Самоуважение, как характеристика зрелой личности, занимающей субъектную позицию в жизни, является ведущим компонентом структуры самосознания человека. Под самоуважением, или глобальной самооценкой, понимается генерализованное положительное чувство ценности по отношению к собственному «Я», включающее гордость за свои достижения и силу «Я» (Г. Олпорт), являющееся важнейшим качеством самоактуализирующейся личности (А. Маслоу), обеспечивающее её внутреннюю целостность (К. Роджерс).
В свою очередь, духовное развитие не только связанно с самосознанием личности, но и определяет её мировоззрение, установки, ценностные ориентации, формирующие и наполняющие её ценностно-смысловую сферу. Стремясь следовать значимым духовным ценностям, субъект выстраивает своё поведение на уровне морали и нравственности по отношению к самому себе, к другим людям, к деятельности, что способствует полноценному раскрытию потенциала личности во всех сферах её жизнедеятельности [2], [5].
Таким образом, духовные устремления – это стремления личности продуктивно решать проблемные жизненные ситуации в соответствии с имеющимися у неё духовными ценностями, являющимися мотивирующей силой в поведении человека.
В настоящее время в психологической науке наблюдается возрастание интереса к изучению проблем духовности личности (например, [1], [3], [4]). Отмечается, что в сознании представителей современного общества всё больше обозначаются тенденции к удовлетворению материальных потребностей в ущерб духовным интересам, так как именно овладение материальными благами позволяет людям формировать и поддерживать социальный статус, авторитет и образ успешного человека, диктуемого социумом.
Вместе с тем, самоуважение, являясь важной характеристикой личностной зрелости, способно помочь человеку не поддаваться уводящим от духовного развития социальным тенденциям и сохранить стремление к достижению духовности.
В соответствии с изложенным возникают вопросы о том, какие именно ценностные ориентации характеризуют представителей разных социальных групп, в том числе и профессиональных, и каким образом они связаны с самоуважением личности.
Профессия психолога, как представителя группы специальностей «человек-человек», требует от специалиста зрелой личностной позиции, высокоразвитого самопонимания, поскольку только специалист, доверяющий себе и положительно к себе относящийся, проработавший свои проблемы, может гармонично реализовывать духовные устремления и оказывать качественную психологическую помощь клиентам.
В психологии самоуважение является хорошо изученным понятием и с теоретической, и с эмпирической сторон. Что касается феномена духовности, то он привлек к себе внимание исследователей на рубеже XX века. Однако в настоящее время в научной литературе наблюдается больше теоретических, чем эмпирических работ на тему духовности. Также практически отсутствуют работы, где в центре внимания стоит изучение связи самоуважения и духовных устремлений будущих представителей разных категорий профессий, в том числе студентов-психологов.
В нашем исследовании мы задались целью выявить и описать взаимосвязи самоуважения и стремления к духовному развитию у студентов психологических специальностей в зависимости от года обучения в вузе. Изучая взаимосвязь самоуважения и стремления к духовному развитию, мы предполагали, что эта взаимосвязь отражает направленность духовного развития студентов-психологов, а её анализ позволяет выйти на скрытые и неочевидные особенности этого развития, зависящие, в том числе, от года обучения в университете.
Исследование было проведено в апреле-мае 2016 года в высших учебных заведениях г. Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова и Северный государственный медицинский университет.
В исследовании приняло участие 116 человек в возрасте от 18 до 27 лет (средний возраст равен 20,3±1,8 лет), обучающихся на 1-5 курсах по специальностям: психология (37 человек), психология служебной деятельности (37 человек), клиническая психология (42 человека). Первый курс представлен 24 студентами (4 мужчины, 20 женщин), второй – 33 студентами (7 мужчин, 26 женщин), третий – 27 студентами (5 мужчин, 22 женщины), четвертый – 24 студентами (3 мужчины, 21 женщина), пятый – 8 студентами (8 женщин).
Для решения эмпирических задач и сбора данных использовался ряд психологических методик. Разработанная нами методика «Духовные ценности и устремления» с применением приёма попарного сравнения. Первая часть методики направлена на выявление декларируемых духовных ценностей, отражающих содержательную сторону мотивации человека. Декларируемые ценности принимаются сознанием, но, с точки зрения регуляции реального поведения человека, они являются только номинальными мотивами.
Изучить реально действующие мотивы человека позволяет вторая часть методики. Респонденту предлагается по шкале интервалов «никогда – редко – очень редко – временами – довольно часто – часто – всегда» оценить, насколько часто духовные ценности становятся причинами его реального поведения в жизненных ситуациях.
Для диагностики использовался перечень 23 духовных ценностей-устремлений: познавательные (познание мира, образование); общечеловеческие, глобальные (любовь, мир на земле, милосердие, гуманизм); морально-нравственные (справедливость, честность, ответственность, скромность, верность, почитание родителей); эстетические (красота, мир прекрасного, творчество, созидание, культура); ценности, связанные с самосознанием и саморазвитием личности, подчеркивающие ее субъектность (свобода, смысл жизни, внутренняя гармония, самоуважение); ценности, направленные на сохранение и развитие семейных отношений (гармоничная семья, защита семьи); связанные с добросовестной деятельностью (служение, труд) и религиозные (благочестие, религиозная вера).
Для определения уровня самоуважения был выбран тест-опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева (ОСО).
Получение средних значений уровня самоуважения по методике «ОСО» у студентов каждого курса (Рис. 1) позволяет сделать вывод, что самоуважение, являясь характеристикой личностной зрелости, по мере прохождения обучения в университете у студентов-психологов повышается.
Рисунок 1 – Уровень самоуважения у студентов-психологов г. Архангельск в зависимости от года обучения в университете (график средних значений)
Проверка тенденции в изменении самоуважения при переходе от курса к курсу показывает, что его увеличение является закономерным, а не случайным, что подтверждается статистической значимостью S-критерия тенденций сдвигов Джонкира (p=0,005).
По всей видимости, получение профессии «психолог» влияет на повышение уровня самоуважения студентов, так как специфика профессии приводит к осознанию своих достоинств и недостатков, к работе со своими внутренними проблемами и приданию согласованности собственному внутреннему миру, а университетская программа обогащена психологическими тренингами и другими формами работы, направленными на осознание и принятие собственной индивидуальности и развитие качеств субъекта у студентов.
В ходе исследования духовной сферы студентов-психологов было обнаружено, что наиболее важными декларируемыми духовными ценностями, занимающими первые позиции вне зависимости от курса, являются защита семьи (М=16,42, s=4,693), любовь (М=16,08, s=5,231), ценности, связанные с развитием самосознания: самоуважение (М=15,85, s=4,445) и внутренняя гармония (М=15,31, s=4,133). Со второго года обучения в сознании студентов-психологов актуализируются морально-нравственные ценности: почитание (М=14,55, s=5,327) и верность (М=13,82, s=5,945). С третьего года обучения этот перечень дополняет ценность «гармоничная семья» (М=14,70, s=4,619). Следовательно, именно эти категории описывают сферу декларируемых духовных ценностей психологов, формирующуюся к 5 году обучения в университете.
Наименее важными декларируемыми духовными ценностями для всех обследуемых выступили скромность (М=5,34, s=3,847), благочестие, религиозная вера (М=3,13, s=3,866) и служение (М=2,92, s=3,610).
Наиболее важными духовными устремлениями для студентов-психологов, вне зависимости от года обучения в вузе, являются любовь (М=5,73, s=1,410) и устремления, связанные с самопознанием и саморазвитием личности: свобода (М=5,47, s=1,247), самоуважение (М=5,40, s=1,250) и внутренняя гармония (М=5,28, s=1,490). Как и в ситуации с декларируемыми духовными ценностями, с 3 года обучения актуализируется устремление «гармоничная семья» (М=5,63, s=1,471). Примечательно, что сильную побудительную силу у всех студентов получили морально-нравственные категории, которые не декларируются как важные духовные ценности: верность (М=5,68, s=1,076), ответственность (М=5,59, s=1,244), честность (М=5,58, s=1,073), справедливость (М=5,16, s=1,237). Наименее важными духовными устремлениями выступили служение (М=3,32, s=1,430) и благочестие, религиозная вера (М=2,63, s=1,732).
Таким образом, духовное развитие студентов-психологов в процессе получения профессионального образования обогащается морально-нравственными устремлениями. Это говорит о том, что обучение в университете придает согласованности духовному миру студентов, а также делает возможным более качественное развитие их духовной сферы.
Стоит также обратить внимание на то, что отвержение студентами служения (стремление добросовестно и бескорыстно работать ради блага людей на профессиональном поприще) может являться тревожным сигналом того, что студенты, осваивающие «профессию служения», не желают руководствоваться, как важным внутренним мотивом, данной ценностью в профессиональной деятельности.
При статистическом анализе взаимосвязи самоуважения и стремления к духовному развитию получены результаты, отображенные в таблице 1.
Таблица 1 – Взаимосвязь самоуважения и декларируемых духовных ценностей
у студентов-психологов (г. Архангельск, 2016 г., N=116)
Переменные |
r-Пирсона |
p-level |
Самоуважение |
0,287 |
0,002 |
Скромность |
-0,245 |
0,008 |
Справедливость |
-0,377 |
<0,000 |
Честность |
-0,428 |
<0,000 |
Между самоуважением и такими декларируемыми духовными ценностями, как скромность, честность и справедливость, обнаружены статистически значимые обратные связи. Выявлена прямая взаимосвязь самоуважения и чувства собственного достоинства.
Нами ранее было выявлено, что уровень самоуважения увеличивается по мере получения психологического образования. Этот факт подкрепляется положительной связью самоуважения и ценности самоуважения: чем выше у студента уровень самоуважения, тем важнее для него ценность самоуважения, в то время, как студентам, только поступившим в вуз, ещё предстоит начать позитивно относиться к себе в полной мере, раскрывая и анализируя свои достоинства и недостатки.
Чем выше у студента самоуважение, тем меньше он декларирует ценность справедливости. Анализ корреляций между самими ценностями показал, что те студенты, которые декларируют ценность справедливости, отвергают такие ценности, как любовь, творчество, красота, но при этом поддерживают скромность и труд. Похожая картина наблюдается также с декларацией ценностей скромности и честности. Можно предположить, что эти ценности наиболее сильно поддерживают студенты-психологи, обладающие некоторой психологической ригидностью и мощными механизмами психологической защиты.
Так, в зависимости от уровня самоуважения наблюдается фиксация на морально-нравственных ценностях в ущерб общечеловеческим, эстетическим и семейным ценностям, что может быть связано с такими проблемами самоуважения, как закрытость от мира и нежелание с ним взаимодействовать, неуверенность в своих силах, которая заставляет опираться только на справедливость, как внешнюю регулирующую силу, а не становиться субъектом и воздействовать на мир, проявляя личностную активность.
При статистическом анализе взаимосвязи самоуважения и духовных устремлений получены результаты, отображенные в таблице 2.
Таблица 2 – Взаимосвязь самоуважения с духовными устремлениями
у студентов-психологов (г. Архангельск, 2016 г., N=116)
Переменные |
r-Пирсона |
p-level |
Защита семьи |
0,248 |
0,007 |
Ответственность |
0,253 |
0,006 |
Любовь |
0,264 |
0,004 |
Почитание родителей |
0,276 |
0,003 |
Внутренняя гармония |
0,289 |
0,002 |
Гармоничная семья |
0,344 |
<0,000 |
Самоуважение |
0,460 |
<0,000 |
По мере увеличения уровня самоуважения наблюдается усиление стремлений, связанных с семейными ценностями. Студенты с высоким уровнем самоуважения доверяют себе и находятся в доверительных отношениях с миром. Они стремятся выстраивать близкие межличностные отношения, основанные на глубокой духовной и эмоциональной связи, что также показано значимой связью самоуважения и стремления любить. Посредством действия таких устремлений создаются семьи, где люди стремятся сохранять и развивать семейные отношения и имеют возможность проявлять любовь. Положительная связь самоуважения с семейными устремлениями также обусловлена тем, что студенты, заканчивающие обучение университете, задумываются о создании семьи, а некоторые из них уже состоят в браке.
В процессе обучения у студентов формируются субъектные качества, они осознают ответственность перед миром, что трудно делать без развитого самоуважения. Это показывает связь самоуважения и готовности к ответственности, которая объясняется тем, что зрелый человек, находящийся в гармонии с собой, может отвечать за свои поступки, их последствия.
Таким образом, анализ взаимосвязей позволяет заключить, что самоуважение студентов-психологов связано с духовными устремлениями, относящимися к сфере развития самосознания и субъектности личности, к сфере духовно-семейных отношений и к сфере морально-нравственных ценностей.
Сравнение связей самоуважения с декларируемыми духовными ценностями и духовными устремлениями показывает, что выявленные связи различаются между собой.
Обнаружены обратные связи самоуважения с такими декларируемыми ценностями, которые являются философскими и очень абстрактными категориями. Эти же ценности не являются побудителями реального поведения студентов. Так, фиксация на категориях нравственности и морали присуща студентам с низким уровнем самоуважения.
Реальное же поведение студентов с высоким уровнем самоуважения определяется устремлениями, которые наиболее соответствуют личностной зрелости, которые позволяют реализовываться в сферах, наполненных для них глубокими смыслами (семья, внутренний мир, профессия), где они несут ответственность за собственное поведение.
Студенты же с низким уровнем самоуважения не стремятся к активной деятельности в данных сферах, но готовы отстаивать принципы честности, справедливости, скромности как основные механизмы регуляции взаимодействия с миром. Зацикленность на этих категориях не дает студентам с низким уровнем самоуважения проникнуться сторонами жизни, в которых эти категории не воспринимаются утрированно и искаженно, а служат на благо человеку.
Проведенное исследование показывает, что к моменту выпуска из университета студенты-психологи становятся достаточно зрелыми личностями, у которых самоуважение предстаёт как фактор личностной зрелости, связывающий духовные ценности и устремления личности с её «Я».
Список литературных источников:
1. Андронов В.П. Духовность личности и профессиональное мышление специалиста. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та. – 2009. – 160 с.
2. Ожиганова Г.В. Субъектный подход к изучению высших духовных способностей // Вестник РУДН, серия Психология и педагогика. М.: Ин-т психологии РАН. – 2010. – № 4. – С. 11-17.
3. Сабекия Р.Б. Категория «духовность» в современном гуманитарном знании // Научное обозрение. Философия. – 2014. – № 1. – С. 44-44.
4. Тарасьян Н.А. Особенности духовности и самосознания современного российского юношества: дис. … д-ра психол. наук: 19.00.01 / Тарасьян Наталья Александровна; СтавГУ; науч. рук. О.А. Ахмердова. – Ставрополь, 2012. – 414 с.
5. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Пер. с англ.; Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2004. – 416 с.