подобных средств, ARIS хранит всю информацию в едином репозитории, что обеспечивает целостность и непротиворечивость процесса моделирования и анализа. В рейтинге GartnerGroup именно производитель ARIS (IDS Prof.Scheer) занимает лидирующее положение на рынке средств моделирования и анализа бизнес-процессов.
Система ARIS предназначена для визуального представления принципов и условий функционирования различного рода компаний, а также для анализа их деятельности по различным показателям с целью определения идеальных характеристик деятельности компании, реорганизации ее организационной структуры, целей и функций, бизнес-процессов, используемых данных.
Круг компаний, использующих интегрированную инструментальную среду ARIS, достаточно широк. Это могут быть компании, занимающиеся консалтинговой деятельностью, использующие ARIS как средство анализа деятельности фирм-клиентов. Пять из шести ведущих мировых консалтинговых фирм используют ARIS в качестве инструментария для своей деятельности. Также, данный продукт может быть использован фирмами-разработчиками программного обеспечения для обеспечения процесса проектирования информационных систем. Более того, система ARIS может успешно применяться различного рода компаниями, занимающимися как производством продукции, так и предоставлением услуг, для анализа и реорганизации собственной деятельности и поддержании внутренних процессов компании в соответствии с изменяющимися условиями рынка, целями функционирования и прочими условиями. То есть, компания всегда имеет в своем распоряжении визуальное отображение всех аспектов своей деятельности, а также средства их анализа (стоимостного, динамического, соответствия оргструктуры выполняемым функциям и прочее). Круг анализируемых предприятий практически не ограничен [2].
Если деятельность предприятия поддержана системой управления предприятием R/3 фирмы SAP, то использование комплекса ARIS позволит постоянно поддерживать систему R/3 в актуальном состоянии, соответствующем существующим на предприятии бизнес-процессам. Подобного рода интеграция существует и с некоторыми другими системами управления предприятием.
Направленность данного продукта на управление качеством по стандарту ISO9000 позволит обеспечить деятельность предприятия на уровне, соответствующем общепринятым требованиям к организации процессов. Кроме того, данная система обеспечит поддержку процесса подготовки и непосредственной сертификации по данному стандарту. Для этого в системе предусмотрено создание специальных отчетов, отвечающих требованиям ISO9000, а также существуют модели, отражающие полную методологию процесса сертификации по стандарту ISO 9000 – анализ существующей системы управления на предприятии, реорганизация бизнес-процессов, обучение персонала и непосредственно сама сертификация. Правильное проведение всех необходимых мероприятий позволит предприятию успешно выйти на европейский рынок и быть признанным большинством компаний Европы [3].
Система ARIS в настоящее время уже успешно используется множеством известных компаний различного профиля как в России, Европе, так и по всему миру.
Список литературы:
Максимович, Г.Ю. Комплексный подход к внедрению информационных технологий во все сферы документационного обеспечения управления. // Секретарское дело. 2014. N 11. С. 50-54.
2. Максимович, Г.Ю. Современные информационные технологии хранения информации и организация доступа к ней / Г.Ю Максимович, В.И. Берестова // Секретарское дело. – 2012. – №1 (53) – С. 34 (2005 в).
3. Митина Т. Е. Использование новых технологий для сокращения документооборота в системе делопроизводства. // Адвокат. 2015. N 8. С. 16-22
4. Разработка управленческих решений / Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Плотникова Е.Н. – М.: КНОРУС, 2011.
Научный руководитель: канд. экон. наук, доцент Никонова Я.И.