Бюджет (от стар. нормандского budget — кошель) — смета доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет — это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет). Изучением бюджета занимается наука финансы.
Бюджет является основополагающей единицей для ведения хозяйства, так как с его помощью существует все субъекты экономики, начиная от больших государств и заканчивая отдельным индивидом.
Основополагающими целями бюджетной политики Ивановской области являются: обеспечение долгосрочной сбалансированности и стабильности всей бюджетной системы региона, четкое выполнение всех поставленных обязательств, носящих первоочередной характер, а также исполнение этих обязательств наиболее перспективным и эффективным способом. Проведение бюджетной политики данного региона в предстоящем бюджетном цикле будет осуществляться в условиях тяжелой финансовой ситуации как в области, так и в государстве в целом. Это связано на фоне эмбарго ряда государств, и проводящей в ответ политики импорта замещения.
В будущем финансовом году областной бюджет потерпит ряд изменений в связи с прогнозируемым экономистами снижения налоговых и неналоговых доходов всего областного бюджета, а также установления предельно допустимого Бюджетным кодексом Российской Федерации размера дефицита. В результате к 2018 году объем государственного долга Ивановской области достигнет верхнего предела, что в свою очередь не позволит руководству данного региона в срок и полноценно выполнить обязательства и задачи, спроектированные на период 2015-2017 годы. Что, конечно же, в свою очередь приведет к сокращению статей расходов областного бюджета на другие направления, так как при этом происходит недостаток доходных источников в Ивановской области.
Данная диаграмма отображает ситуацию с бюджетом региона. Дефицит в 2014 году составил 3278845,5 руб. В 2015 долг возрос до 2883114736 руб. А к середине 2016 упал до 2244213198 руб.
Доходы консолидированного бюджета Ивановской области за 2014 год в сумме составляют 37339,1 млн. рублей и увеличились по сравнению с 2013 годом на 2,1%.
Данная гистограмма отображает динамику дефицита за текущий 2016 финансовый год. Как видно на графике изменения в размере государственного долга циклические и чередуются с каждым последующим месяцем. Однако размер дефицита бюджета Ивановской области в ноябре достигнул годового пика.
Бюджетная политика Ивановской области в сфере расходов в первую очередь ориентируется на обеспечение сбалансированности расходных полномочий и ресурсов для их исполнения.
Необходимо приведение к оптимальному уровню бюджетных расходов в соответствие со сложившейся финансовой и экономической ситуацией. Это даст возможность повысить точность бюджетного планирования и сократить статьи расходной части бюджета
Одним из принципов бюджетного выравнивания является стимулирование субъектов к увеличению собственной доходной базы. Наличие финансовой базы является необходимым условием реализации полномочий органов местного самоуправления и, следовательно, своевременного и полного решения вопросов местного значения. Финансовая самостоятельность муниципальных образований является основой функционирования местного самоуправления. В свою очередь, прежде всего, местные налоги должны являться одним из основных источников формирования местных бюджетов. Именно эти суммы напрямую доходят до местных жителей конкретных районов и поселений, где их и собрали. Поэтому самой актуальной на данный момент является задача по увеличению доходной базы местных бюджетов, в первую очередь за счет местных налогов.
Сегодня налоговое законодательство разграничило налоговые доходы по уровням бюджетной системы таким образом, что в местный бюджет поступают лишь два налога, а именно: земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Доходы местных бюджетов формируются за счет:
собственных налоговых доходов;
отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов;
дополнительных налоговых доходов, которые передаются вместо дотаций по нормативам.
Таблица 1
Муниципальные образования |
Налоговые доходы, тыс.руб. |
Фактические суммы ЕНВД, тыс.руб. |
Уд. вес в структуре налоговых доходов, в % |
Вичугский район |
26 057,8 |
2 485,8 |
9,5 |
Ивановский район |
192 105,5 |
8 932,7 |
4,6 |
Кинешемский район |
76 469,6 |
3 861,9 |
5,1 |
Лежневский район |
54 149,6 |
2 589,7 |
4,8 |
Пестяковский район |
15 500,3 |
1 050,8 |
6,8 |
Пучежский район |
38 397,0 |
2 428,0 |
6,3 |
Тейковский район |
28 471,0 |
757,9 |
2,7 |
Фурмановский район |
125 701,2 |
12 747,4 |
10,1 |
Шуйский район |
38 013,9 |
1 826,5 |
4,8 |
Итого |
594 865,90 |
36 680,70 |
6,17 |
Местным органам власти было предоставлено право корректировать работу базовой доходности коэффициента К2, который учитывает местные условия для деятельности малого бизнеса и влияет на размер вмененного дохода и единого налога. Однако это право для всех муниципалитетов региона ограничено, так как значение К2 является понижающим, и он может быть установлен в пределах от 0,005 до 1. Перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится данный налог, дан в п. 2 статьи 346.26 НК РФ, и местные органы не имеют права его расширять. Кроме того, сроки уплаты данного налога также определяются федеральным законодательством.
Таблица 2
Значение корректирующего коэффициента К2 в муниципальных образованиях Ивановской области.
Муниципальные образования |
П1 |
П2 |
П3 |
П4 |
П5 |
||
Населенные пункты городских поселений |
Населенны е пункты сельских поселений |
Центр населенног о пункта |
Окраины населенн ых пунктов |
В зав-ти от видов деятельнос ти |
В зав-ти от ассортимен та торговли |
В зав-ти от осуществлен ия деятельности |
|
Вичугский район |
0,44 |
0,33 |
1,1 |
0,7 |
0,1-1,0 |
0,2-1,0 |
0,5 |
Ивановский район |
0,5 |
0,7 |
- |
- |
0,12-1,0 |
0,2-1,0 |
0,8-1,0 |
Комсомольский район |
0,4 |
0,3 |
- |
- |
0,12-1,0 |
0,24-1,0 |
- |
Лежневский район |
0,55 |
0,4 |
- |
- |
0,08-0,75 |
0,24-1,27 |
- |
Пестяковский район |
0,45 |
0,33 |
1,0 |
0,7 |
0,1-1,0 |
0,26-1,0 |
0,8-1,0 |
Приволжский район |
0,4 |
0,21 |
1,0 |
0,9 |
0,16-1,0 |
0,28-1,0 |
0,8 |
Продолжение таблицы 2 |
|||||||
Тейковский район |
0,33 |
0,21 |
0,7 |
0,5 |
0,08-1,0 |
0,065-0,79 |
0,8 |
Фурмановский район |
1,0 |
0,68 |
1,0 |
0,6 |
0,05-1,0 |
0,16-1,0 |
0,6 |
Шуйский район |
0,36 |
0,23 |
1,0 |
0,6 |
0,14-1,0 |
0,28-1,0 |
0,7 |
Существует множественное число примеров максимально эффективной и успешной реализации муниципальных программ и использовании бюджета. Например, в Пучежском районе Ивановской области был создан специальный фонд по развитию малого предпринимательства. Фонд субсидирует треть кредитной ставки. В результате произошел существенный рост предприятий малого бизнеса, ориентированного на обслуживание населения. Также в Пучежском районе создан бизнес-инкубатор. Помещения для предприятий малого бизнеса сдаются в аренду по себестоимости. Таким образом, бизнес-инкубатор обеспечивает работой более 250 человек и тем самым районный бюджет.
В развитии малого и среднего бизнеса на территории Ивановской области имеется существенная дифференциация: территориальное распределение малых предприятий по муниципальным образованиям зависит от наличия сырьевых и материальных ресурсов, развития инфраструктуры и потребительского рынка. На долю городского округа Иваново приходится 58,3% количества субъектов малого и среднего предпринимательства региона. Основное количество малых предприятий - юридических лиц также сосредоточено в областном центре (69,2% от общего их числа).
Диаграмма показывает % соотношение специализированных районов.
Выводы:
Анализ доходов местных бюджетов показывает, что доходы в целом и налоговые поступления в частности не играют существенной роли в структуре формирования статей доходов местных бюджетов и являются дефицитными.
Общий объем налоговых доходов местных бюджетов Ивановской области невелик (6,17%), тем не менее, следует способствовать развитию малого и среднего бизнеса, являющегося потенциальным источником формирования бюджета, путем участия реализации муниципальных программ развития малого предпринимательства, формирования региональных кластеров и т.п.
Количество субъектов малого предпринимательства в муниципальном образовании, рассматриваемых в качестве источников повышения налоговых поступлений, существенно зависит от близости муниципального района к областному центру, а также зависит от развития самих районов, однако большая часть муниципалитетов имеют проблемы при формировании бюджета, что и показано в таблицах №7, 8, 9.
Сам бюджет Ивановской области является дефицитным, а регион дотационным, что не позволяет в полной мере выполнять поставленные руководством задачи.
Список применяемой литературы:
«Межмуниципальные соглашения как способ снижения дефицита местного бюджета» Авторы: О.А. Гришанова, Г.А. Прокопова
«Проблемы формирования и пути увеличения налогового потенциала муниципальных образований»
«Основные направления бюджетной политики Ивановской области»
Закон Ивановской области от 29.12.2015 N 148-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год» (в ред. 91-ОЗ).
http://df.ivanovoobl.ru/?page_id=2973
http://www.ivanovoobl.ru/materials.aspx?part=35
http://df.ivanovoobl.ru/?page_id=576
http://docs.cntd.ru/document/432839560
http://www.ivoblduma.ru/zakony/proekty-zakonov/15052/