ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Калюжная К.С. 1, Землякова С.Н. 1
1Донской Государственный Аграрный университет пос. Персиановский
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что цены являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.

Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений.

Перед всеми фирмами, организациями встает задача назначения цены на свои товары или услуги. Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений.

Для того чтобы продать свой товар или услугу на рынке, производитель должен назначить на них цены, которые были бы приемлемы покупателям, иначе их невозможно будет удачно продать на рынке. Поэтому фабрика или организация должна выбрать правильную ценовую политику. Цена сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики, оказывает очень большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия.

Особенно актуальной эта проблема становится в условиях перехода к рыночной экономике, это предполагает объективное и всестороннее участие в регулировании воспроизводственного процесса всех стоимостных экономических категорий, в первую очередь, цены. Ни для кого не секрет, что в условиях рыночной экономики коммерческий успех любого предприятия во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования на товары и услуги.

Объект исследования курсовой работы – «ООО Дон Агро».

Цель исследования курсовой работы – провести анализ цен и разработать новую ценовую политику на продукцию «ООО Дон Агро».

Для реализации цели в курсовой работе поставлены задачи:

  • рассмотреть понятие и виды цен;

  • охарактеризовать подходы к ценообразованию;

  • дать понятие и выделить виды ценовых стратегий;

  • привести общую характеристику ООО «Дон Агро» и ее деятельности;

  • провести анализ цен на продукцию и ценовой стратегии;

  • разработать новую ценовую политику фирмы.

1.Теоретические основы формирования цены на предприятии 1.2 Понятие, виды цен и их классификация

Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой. Назначение высокой цены может быть чревато потерей потребителем интереса к приобретению. Назначение низкой цены тоже может вызвать отрицательную реакцию, выражающуюся, например, в сомнении в качестве продукции.

Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Цена — фундаментальная экономическая категория.1

По сферам товарного обслуживания:

  • оптовые цены, по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского назначения;

  • розничные цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве;

  • закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров);

  • цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы).2

По способу отражения транспортных расходов:

  • цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки до пункта магистрального транспорта с учетом или без включения стоимости погрузки, расходы на остальной путь покрывает покупатель;

  • цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта назначения

По формам продаж:

  • контрактные (договорные) цены – цены фактической договоренности между продавцом и покупателем;

  • биржевые котировки – это уровень цены товара, реализуемого через биржу;цены ярмарок и выставок (часто льготные);

  • аукционные цены.

По стадиям продажи:

  • цены предложения (цены продавца или стартовые), по которым продавец желает продать товар;

  • цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар;цены реализации (сделки, продажи, покупки) – фактические или номинальные цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен.

По степени регулирования:

  • жестко фиксируемые; регулируемые (допускаются изменения в определенных пределах, устанавливаются государством на продукты повышенного социального назначения);

  • свободные (формируются в соответствии с конъюнктурой рынка).

По степени устойчивости во времени:

  • твердые: устанавливаются при заключении договора на весь срок действия;подвижные: зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику;

  • скользящие: в договоре устанавливается исходная цена и оговаривается порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены применяются к товарам, требующим длительного срока изготовления;

  • с последующей фиксацией: в договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены: периодичность фиксации, база фиксации, сроки согласования и осуществления фиксации.3

В качестве базовой цены, ориентира для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются:

  • расчетные цены, которые обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом его технических и коммерческих условий;

  • справочные цены, публикуемые в справочниках, каталогах, периодических изданиях. Как правило, это средние цены фактических сделок за определенный период, экспертные оценки, биржевые котировки, цены предложений крупных фирм и т.д.;цены прейскурантов и ценников.

Кроме перечисленных выделяют и другие виды цен, например:

  • трансфертные (внутрифирменные – для обмена между цехами одного предприятия, дочерними фирмами, заграничными филиалами, конфиденциальны);

  • мировые (выступают в качестве условной средней стоимости товаров, реализуемых в нескольких странах, на практике, как правило, модальные, т.е. цены отдельных стран – основных производителей товара).

1.2 Методы ценообразования

Все методы ценообразования могут быть разделены на три основные группы, в зависимости от того, на что в большей степени ориентируется фирма-производитель.

Рис.1 Методы ценообразования

  • на издержки производства-затратные методы

  • на конъюнктуру рынка-рыночные методы

  • на нормативы затрат технико-экономический параметр продукции-параметрические методы (рис.1)

  1. затратные методы

Этот метод является одним из самых понятных и известных. В этом случае цена на товар устанавливается в зависимости от расходов на его производство. Стоимость товара должна покрывать затраты на производство продукта и при этом приносить организации определенную прибыль. 4

Очевидно, что серьезное преимущество в такой ситуации получит та фирма, которая сумеет минимизировать свои расходы. Ведь в таком случае она сможет установить более низкие цены на свою продукцию или получать большую прибыль.

Наконец, многие полагают, что данный метод достаточно прозрачен и справедлив в отношении конечных потребителей продукции.

  1. рыночные методы

При использовании методов рыночного ценообразования производственные затраты рассматриваются предприятием лишь как ограничительный фактор, ниже которого реализация данного товара экономически невыгодна.

Предприятия, использующие рыночные методы с ориентацией на потребителя, прежде всего, ориентированы в своей практике ценообразования на сложившийся уровень спроса на товар, на эластичность спроса, а также на ценностное восприятие потребителем их продукции.

С позиций экономической науки ценность определяется как общая экономия или удовлетворение, получаемое покупателем в результате потребления приобретенного им блага, т.е. польза, которую это благо ему приносит.

В маркетинге под воспринимаемой ценностью понимается оценка желанности блага, которая в денежном выражении превышает ценность этого блага. В данном случае в основе измерения лежат соотношения полезности и цены благ, которые являются реально доступными покупателю среди альтернативных вариантов. 5

  1. параметрические методы

Фирмы часто испытывают необходимость в проектировании и освоении производства такой продукции, которая не заменяет ранее освоенную, а дополняет или расширяет уже существующий параметрический ряд изделий.

Под параметрическим рядом понимается совокупность конструктивно и технологически однородных изделий, предназначенных для выполнения одних и тех же функций и отличающихся друг от друга значениями технико-экономических параметров в соответствии с выполняемыми производственными операциями. 6

Анализ производственных затрат позволяет установить, что нормы расхода материальных ресурсов, как правило, изменяются при корректировке технико-экономических параметров. В связи я этим создается возможность распространить эту зависимость и на ценностные соотношения.

1.3 Понятие и виды ценовых стратегий

Ценовая стратегия предприятия объединяет совокупность долговременных согласованных положений, которые определяют формирование рыночной цены в интересах обеспечения сбыта. Обычно по установленной стратегии принимаются важнейшие решения, которые влекут за собой долговременные последствия для развития предприятия.

Таблица 1. Сравнительная характеристика ценовых стратегий

Основные ценовые стратегии

Преимущества

Недостатки

Стратегия высоких цен

Позволяет в короткий срок возместить маркетинговые расходы и высвободить капитал

Высокая цена привлекает конкурентов не давая времени фирме закрепиться на рынке

Стратегия средних цен

Относительно спокойная конкурентная ситуация

Трудная идентификация товара

Стратегия низких цен

Снижает привлекательность рынка для конкурентов тем самым, давая преимущество фирме во времени закрепиться на рынке

Проблема дальнейшего повышения цены при сохранении размеров захваченного рынка

Стратегия целевых цен

Постоянная прибыль

Частое изменение цены и объема продаж

Стратегия льготных цен

Продажа товара чей срок хранения подходит к концу

Продажа за цену существенно ниже ожидаемой

Стратегия «Следования за лидером»

Малые издержки

Зависимость от поведения конкурента

Стратегия высоких цен. Данная ценовая стратегия предполагает достижение сверхприбыли предприятия, получая доход за счет покупателей, для которых новый товар имеет большую ценность, готовых платить высокую цену. Применяется данная ценовая стратегия, когда компания убеждена в наличии спроса на дорогую продукцию.

Данная стратегия свойственна для ситуации на рынке в следующих случаях:

  • при продаже новых товаров без аналогов, защищенных патентами;

  • низкая эластичность спроса;

  • если спрос выше предложения;

  • существует рыночный сегмент, для которого спрос от динамики цен не зависит

  • ограниченная конкуренция

Стратегия средних цен (нейтральное ценообразование). Данная ценовая стратегия применима на всех фазах жизненного цикла, за исключением склада. Она наиболее характерна большинству компаний, которые получение прибыли рассматривают в качестве своей долгосрочной политики.

По мнению многих бизнесменов, это самая справедливая ценовая стратегия, ведь:

  • исключена «война цен»;

  • ценовая стратегия не позволяет компаниям наживаться за счет клиентов;

  • ценовая стратегия не приводит к появлению новых конкурентов;

  • ценовая стратегия позволяет получать справедливый доход за инвестированные средства.

Стратегия низких цен (стратегия ценового прорыва). Применение этой ценовой стратегии возможно на любом этапе жизненного цикла. Она является особенно эффективной в условиях высокой эластичности спроса по цене. 7

Использование данной ценовой стратегии предусмотрено для следующих случаев:

  • чтобы проникнуть на рынок, повысить долю своей продукции (политика вытеснения). целесообразным данный метод будет, если в расчете на единицу продукции затраты сокращаются с повышением объема продаж. низкие цены будут стимулировать конкурентов на разработку подобного товара, поскольку в данной ситуации дают низкую прибыль.

  • чтобы предотвратить банкротство.

  • чтобы разгрузить производственные мощности предприятия.

1.4 Ценовая политика предприятия

Ценообразование на предприятии представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов: сбора и систематического анализа информации о рынке, обосно­вания основных целей ценовой политики предприятия на опре­деленный период времени, выбора методов ценообразования, ус­тановления конкретного уровня цены и формирования системы скидок и надбавок к цене.

Ценовая политика — это механизм или модель принятия ре­шений о поведении предприятия на основных типах рынков для достижения, поставленных целей хозяйственной деятельности.

Предприятие самостоятельно определяет схему разработки ценовой политики исходя из целей и задач развития фирмы, организационной структуры и методов управления, установившихся традиций на предприятии, уровня издержек производства и других внутренних факторов, а также состояния и развития предпринимательской среды, т.е. внешних факторов.8

При разработке ценовой политики обычно решаются следующие вопросы:

  • в каких случаях необходимо использовать ценовую политику;

  • когда необходимо отреагировать с помощью цены на рыночную политику конкурентов;

  • какими мерами ценовой политики должно сопровождаться введение на рынок нового продукта;

  • по каким товарам из продаваемого ассортимента необхо­димо изменить цены;

  • на каких рынках надо проводить активную ценовую политику, изменить ценовую стратегию;

  • как распределить во времени определенные ценовые изменения;

  • какими ценовыми мерами можно усилить эффективность сбыта;

  • как учесть в ценовой политике имеющиеся внутренние и внешние ограничения предпринимательской деятельности и ряд других.

Рассмотрим цели ценовой политики предприятия, (рис.2)

Рис.2 -Цели ценовой политики

Ценовая политика фирмы формируется в рамках общей стратегии фирмы и включает ценовую стратегию и тактику ценообразования.

В ходе реализации ценовой политики руководство фирмы должно корректировать непосредственные мероприятия и следить за временем изменения стратегии. Цены активно используются в конкурентной борьбе для обеспечения достаточного уровня прибыли. Определение цен товаров и услуг является одной из важнейших проблем любого предприятия, так как оптимальная цена может обеспечить его финансовое благополучие. Проводимая политика цен во многом зависит от вида предлагаемых предприятием товаров или услуг. Она формируется в тесной связи с планированием производства товаров или услуг, выявлением запросов потребителей, стимулированием продаж. 9

Цена должна устанавливаться таким образом, чтобы, с одной стороны, удовлетворять нужды и потребности покупателей, а с другой — способствовать достижению поставленных предприятием целей, заключающихся в обеспечении поступления достаточных финансовых ресурсов. Ценовая политика направлена на установление таких цен товаров и услуг в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры, которые позволят получить запланированный предприятием объём прибыли и решить другие стратегические и оперативные задачи.

В рамках общей политики ценообразования решения принимаются в соответствии с положением на целевом рынке предприятия, методами и структурой маркетинга. Общая ценовая политика предусматривает осуществление скоординированных действий, направленных на достижение долго- и краткосрочных целей предприятия. При этом его руководство определяет общую ценовую политику, увязывая в интегрированную систему отдельные решения: взаимосвязь цен товаров в рамках номенклатуры фирмы, частоту использования специальных скидок и изменения цен, соотношение цен с ценами конкурентов, выбор метода установления цен новых товаров.10

Общая политика предприятия в итоге должна быть направлена на удовлетворение конкретных потребностей человека. Однако, если потребитель колеблется, какому товару отдать предпочтение, основываясь зачастую на неосознанных соображениях, предприятие посредством проведения активной сбытовой политики должно попытаться повлиять на его выбор в пользу своей продукции. Поэтому определение ценовой политики представляет собой одно из важнейших направлений практической деятельности предприятия, так как при любых условиях недопустимо устанавливать цены без серьёзного анализа возможных последствий каждого из вариантов решения данного вопроса.11

1.5 Влияние издержек производства на формирование цен

Предприниматель в условиях рыночной экономики сам должен определять уровень цены на основе конкретных условий сделки, а также конкретных условий работы предприятия, т.е. степени загруженности производственных мощностей заказами, достигнутого уровня издержек производства и т.д.

Решить эту задачу в каждом конкретном случае можно только на основе применения вариантных расчетов, в основе которых лежит деление издержек на постоянные и переменные, другой подход к оценке компенсации издержек производства и обращения и определения прибыли.12

Издержки производства и реализации товаров (работ, услуг) представляют собой затраты факторов, включающих расходы сырья, материалов, выраженные в денежной форме.

Издержки в ценообразовании на предприятии имеют особое значение. Их правильный учет необходим для определения цены предложения и, самое главное, для выработки эффективной стратегии и тактики всей деятельности предприятия. При сложившейся рыночной конъюнктуре обеспечение более низких издержек по отношению к доходу (выручке) предприятия - определяющее условие выживаемости и благополучия предприятия. Их правильное определение и снижение, а иногда и повышение имеет непосредственное значение для прибыльной работы предприятия и его благополучия.

Издержки производства лежат в основе производственного процесса. И они определяют как конечный результат уровень цен на товары и услуги.

Полная себестоимость единицы продукции дает представление о нижней планке цен, которые предприятие может устанавливать в долгосрочной перспективе. При этом нужно выделять постоянные и переменные издержки на производство и сбыт конкретного товара (товарной категории), а при необходимости и в более крупных разрезах (каналы сбыта, бренды).

Определение переменных издержек особенно важно для позаказного бизнеса, так как их прирост на единицу продукции показывает минимальную стоимость, за которую эту единицу можно продать в краткосрочной перспективе. Например, печать пробного тиража рекламных буклетов для типографии не приведет к дополнительной закупке оборудования и отказу от других клиентов, а лишь незначительно увеличит расход краски, электроэнергии и рабочего времени специалиста по полиграфии.13

В то же время чем выше доля переменных издержек в общих затратах на производство товара, тем меньше способность компании к реализации гибкой ценовой политики в краткосрочном периоде. Размер постоянных издержек отражается на долгосрочной ценовой политике. Они разносятся по ценам продуктов, при этом часто большую часть постоянных издержек относят на высокомаржинальные товары.

Точная оценка себестоимости услуги необходима каждой организации. В первом приближении такая оценка является минимальной безубыточной ценой, которую фирма может установить.

На основе анализа себестоимости и величины спроса компания может решить: оказывать данные услуги, отказаться от них либо найти пути снижения издержек. При этом, чем точнее определена себестоимость, тем более адекватные решения сможет принимать руководство компании.

1.6 Влияние прибыли на формирование цен

Помимо себестоимости другим важнейшим для предприятий элементом цены является прибыль. Прибыль - это форма дохода, полученного после того, как товар будет реализован по установленной цене.

После уплаты налогов предприятия получают чистую прибыль (по-другому называется прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия). Чистая прибыль по решению собрания акционеров делится в определенном соотношении на фонд накопления и фонд потребления.

За счет фонда накопления предприятия могут осуществлять различные инвестиционные проекты, подготовку и переподготовку кадров. За счет фонда потребления возможно увеличение социальных выплат сотрудникам предприятия, а также содержание учреждений социальной сферы.

Предполагается, что рациональный предприниматель должен быть нацелен на получение максимально возможного объема прибыли.

Государство также должно быть заинтересовано в увеличении прибыли предприятий, так как в структуре доходов государственного бюджета налог на прибыль занимает второе место после налога на добавленную стоимость.14

При фиксированных ценах размер реализуемой прибыли зависит от динамики себестоимости. Именно в этой связи с себестоимостью прибыль характеризует экономическую эффективность производства, рост ее увеличивает доходы предприятий и государственного бюджета.

В условиях инфляции рост прибыли может быть определенным вкладом рост цен. Так, либерализация цен в 1992 г. Позволила предприятиям на первых порах не только переложить на потребителя подорожание в смежных отраслях (и прежде всего энергоносителей), но и получить некоторую сверх прибыль.

Относительной величиной прибыли является рентабельность. Следует учесть, что если цены регулируются государством, то регулируется не прибыль, а норма рентабельности. Объясняется это тем, что абсолютная величина прибыли - величина производная, зависящая именно от нормы рентабельности. Существую множество видов рентабельности: рентабельность затрат, продаж, рентабельность имущества, рентабельность уставного и пр. капитала. В ценообразовании важна рентабельность изделий, которая аналогична рентабельности затрат. Она показывает эффективность выпуска, поскольку отражает взаимосвязь массы прибыли, полученной от реализации продукции, и использованных на ее производство затрат. При этом прибыль, включаемая в расчетную оптовую цену, должна обеспечить предприятию нормальную деятельность в соответствии с действующим законодательством без потерь для бюджета.

Прибыль от реализации продукции по свободным оптовым (отпускным) ценам определяется как разница между выручкой от реализации продукции и товаров по свободным отпускным ценам, без налогов и сборов, не относящихся на себестоимость, и затратами, включенными в себестоимость (на производство и реализацию). Никаких предельных нормативов рентабельности при этом не предусматривается. Вместе с тем налоговая практика свидетельствует о том, что при установлении цены конкретного изделия в ее состав должна включаться прибыль, рассчитанная исходя из уровня рентабельности в размере не менее 25%.15

II. Оценка финансового состояния организации на примере «ООО Дон Агро» 2.1. Анализ динамики состава и структуры актива и пассива баланса

Бухгалтерский баланс – это информация о финансовом положении хозяйствующей единицы на определённый момент времени, отражающая стоимость имущества предприятия и стоимость источников финансирования. Анализ финансово-экономического состояния предприятия следует начинать с общей характеристики состава и структуры актива (имущества) и пассива (обязательств) баланса.

Анализ структуры активов и пассивов бухгалтерского баланса является частью анализа имущественного положения организации при анализе финансового состояния предприятия. Анализ активов и пассивов баланса позволяет проследить динамику их состояния в анализируемом периоде. Анализ структуры и динамики статей баланса показывает:

  • какова величина текущих и постоянных активов, как изменяется их соотношение, а также выявить источники финансирования;

  • какие статьи растут опережающими темпами, и как это сказывается на структуре баланса;

  • увидеть долю запасов и дебиторской задолженности в структуре активов;

  • насколько велика доля собственных средств, и в какой степени компания зависит от заемных ресурсов;

  • каково распределение заемных средств по срокам погашения;

  • какую долю в пассивах составляет задолженность перед бюджетом, банками и трудовым коллективом

Таблица 1 - Вертикальный анализ баланса

Наименование статей

Абсолютные величины

Относительные величины

на начало

на конец

Изменения

( +, - )

на начало

на конец

Изменения

(+, -)

в % к величине на начало года

в % к изменению итога баланса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ОС

550414

577089

+26675

43,6

39,1

-4,5

4,8

12,3

Итого внеоборотные активы

576906

604714

+27808

45.7

40,9

-4.8

4,8

12.8

Запасы:

566296

683720

+117424

44,9

46,2

+1,3

20,7

54,3

Дебиторская задолженность

66735

13170

+64975

5,3

8,9

+3,6

97,3

30,1

Денежные средства и экв.

1026

38604

+37578

0,08

2,6

+252

3662,5

17,3

Прочие оборотные активы

-

-

-

-

-

-

-

-

Итого оборотные активы

684340

872603

+188263

54,2

59,1

+4,9

27,5

87,1

БАЛАНС

1261246

1477317

+216071

100

100

0

17,1

100

Уставный капитал

174173

174173

0

13,8

11,7

-2,1

0

0

Добавочный капитал

-

-

-

-

-

-

-

-

Резервный капитал

-

-

-

-

-

-

-

-

Нераспределённая прибыль

84045

775529

-6516

6,6

5,2

-1,4

-7,7

-3,01

Итого капитал и резервы

294229

322336

+28107

23,3

21.8

-1,5

9,5

13,0

Заемные средства

612423

77352

-535571

48,6

45,2

-43.4

-87.2

-13,8

Отложенные налоговые обязательства

2635

2635

0

0.2

0.2

0

0

0

Итого долгосрочные обязательства

642350

624658

-17692

50.9

42,2

-8,7

-2.7

-8,1

Заемные средства

208316

420566

+212250

16,5

28,4

+11,9

101,8

98,2

Кредиторская задолженность

110915

106495

-4421

8,8

7,2

-1,6

-3,9

-2,04

Итого краткосрочные обязательства

324667

530323

+205656

25,7

35,9

+10,2

63,3

95,1

БАЛАНС

1261246

1477317

+216071

100,00

100,00

0

17,1

100,00

Вертикальный анализ (структурный) – определение структуры итоговых финансовых показателей, с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Технология вертикального анализа состоит в том, что общую сумму активов предприятия (при анализе баланса) и выручку (при анализе отчета о прибыли) принимают за сто процентов, и каждую статью финансового отчета представляют в виде процентной доли от принятого базового значения.

Вертикальный анализ бухгалтерского баланса показывает, из-за чего произошли изменения платежеспособности в рассматриваемом периоде анализируемой компании. Вертикальный анализ представляет собой расчет доли анализируемой статьи баланса в общем итоге баланса.

Из анализа таблицы 1 видно, что в составе активов баланса, большая часть приходится на оборотные активы, что составляет 59,1%. Если рассмотреть структуру пассива, то здесь большую часть занимают долгосрочные обязательства 42,2%.

Следует заметить, что уменьшается доля капитала и резервов на 1,5%. Возможно причиной этого стало снижение доли уставного капитала на 2,1%,а так же нераспределенной прибыли на 1,4%.

Если рассмотреть структуру внеоборотных активов то здесь значительное место занимают основные средства, хотя видно понижение к концу года на 4,5%.Такие изменения связаны со списанием не годного для производства оборудования.

В тоже время повышается удельный вес оборотных активов на 4,9%, что как видно связано с увеличением денежных средств на 2,5%,запасов на 1,3% и дебиторской задолженности на 3,6%.

Наименование статей

на начало года

на конец года

изменения (+, -)

темп роста,

%

т.р.

%

т.р.

%

т.р.

%

1

2

3

4

5

6

7

8

Основные средства

550414

43,6

577089

39,1

+26675

-4,5

4,8

Итого внеоборотные активы

576906

45,7

604714

40,9

+27808

-4,8

4,8

Запасы:

566296

44.9

683720

46,2

+117424

+1,3

20.7

Дебиторская задолженность

66735

5,3

131710

8,9

+64975

+3,6

97,3

Денежные средства

1026

0,08

38604

2,6

+37578

+252

-

Прочие оборотные активы

-

-

-

-

-

-

-

Итого оборотные активы

684340

54,2

872603

59,1

+188263

+4,9

27,5

БАЛАНС

1261246

0

1477317

0

+216071

0

17,1

Уставный капитал

174173

13,8

174173

11,7

0

-2,1

0

Добавочный капитал

-

-

-

-

-

-

-

Резервный капитал

-

-

-

-

-

-

-

Нераспределенная прибыль

84045

6.6

77529

5,2

-6516

-1,4

-7,7

Итого капитал и резервы

294229

23,3

322336

21,8

+28107

-1,5

9,5

Заемные средства

612923

48,6

77352

5,2

-535571

-43,4

-87,3

Отложенные налоговые обязательства

2635

0,2

2635

0,2

0

0

0

Итого долгосрочные обязательства

642350

50,9

624658

42,2

-17692

-8,7

-2,7

Заемные средства

208316

16,5

420566

28,4

+212250

+11,9

101,8

Кредиторская задолженность

110916

8,8

106495

7,2

-4321

-1,6

-3,9

Итого краткосрочные обязательства

324667

25,7

530323

35,9

+205656

+10,2

63,3

БАЛАНС

1262246

100,00

1477317

100,00

+21607

0

17,1

Таблица 2-Горизонтальный анализ баланса

Горизонтальный анализ – это сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом в относительном и абсолютном виде с тем, чтобы сделать лаконичные выводы.

Иначе говоря, горизонтальный анализ – это сравнение показателей текущего периода с теми же показателями прошлого периода, то есть наблюдение динамики (уменьшение или увеличение значения показателя во времени). Необходимо обратить внимание на такие строки актива баланса, как «Финансовые вложения», «Денежные средства и денежные эквиваленты» и «Дебиторская задолженность». Вычитаем из показателя отчетного периода показатель прошлого периода и смотрим, произошло увеличение или уменьшение статьи.

Из анализа таблицы 2 можно увидеть, что повысился валютный баланс на 17,1%,что свидетельствует о повышении производственных возможностей предприятия. Оборотные и внеоборотные активы увеличились на 4,8% и 27,5%. Это говорит, что организация улучшает свои финансовые возможности. Далее видно как идет сокращение доли долгосрочных обязательств по заемным средствам на 84,3%. Данный показатель свидетельствует об улучшении экономического состояния. Но в тоже время идет увеличение по краткосрочным обязательствам на 101,8%. Это влияет на оборачиваемость активов.

За счет увеличения денежных средств предприятия, увеличились оборотные активы. Увеличилась дебиторская задолженность на 97,3% за счет полного контроля за платежно-расчетной системой организации. Снизилась нераспределенная прибыль, на 7,7% что свидетельствует о сокращении деловой активности предприятия.

2.2. Оценка финансовой устойчивости «ООО Дон Агро»

Финансовая устойчивость — это определенное состояние счетов предприятия, гарантирующее его постоянную платежеспособность. Знание предельных границ изменения источников средств для покрытия вложений капитала в основные фонды или производственные запасы позволяет генерировать такие направления хозяйственных операций, которые ведут к улучшению финансового состояния предприятия, к повышению его устойчивости.

Финансовая устойчивость определяется показателем обеспеченности запасов предприятия собственными и заемными источниками формирования основных и оборотных производственных фондов. В соответствии с обеспеченностью запасов и затрат собственными и заемными источниками формирования различают следующие типы финансовой устойчивости

Таблица 3 -Типы финансовой устойчивости предприятия

Типы финансового состояния

СОС

СДИ

ОИ

Абсолютная финансовая устойчивость

+

+

+

Нормальная финансовая устойчивость

-

+

+

Неустойчивое финансовое состояние

-

-

+

Кризисное финансовое состояние

-

-

-

Исходя из вышеперечисленных показателей, можно определить тип финансовой устойчивости предприятия. Тип финансовой устойчивости определяется по модели, в качестве излишка или недостатка по каждому из трех показателей.

+ + +-первый тип характеризует абсолютную финансовую устойчивость и свидетельствует о том, что все запасы предприятия покрываются собственными оборотными средствами .Данное состояние встречается довольно редко и не всегда его можно охарактеризовать как безупречное, так как, основываясь на его результатах можно сделать вывод, что предприятие не может правильно использовать внешние источники для своей деятельности.

+ + – -второй тип называется нормальная финансовая устойчивость. Он означает, что запасы предприятия покрываются не только за счет собственных оборотных средств, но и за счет долгосрочных кредитов и займов. Такое состояние для предприятия является самым оптимальным.

– – + - третий тип характеризуется как не устойчивое финансовое состояние. Он свидетельствует, что платежеспособность предприятия нарушена. Для стабилизации такой ситуации следует уменьшить дебиторскую заложенность, увеличить собственные оборотные средства и ускорить оборачиваемость запасов.

– – – - четвертый тип характеризует кризисное финансовое состояние, состояние при котором предприятие находится на грани банкротства и его денежные средства не позволяют покрыть даже кредиторскую задолженность.

Таблица 4 - Динамика обеспеченности запасов и затрат предприятия финансовыми источниками

Показатели

Условные обозначения

Значение,т.р.

Абсолютное отклонение

Пред.год

Отч.год.

1.Собственные источники оборотных средств

СИ

294229

322336

28107

2.Внеоборотные активы

ВА

576906

604714

27808

3.Наличие собственных оборотных средств

СОС= СИ-ВА

СОС

-282677

-282378

299

4.Долгосрочные пассивы

ДП

642350

624658

-17692

5.Наличие собственных и долгосрочных источников формирования запасов и затрат СДИ=СОС+ДП

СДИ

359673

342280

-17393

6.Краткосрочные заемные средства

КЗС

324667

530323

205656

7.Общая величина источников формирования запас и затрат

ОИ

682340

872603

190263

8.Запасы

З

566296

683720

117424

9.Трехкомпонентный показатель

 

0

1

1

Анализ динамики обеспеченности запасов и затрат предприятия финансовыми источниками показал, что практически все показатели в отчетном году по сравнению с базисным, увеличиваются кроме долгосрочных пассивов и собственных источников формирования запасов и затрат. Следует заметить, что показатели соответствующие таблице 3,такие как, собственные источники формирования запасов и затрат (СОС) и общая величина источников формирования запасов и затрат(ОИ) имеют положительное значение. Когда, собственные оборотные средства(СОС)-отрицательное. Данная ситуация показывает, что предприятию характерен второй тип финансовой устойчивости. Данный тип устойчивости является самым благоприятным для предприятия.

Финансовая устойчивость предприятия – это независимость его в финансовом отношении и соответствие состояние активов и пассивов компании задачам финансово-хозяйственной деятельности.

В российской практике обобщающим показателем финансовой устойчивости компании является излишек или недостаток средств, для формирования запасов и затрат, получаемый в виде разницы величины источников средств и величины запасов и затрат. Это по сути дела абсолютная оценка финансовой устойчивости.

Соотношение стоимости запасов и величин собственных и заемных источников их формирования – один из важнейших факторов устойчивости финансового состояния предприятия. Степень обеспеченности запасов источниками формирования выступает в качестве причины той или иной степени текущей платежеспособности (или неплатежеспособности) организации.

Таблица 5 - Анализ финансовой устойчивости

Показатели

2014 г.

2015 г.

Отклонения

Темпы роста

2015/2014

2015

Источники собственных средств

294229

322336

28107

9,5

Внеоборотные активы

576906

604714

27808

4,8

Собственные оборотные средства

-282677

-282378

299

-0,2

Долгосрочные кредиты и займы

642350

624658

-17692

-2,8

Наличие оборотных средств и долгосрочных заемных источников для формирования запасов и затрат

359673

342280

-17393

-4,9

Краткосрочные пассивы

324667

530323

205656

63,3

Общая величина основных источников формирования запасов и затрат

682340

872603

190263

27,8

Величина запасов и затрат

1306814

1386269

79455

6

Излишек (недостаток) собственных оборотных средств для формирования запасов и затрат

-1589491

-1668647

-79156

4,8

Излишек (недостаток) собственных оборотных средств и долгосрочных заемных средств для формирования запасов и затрат

-947141

-1043989

-96848

10,2

Излишек (недостаток) общей величины основных источников формирования запасов и затрат

-624474

-513666

573108

-17,8

Трехмерный показатель типа финансовой устойчивости

001

001

Х

Х

Финансовая устойчивость оценивается по соотношению собственного и заемного капитала, по темпам накопления собственного капитала в результате текущей и финансовой деятельности, соотношению мобильных и иммобилизованных средств предприятия, по степени обеспеченности материальных оборотных средств собственным капиталом.

Сделав анализ финансовой устойчивости, мы пришли к выводу, что в целом тенденция показателей положительная, но не смотря на это есть и отрицательные значения показателей: собственных оборотных активов (СОС),наличия оборотных средств и долгосрочных заёмных источников формирования запасов и затрат.

Следуя из данных показателей, трехмерный показатель типа финансовой устойчивости будет иметь вид: - - + т.е. не устойчивое финансовое состояние. Это свидетельствует, что платежеспособность предприятия нарушена.

Таблица 6 - Расчет и анализ относительных коэффициентов финансовой устойчивости

Показатели

Норматив

2014 г.

2015 г.

Отклонение

Темп роста

2015/2014

2015

  1. Имущество предприятия

-

1261246

1477317

216071

17

  1. Источники собственных средств

-

294229

322336

28107

9,5

  1. Краткосрочные пассивы

-

324667

530323

205656

63,3

  1. Долгосрочные кредиты и займы

-

642350

624658

-17692

-2,8

  1. Итого заемных средств

-

967017

1154981

187964

19,4

  1. Внеоборотные активы

-

576906

604714

27808

4,8

  1. Оборотные активы

-

684340

872603

188263

27,5

  1. Запасы и затраты

-

1306814

1386265

79566

6

  1. Собственные оборотные средства

-

-282677

-282378

299

-0,2

  1. Коэффициент автономии (стр. 2/ стр. 1)

≥ 0,5

0,3

0,3

0

0

Соотношение заемных и собственных средств (стр. 5/ стр. 2)

< 0,7

3,2

3,5

0,3

9

Коэффициент обеспеченности собственными средствами (стр. 9/ стр. 7)

≥ 0,1

-04

-0,3

0,1

-25

Коэффициент маневренности (стр. 9/ стр. 2)

> 0,5

-0,9

-0,8

0,1

-12

Коэффициент соотношения мобильных и иммобилиз. средств (стр.7/ стр.6)

-

1,1

1,4

0,3

27

Имущество произ-го назначения (стр. 6+стр.8)/ стр. 1)

≥ 0,5

0,1

0,1

0

100

Из анализа таблицы 6,мы видим, какие значения имеют относительные коэффициенты финансовой устойчивости. Например, коэффициент автономии ниже нормативного значения. Это характеризуется малая величина собственного капитала в общей величине источников имущества. Что касаемо коэффициента обеспеченности собственными средствами, он имеет отрицательное значение, что не соответствует нормативу, тем самым показывая дефицит запаса собственных средств.

Коэффициент маневренности так же имеет отрицательное значение, что показывает не мобильность большей доли собственных средств.

Коэффициент соотношения заёмных и собственных средств в 2015 году составил 3,5%,что превышает норму. Следовательно, это показывает, что у предприятия большая зависимость от заемных средств. В целом анализ относительных показателей свидетельствует о неустойчивом состоянии предприятия.

Коэффициент автономии — характеризует отношение собственного капитала к общей сумме капитала (активов) организации. Коэффициент показывает, насколько организация независима от кредиторов. Чем меньше значение коэффициента, тем в большей степени организация зависима от заемных источников финансирование, тем менее устойчивое у нее финансовое положение.

Коэффициент соотношения собственных и заемных средств - определяется как отношение общей суммы задолженности (долгосрочной и краткосрочной) к величине собственного капитала. Используется при оценке платежеспособности организации, решении вопроса о выборе источников финансирования в финансовом менеджменте. Уровень данного коэффициента выше допустимого свидетельствует о потенциальной опасности возникновения недостатка собственных денежных средств.

Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных средств – показывает, сколько внеоборотных активов приходится на каждый рубль оборотных активов. Для данного показателя нормативных значений не установлено. Нормативное значение специфично для каждой отдельной отрасли, но при прочих равных условиях увеличение коэффициента является положительной тенденцией.

Коэффициент маневренности собственных средств — показывает, способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства в случае необходимости за счет собственных источников.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами— показывает, какая часть запасов и затрат финансируется за счет собственных источников. Рост коэффициента положительно сказывается на финансовой устойчивости компании.

Коэффициент имущества производственного назначения — показывает долю имущества производственного назначения в активах предприятия.

2.3 Анализ платежеспособности и ликвидности «ООО Дон Агро»

Ликвидность баланса предприятия – способность компании с помощью своих активов покрывать обязательства перед кредиторами. Ликвидность баланса является одним из важнейших финансовых показателей предприятия и напрямую определяет степень платежеспособности и уровень финансовой устойчивости. Чем выше ликвидность баланса, тем больше скорость погашения задолженностей предприятия. Низкая ликвидность баланса – это первый признак риска банкротства.

Анализ ликвидности баланса представляет собой группировку всех активов и пассивов предприятия. Так активы ранжируются по степени их реализуемости, т.е. чем больше ликвидность актива, тем выше его скорость трансформации в денежные средства. Сами денежные средства обладают максимальной степенью ликвидности. Пассивы предприятия ранжируются по степени срочности погашения.

Таблица 7 - Финансовые коэффициенты

Показатели

Расчёт

Значение

Норм.

значе-ние

Отклонение

пред.

период

отч.

период

Абс.

ТR,%

коэффициенты капитализации

1.Коэффициент независимости

 

0,2

0,2

>0,3

0

0

2.Доля заемных средств в стоим. имущества

 

0,4

0,5

0,1

0,097

-

2.Коэффициент промежуточной ликвидности

 

0,3

0,4

>0,8

0,1

33

3.Коэффициент покрытия (общей ликвидности)

 

2,1

1,6

>2

-0,5

-23,8

показатели деловой активности

1.Коэффициент оборачиваемости (общий)

 

0,5

0,5

-

0

0

2.Оборачиваемость запасов

 

1,2

1.1

-

-0,1

-8,3

3.Оборачиваемость собственных оборотных средств

 

1,8

2,2

-

0,4

22,2

4.Коэффициент обес-ти собс. обор. средствами

 

-0,4

-0,3

>0,1

0,1

-25

Исходя из анализа финансовых коэффициентов, рассмотренных в таблице 7,заметим, коэффициент независимости не значительно не соответствует нормативному значению, что показывает о малой доли зависимости от заемных средств. Отсюда видно, как доля заемных средств увеличилась на 25%.Коэффициент оборачиваемости в текущем периоде по сравнению с предыдущим не изменился, что составляет 0,5.Оборачиваемость запасов сократилась на 8,3%.

Рассматривая коэффициенты ликвидности видно, что коэффициент абсолютной ликвидности увеличился с 0,003 до 0,097 в отчетном году. Это свидетельствует о том, что у предприятия повысилась способность к погашению текущих обязательств. Что касается коэффициента промежуточной ликвидности, то он увеличился с 0,3 до 0,4. Это способствует погашению своих краткосрочных обязательств за счет продажи ликвидных активов. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами снизился на 25%, следовательно, большая часть оборотных активов финансируется за счет заемных средств.

Финансовые коэффициенты - это относительные показатели финансовой деятельности предприятия, выражающие связь между двумя или несколькими параметрами.

Для оценки текущего финансового состояния предприятия применяют набор коэффициентов, которые сравнивают с нормативами или со средними показателями деятельности других предприятий отрасли. Коэффициенты, выходящие за рамки нормативных значений, сигнализируют о «слабых местах» компании.

Коэффициент капитализации показывает соотношение заемных средств и суммарной капитализации и характеризует степень эффективности использования компанией собственного капитала. Он позволяет определить, насколько велика зависимость деятельности компании от заемных средств.

Таблица 8 - Агрегированный баланс предприятия для оценки ликвидности

Агрегированные статьи

Группа активов

Агрегированные статьи

Группа пассивов

2014г.

2015г.

2014г.

2015г.

А1 наиболее ликвидные активы

53859

46840

П1 наиболее срочные обяз-ва

106495

110915

А2 быстро реализуемые активы

131710

66735

П2 краткосрочные пассивы

420566

208316

А3 медленно реализуемые активы

683720

566296

П3 долгосрочные пассивы

624658

642350

А4 трудно реализуемые активы

872603

684340

П4 постоянные пассивы

325598

299665

Рассмотрев агрегированный баланс предприятия для оценки ликвидности, видно, что уравнения показателей ликвидности не соблюдаются. Следовательно, делаем вывод – ликвидность на предприятии «ООО Дон Агро» труднореализуемая исходя из данных уравнений:

А1 ≥ П1

А2 ≥ П2

А3 ≥ П3

А4 ≤ П4

Все активы фирмы в зависимости от степени ликвидности, то есть скорости превращения в денежные средства можно условно подразделить на следующие группы:

1) Наиболее ликвидные активы (А1) - суммы по всем статьям денежных средств, которые могут быть использованы для выполнения текущих расчетов немедленно. В эту группу включаются краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги).

2) Быстро реализуемые активы (А2) - активы, для обращения которых в наличные средства требуется определенное время. В эту группу можно включить дебиторскую задолженность (платежи ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), а также прочие оборотные активы.

3) Медленно реализуемые активы (А3) - сюда включают наименее ликвидные активы. К этим активы относят запасы, дебиторская задолженность (платежи, по которым ожидаются более, чем через 12 месяцев после отчетной даты), налог на добавленную стоимость. В эту группу не включают "Расходы будущих периодов". Готовые запасы не могут быть проданы до тех пор, пока не найден будет покупатель. Запасы сырья, материалов и незавершенной продукции можно потребовать предварительной обработки, прежде чем их можно продать и преобразовать в наличные средства.

4) Трудно реализуемые активы (А4) - активы, которые предназначенные для использования в хозяйственной деятельности в течение относительно продолжительного периода времени. Включает статьи первого раздела актива бухгалтерского баланса.

Пассивы бухгалтерского баланса по степени возрастания сроков погашения обязательств группируются следующим образом:

Наиболее срочные обязательства (П1) - кредиторская задолженность, расчеты по дивидендам, прочие краткосрочные обязательства, ссуды, непогашенные в срок.

Краткосрочные пассивы (П2) - краткосрочные заемные кредиты банков и прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Долгосрочные пассивы (П3) - долгосрочные заемные кредиты и прочие долгосрочные пассивы - статья 5 раздела П бухгалтерского баланса.

2.4 Анализ финансовых результатов «ООО Дон Агро»

Таблица 9 - Анализ финансовых результатов

Показатели

Сумма, тыс.руб.

Темп роста, %

Удельный вес (%) к выручке от продажи товаров, продукции

Изменение

(+,-)

2014г.

2015г.

2015 к 2014 г.

2014г.

2015г.

2015 к 2014г.

Выручка

671379

747186

11,2

-

-

-

Себестоимость продаж

598270

628435

5

89,1

84.1

-5

Валовая прибыль (убыток)

73109

118451

62,4

10,8

15,8

5

Коммерческие расходы

2415

647

26,7

0,35

0,08

-0,27

Управленческие расходы

26693

334047

27,5

3,9

4,5

0,6

Прибыль(убыток) от продаж

44001

84057

91

6,5

11,2

4,7

Финансовый результат от прочих операций

-

-

-

-

-

-

Прибыль (убыток) до налогообложения

8346

11910

42.7

1,2

1,5

0,3

Текущий налог на прибыль

1173

1976

68,4

0,1

0,2

0,1

Чистая прибыль (убыток)

5907

6516

10.3

0,8

0,9

10

Из таблицы 9 видно, что показатель прибыли от продаж увеличился на 4,7%,за счет выросшей выручке на 11,2%.Следует заметить, коммерческие расходы сократились.

Прибыль до налогообложения увеличилась на 0,3%, за счет повышения прибыли от продаж на 4,7%. Таким образом, величина чистой прибыли возросла на 10%, вследствие того, что увеличилась прибыль до налогообложения. Подводя итоги можно сказать, что произошло увеличение всех финансовых результатов в отчетном году по сравнению с данными прошлого года в большей или меньшей степени. И это является позитивным явлением, свидетельствующим о достаточной успешности финансово-хозяйственной деятельности данного предприятия.

2.5 Оценка потенциального банкротства «ООО Дон Агро»

Таблица 10 - Расчет исходных показателей двухфакторной модели М.А. Федотовой

Показатель

Единицы измерения

2014г.

2015г.

1

2

3

4

Исходные данные:

1. Оборотные активы

Руб.

684340

872603

2. Краткосрочные обязательства

Руб.

324667

530323

3. Сумма активов

Руб.

1261246

1477317

4. Заемные средства

Руб.

967017

1154981

Расчетные показатели:

5. Коэффициент текущей ликвидности

Отн.ед.

2,1

1,6

6. Отношение заемных средств к активам

Отн.ед.

1,3

1,2

Проведя методику оценки возможности банкротства М.А. Федотовой, можно сделать вывод о том, что расчет рейтингового числа X двухфакторной модели в 2014 г. составил Z = -2,5, а в 2015г.: Z = -2,0, следовательно, вероятность банкротства «ООО Дон Агро» очень низкая.

Исходя из данных расчета: Z = -0,3877 - 1,0736Ктл + 0,0579Кзс, (1)

Где:

Ктл - коэффициент текущей ликвидности;

Кзс - отношение заемных средств к активам;

-0,3877 - определенная эмпирическим путем константа

Применение данной модели для российских условий было исследовано в работах М. А. Федотовой, которая считает, что весовые коэффициенты следует скорректировать применительно к местным условиям и что точность прогноза двухфакторной модели увеличится, если добавить к ней третий показатель – рентабельность активов. Однако, новые весовые коэффициенты для отечественных предприятий ввиду отсутствия статистических данных по организациям – банкротам в России не были определены.

Таблица 11 - Расчет исходных данных показателей пятифакторной модели Э. Альтмана.

Показатель

Единицы измерения

2014г.

2015г.

Исходные данные:

1.Собственный капитал

Руб.

294229

322336

2. Заемные средства

Руб.

612923

77352

3. Оборотные активы

Руб.

684340

872603

4. Выручка от продажи продукции

Руб.

671379

747186

5. Сумма активов

Руб.

1261246

1477317

6. Прибыль до налогообложения

Руб.

8346

11910

7. Чистая прибыль

Руб.

5907

6516

8. Внеоборотные активы

Руб.

576906

872603

Расчетные показатели:

9. Доля чистого оборотного капитала в активах

Отн. един.

-0,2

-0,3

10. Уровень рентабельности капитала

Отн. един.

0,01

0,004

11. Уровень доходности активов

Отн. един.

0,006

0,008

12. Отношение соб-ного кап-ла к заемным средствам

Отн. един.

0,5

4,2

13. Оборачиваемость активов

Отн.един.

0,5

0,5

Анализ методики оценки возможности банкротства с помощью пятифакторной модели Э. Альтмана показал, что за 2015 г. Z = 1,9, что говорит о малой вероятности банкротства. Исходя из формулы:

Z=0,17X1+0,874X2+3,10X3+0,42X4+0,995X5 (2), где

Х1- разность текущих активов и текущих пассивов / на общую сумму всех активов;

Х2-нераспределенная прибыль / обща сумма всех активов;

Х3-прибыль до уплаты процентов и налогов / общая сумма всех активов;

Х4- балансовая стоимость капитала / заемный капитал;

Х5- выручка от реализации / общая сумма активов

Интерпретация результатов: Z 1,23 - вероятность банкротства высока; Z 1,23 - вероятность банкротства малая.

Модель Альтмана – пяти факторная – также не лишена недостатков в плане применимости в России, тем не менее, на ее основе в нашей стране разработана и используется на практике компьютерная модель прогнозирования вероятности банкротства.

Здесь по-прежнему ничего не известно о базе расчета весовых значений коэффициентов. Отсутствие в России статистических материалов по организациям – банкротам не позволяет скорректировать методику исчисления весовых коэффициентов и пороговых значений с учетом российских экономических условий. Кроме того, пока что вызывает некоторое смущение коэффициент x4, в котором фигурирует суммарная рыночная стоимость акций предприятия; в настоящий момент в Российской Федерации отсутствует информация о рыночной стоимости акций большинства предприятий, да и в условиях неразвитости вторичного рынка российских, ценных бумаг у большинства организаций данный показатель теряет свой смысл.

Таким образом, можно отметить, что различия в специфике экономической ситуации и в организации бизнеса между Россией и Европой оказывают влияние и на сам набор финансовых показателей, используемых в моделях зарубежных авторов. Специалисты Экспертного института Российского союза промышленников и предпринимателей предлагают руководствоваться Z-счетом без его четвертой составляющей.

Таблица 12 - Расчет исходных показателей модели идентификации финансовых состояний предприятия, по системе показателей У. Бивера

Показатель

Единицы измерения

2014г.

2015г.

Исходные данные:

1.Текущие обязательства

Руб.

324667

530323

2. Заемный капитал

Руб.

612923

77352

3. Оборотные активы

Руб.

684340

872603

4. Выручка от продажи продукции

Руб.

671379

747186

5. Сумма активов

Руб.

1261246

1477317

6. Чистая прибыль

Руб.

5907

6516

7. Собственный капитал

Руб.

294229

322336

8. Внеоборотные активы

Руб.

576906

872603

9. Амортизация

Руб.

92405

86738

Расчетные показатели:

10. Коэффициент Бивера

Отн. един.

0,2

1,2

11. Коэффициент текущей ликвидности

Отн. един.

2,1

1,6

12. Экономическая рентабельность активов

Отн. един.

0,5

0,4

13. Финансовый леверидж

Отн. един.

48,5

5,2

14. Коэффициент покрытия оборотных активов собственными оборотными активами

Отн. един.

-41,3

-63,0

Известным финансовым аналитиком У. Бивером предложена система показателей для оценки финансового состояния предприятия с нормативными значениями, использующими аналитические данные зарубежных экономик.

Расчет исходных показателей модели идентификации финансовых состояний предприятия, по системе показателей У. Бивера, показал финансовое состояние компании с точки зрения ее возможного будущего банкротства. Специфика российских условий требует, чтобы модели прогнозировании риска финансовой несостоятельности учитывали как особенности отрасли, так и структуру капитала предприятия.

Шкала оценки риска банкротства построена на основе сравнения фактических значений показателей с рекомендуемыми значениями. Вероятность банкротства компании оценивается по одной из групп возможных состояний, где находится большинство расчетных значений показателей.

2.6 Мероприятия по улучшению финансового состояния «ООО Дон Агро»

Из проведенного анализа по предприятию ООО «Дон Агро» мы видим что, анализ имущества предприятия на протяжении 2014 - 2015 гг. имеет место стабильный рост имущества предприятия, что положительно сказывается на устойчивости предприятия. Рост имущества связан в основном за счет увеличения оборотных активов предприятия почти по всем статьям. Данное увеличение наблюдается в таких статьях как, материальные оборотные средства, увеличились денежные средства предприятия, что положительно сказывается на оценке имущества предприятия, свидетельствуя о том, что предприятие работает эффективно.

Негативным моментом при анализе оборотных активов является то, что у предприятия к концу анализируемого периода увеличилась дебиторская задолженность на 20%, это увеличение отрицательно сказывается на финансовой устойчивости предприятия.

Что касается заемных средств предприятия, то наблюдается их снижение за анализируемый период, как и собственных средств , что крайне отрицательно сказывается на финансовой устойчивости предприятия. Руководству предприятия, исходя из анализа выше перечисленных показателей, следует задуматься о повышении производительности.

Также имеет место необходимость замены оборудования и возможности внедрения новых технологий, которые позволят выпускать товары или предоставлять услуги, пользующиеся большей популярностью на рынке. Но не стоит забывать, при поиске путей улучшения финансового состояния предприятия, необходимо тщательно оценить затраты, необходимые для реализации данных мероприятий, а также возможное увеличение прибыли, которое может получить компания.

Сделав анализ абсолютных показателей, которые характеризуют степень обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования, был сделан вывод, что наблюдается не устойчивое финансовое состояние «ООО Дон Агро» за период 2014 и 2015 годы. Данное состояние свидетельствует, что платежеспособность предприятия нарушена. Для стабилизации такой ситуации следует уменьшить дебиторскую заложенность, увеличить собственные оборотные средства и ускорить оборачиваемость запасов.

Что бы повысить финансовую устойчивость, предприятию необходимо находить наиболее оптимальное соотношение финансовых ресурсов, при котором предприятие, свободно маневрируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также затраты по его расширению и обновлению

Заключение

Цена влияет на характеристики товара, методы его продвижения и каналы распространения, равно как и все эти факторы влияют на цену. Предприятие не просто устанавливает единую цену, а скорее создает целую систему ценообразования, которая охватывает цены на различные товары их ассортимент. Структура ценообразования изменяется одновременно с тем, как товар проходит свой жизненный цикл. Предприятие корректирует цены на товар, исходя из издержек и спроса, учитывая различные ситуации и потребности покупателей.

Рынок и цена – категории, обусловленные товарным производством. При этом первичным является рынок, что объясняется так: при товарном производстве экономические отношения проявляются главным образом не в самом процессе производства, а через рынок. Именно рынок является основной формой проявления товарно-денежных отношений и стоимостных категорий.

В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, сбалансированности спроса и предложения.

Предприятие должно поставить перед собой следующие цели:

  • обеспечение выживаемости;

  • максимизация текущей прибыли;

  • завоевание лидерства по показателям доли рынка или по показателям качества товара.

В зависимости от сферы деятельности, от доли занимаемого рынка предприятие должно выбрать один из следующих методов ценообразования:

  • средние издержки плюс прибыль;

  • анализ безубыточности и обеспечение целевой прибыли;

  • установление цены на основе ощущаемой ценности товара,

  • установление цены на основе уровня текущих цен,

  • установление цены на основе закрытых торгов.

Предприятие также должно учитывать, что установление окончательной цены на товар зависит от: психологического восприятия с обязательной проверкой; от того, что цена эта должна соответствовать установкам практикуемой предприятием политики цен и, что она будет благоприятно воспринята, собственным торговым персоналом предприятия, конкурентами, поставщиками и государственными органами.

При расчете исходной стоимости продукции предприятие пользуется различными подходами к проблеме ценообразования.

Решая вопрос об инициативном изменении цен, предприятие должно тщательно изучить вероятные реакции потребителей и конкурентов. Реакция потребителей зависит от того, какой смысл усматривают они в изменении цен. Реакции конкурентов являются либо следствием четких установок политики реагирования, либо результатом конкретной оценки каждой вновь возникающей ситуации. Предприятие, планирующее инициативное изменение цен, должна также предвидеть наиболее вероятные реакции поставщиков, дистрибьюторов и государственных учреждений.

В случае изменения цен, предпринятого кем-то из конкурентов, предприятие должно попытаться понять его намерения и вероятную длительность действия нововведения. Если предприятие желает быстро реагировать на происходящее, ей следует заранее запланировать свои ответные меры на возможные ценовые маневры конкурентов.

Учитывая сложность данной проблемы, необходимым является приобретение знаний в этой области для выбора правильного подхода в установлении цен при выходе на рынок. В целях достижения хороших результатов в производственной и коммерческой деятельности необходимо дальнейшее углубление такого рода знаний на основе изучения мирового опыта, специфики экономики РФ и других стран.

В условиях рынка все предприятия, достойные продолжать свою деятельность, должны быть самоокупаемыми, приносить прибыль, в противном случае их ждёт банкротство. Поэтому основным моментом в ценообразовании при переходе к рынку стал отказ от навязывания покупателям нереальных цен, оторванных от действительных запросов рынка. Как сама продукция, так и цены на неё должны быть признаны рынком и только им.

Библиографический список
  1. Архипова Д.В. Современные концепции механизма ценообразования [Текст] / Д.В. Архипова // Молодой ученый. 2014. №12. С. 131-133.

  2. Глик П.А. Теоретические основы ценообразования [Текст] / П.А. Глик, М.С. Егорова // Молодой ученый. 2015. №9. С. 573-576

  3. Ижгузина Н.Р. Мониторинг социально-экономического развития городских агломераций // Проблемы региональной экономики: теория и практика. Сборник материалов международной научной конференции. Киров: МЦНИП, 2015. С. 62–68.

  4. Исмагилова Л.А., Орлова Е.В. Управление производственно-экономическими системами на принципах сбалансированной эффективности: в сборнике XII Всероссийское совещание по проблемам управления ВСПУ-2014. М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН. 2014. С. 8086-8095.

  5. Корьева А.В. Управление эффективностью предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 6. С. 123-129.

  6. Орлова Е.В. Механизм эффективного ценообразования на продукцию промышленных предприятий // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-1 (41). С. 622-626. 2.

  7. Орлова Е.В. Экономико-математический инструментарий управления экономической системой в условиях неопределенности. // Экономика и предпринимательство /Уфа: УГАТУ, 2014. 172 с.

  8. Розанова Н.М., Зороастрова И.В. Экономический анализ фирмы и рынка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 279 с.

  9. Сланченко Л.И., Рассоленко Н.А. Современные способы ценообразования через призму психологического восприятия цены//[Текст] Сланченко Л.И., Рассоленко Н.А.// Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий»/№ 11 (26) Ноябрь 2013.-33с.

  10. Слепов В.А., Николаева Т.Е./ Учебное пособие / Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 144 с.

  11. Титоренко С.А. Формирование эффективной структуры затрат предприятия на основе концепции сбалансированного управления // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2012. № 3. С. 160-166.

  12. Филатов А.Ю., Айзенберг Н.И. Математические модели несовершенной конкуренции. Иркутск: Изд-во ИГУ. 2014. 117 с.

  13. Чибугаева С.Г. Ценовая политика предприятия [Текст] / С.Г. Чибугаева, Н.В. Андрианова // Молодой ученый. 2015. №12. С. 521-523.

  14. Чубаков, Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия [Текст]: учебник ИНФРА-М / Г.Н.Чубаков - М.: 2013.-234с.

  15. Шуляк П.Н. Ценообразование. М.: Дашков и К, 2013.,С.135 Ценообразование : Учебно-практическое пособие / П. Н. Шуляк. — 13-е изд ., перераб. и доп. — М .: Издательско-торговая корпорация « Дашков и К °», 2012. — 196 с

1 Орлова Е.В. Механизм эффективного ценообразования на продукцию промышленных предприятий // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-1 (41). С. 622-626. 2.

2 Шуляк П.Н. Ценообразование. М.: Дашков и К, 2013.,С.135 Ценообразование : Учебно-практическое пособие / П. Н. Шуляк. — 13-е изд ., перераб. и доп. — М .: Издательско-торговая корпорация « Дашков и К °», 2012. — 196 с

3 Чубаков, Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия [Текст]: учебник ИНФРА-М / Г.Н.Чубаков - М.: 2013.-234с.

4 Сланченко Л.И., Рассоленко Н.А. Современные способы ценообразования через призму психологического восприятия цены//[Текст] Сланченко Л.И., Рассоленко Н.А.// Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий»/№ 11 (26) Ноябрь 2013

5 Орлова Е.В. Экономико-математический инструментарий управления экономической системой в условиях неопределенности. // Экономика и предпринимательство /Уфа: УГАТУ, 2014. 172 с.

6 Корьева А.В. Управление эффективностью предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 6. С. 123-129.

7 Титоренко С.А. Формирование эффективной структуры затрат предприятия на основе концепции сбалансированного управления // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2012. № 3. С. 160-166.

8 Архипова Д.В. Современные концепции механизма ценообразования [Текст] / Д.В. Архипова // Молодой ученый. -- 2014. -- №12. -- С. 131-133.

9 Розанова Н.М., Зороастрова И.В. Экономический анализ фирмы и рынка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 279 с.

10 Сланченко Л.И., Рассоленко Н.А. Современные способы ценообразования через призму психологического восприятия цены//[Текст] Сланченко Л.И., Рассоленко Н.А.// Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий»/№ 11 (26) Ноябрь 2013

11 Глик П.А. Теоретические основы ценообразования [Текст] / П.А. Глик, М.С. Егорова // Молодой ученый. -- 2015. -- №9. -- С. 573-576

12 Ижгузина Н.Р. Мониторинг социально-экономического развития городских агломераций // Проблемы региональной экономики: теория и практика. Сборник материалов международной научной конференции. Киров: МЦНИП, 2015. С. 62–68.

13 Исмагилова Л.А., Орлова Е.В. Управление производственно-экономическими системами на принципах сбалансированной эффективности: в сборнике XII Всероссийское совещание по проблемам управления ВСПУ-2014. М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН. 2014. С. 8086-8095.

14 Филатов А.Ю., Айзенберг Н.И. Математические модели несовершенной конкуренции. Иркутск: Изд-во ИГУ. 2014. 117 с.

15 Титоренко С.А. Формирование эффективной структуры затрат предприятия на основе концепции сбалансированного управления // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2012. № 3. С. 160-166.

Просмотров работы: 1754