Так за период 9 прошедших в 2016 году месяцев уже отмечены статистические данные по Российской Федерации, которые составили следующую картину:
Более 10 лет назад, в результате исследований ростовских ученых [1-3], был разработан комплекс «БАКСАН», который состоял из:
БК - бортового компьютера (БК-11),
РС - двухчастотной многоканальной радиосистемы с антенно-фидерным устройством скрытой установки и пейджером водителя («ГРАНИТ»), для радиообмена/связи с аварийными службами, «радиосветофорами» и «радиознаками» дорожного движения,
БРЭЛ - блока радиоэлектронных этикеток-лейблов двигателя и кузова,
ДИВО – блока дефектности дороги, измерения веса и оценки нагрузок на колеса,
БЛУЗА - блока локации ультразвуковой автоматический окружающих объектов (встречных препятствий, обгона АТС, препятствий при парковке и т.д.) и режимов работы «радиосветофоров» и запрещающих «радиознаков»,
РБСБ – радиобиосенсорного блока идентификации и биодиагностики состояния водителя и защиты автомобиля от несанкционированного доступа, включая банковскую чип-карту-удостоверение водителя.
Совершенствование транспортных средств (появление бортовых компьютеров, управляющих не только двигателем, но сервисными функциями: климат-контроль, защита от угона, дистанционный запуск двигателя, ультразвуковой контроль препятствий при заднем ходе и т.д.) и современные информационно-коммуникационные технологии (GPS, ГЛОНАСС, GSM-сотовые сети и т.д.), позволяют реализовать «БАКСАН» с их использованием.
Это позволит предотвращать ДТП «системными средствами», а именно установкой на каждый автомобиль БК с GSM-модемом и остальных блоков (ДИВО, БЛУЗА, РБСБ), реализованных на современной элементной базе и информационно-коммуникационных технологиях.
Однако, для реализации такой «радиосистемы управления дорожным движением», необходимо и достаточно создать систему сотовой связи МВД России, которая позволит ГИБДД (по радиозапросу или при возникновении нарушения) запеленговать координаты автомобиля и принять превентивные меры, обеспечивая следующие функции (без остановки и осмотра автомобиля) [1]:
радиоидентификацию автомобиля (соответствие госномера, двигателя и кузова, загрузки автомобиля и т.д. - GSM,БК,БРЭЛ,ДИВО);
радиоидентификацию водителя (соответствие кредитной чип-карты-прав лицу, находящемуся за рулем - РБСБ, имеющим право/доверенность управления данным авто - GSM,БК,РБСБ, а также несанкционированный доступ, угон, засыпание за рулем);
вычисление текущей опасности автомобиля (в зависимости от скорости движения, загрузки салона, дефектности дороги и состояния водителя - БК,ДИВО,РБСБ) с речевыми «подсказками» водителю режимов безопасного передвижения (с учетом «радиознаков» и «радиосветофоров» - БЛУЗА,GSM,БК), и управление устройствами безопасности (ограничение подачи топлива, торможение выключенным двигателем при засыпании водителя и др.);
фиксацию нарушений правил дорожного движения (проезд на запрещающий «радиознак» или сигнал «радиосветофора», остановка/стоянка в запрещенном месте, превышение скорости и т.д. - БЛУЗА,GSM,БК) и автоматическое удержание с банковской чип-карты-удостоверения водителя суммы соответствующего штрафа - GSM,БК,РБСБ, с SMS-уведомлением ГИБДД о нарушении.
Заключение.
Экономический эффект от внедрения системы БАКСАН, включая экологическую разгрузку атмосферы города и повышение безопасности дорожного движения, как показывают расчеты, настолько велик, что её окупаемость составляет менее года, и помимо сокращения потерь от ДТП, появляется возможность реализации различных стратегий радиоуправления дорожным движением. В результате внедрения такой системы должны измениться затраты и приоритеты функций ГИБДД, которая, «освободившись от фискальных обязанностей» может направить основные силы на профилактику безопасности и планирование оптимального дорожного движения.
Список источников.
1. Азаров А.Д., Бадалян Л.Х., Белозеров В.В., Денисенко П.Ф., Пащинская В.В., Рейзенкинд Я.А., Шевчук П.С. «КАСКАД» - Адаптивная система безопасности дорожного движения – в сб. мат-лов 7-й Всерос.науч.-практ.конф. «Техносферная безопасность» /2 ч., ISBN 5-89071-036-2/ , Ростов н/Д, ЮРО РААСН (РГСУ), 2002, с.191-197.
2. Бадалян Л.Х., Белозеров В.В., Бушкова Е.С., Доля В.К., Прус ЮВ. «БАКСАН» - система утилизации автомобильного вреда – в сб.мат-лов VI Междунар.науч.-практ.конф. «Экономика природопользования и природоохраны» /Пенза, 10-11.04.2003, ISBN 5-8356-0229-4/, Пенза, ПДЗ (МАНЭБ), 2003, с.169-173.
3. Белозеров В.В., Пащинская В.В. Компьютерное наблюдение в системе безопасности дорожного движения - в сб. мат. 9-й Межд.конф. "Системы безопасности» – СБ-2000" Междунар. Форума информатизации, ISBN 5-9229-0013-7/ - М., АГПС МВД РФ, 2000, с.175-177.
4. Летнев О.В., Тесля Э.П. Способ динамической идентификации различного рода объектов и система для его осуществления /Патент РФ № 2152076 от 27.06.2000/.