СОДЕРЖАНИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОДЕРЖАНИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной российской экономике налог как историческое и социально-экономическое явление становится все более определяющим фактором развития общества, инструментом управления его воспроизводственными процессами.

Формируя общество с развитой рыночной экономикой, государство должно иметь адекватную и эффективную систему налогов и налогообложения и вести эффективную налоговую политику, которые бы отвечали общественным интересам, формировали благоприятные условия для хозяйственной деятельности, обеспечивали развитие и безопасность государства, учитывали интересы отдельных групп населения и каждого отдельного человека.

Выделенные особенности и факторы процесса налогообложения, их значимость для экономического и социального развития общества объективно выделяют управление налогами и налогообложением в качестве составной и самостоятельной части общей системы государственного управления, делают налоговый менеджмент одним из приоритетных направлений совершенствования управления российской экономикой.

Определяя налоговый менеджмент, применяемый ко всем уровням государственного и корпоративного управления, отметим ряд его особенностей. Во-первых, налоговый менеджмент это процесс, который осуществляется непрерывно во времени и пространстве, охватывая всё «налоговое пространство», все налоговые отношения. Во-вторых, это целенаправленный процесс воздействия на налоги и налогообложение для достижения определённых экономических, финансовых и социальных результатов. В-третьих, для достижения этих результатов требуются постановка целей и определение задач, осуществление планирования, организации, координации, мотивации и контроля. Государственный налоговый менеджмент необходимо рассматривать как особый, сложный, структурированный и специальным образом ориентированный научно-практический процесс, имеющий все основные системообразующие признаки и характеристики, и в первую очередь целеполагание. Это обстоятельство выдвигает на первый план рассмотрение методологических вопросов, целей государственного налогового менеджмента и его системного представления. [4].

Цель и эффективность налогового менеджмента, движение налоговых потоков обеспечиваются через организацию и функционирование налогового процесса на макро- и микроуровне. На уровне макроэкономики налоговый менеджмент структурно включает в себя налоговое право, налогообложение, налоговую политику, налоговую систему и налоговый механизм (см. рис. 1). На микроуровне налоговый менеджмент включает в себя только отдельные элементы налогового процесса, являющиеся прерогативой органов управления предприятием, а именно: налоговая политика, налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль самой организации (предприятия) [2].

Рисунок 1. Налоговый менеджмент в системе налоговых отношений и организационно-налоговых категорий управления налоговым процессом

Субъектами налогового менеджмента на макроуровне выступают государство в лице законодательных и исполнительных органов власти (Федеральное собрание Российской Федерации, Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, другие государственные структуры и учреждения, включая аналогичные органы власти и службы субъектов РФ), а на микроуровне сами налогоплательщики – юридические лица (предприятии, организации).

Объектом налогового менеджмента являются налоговые потоки, совершающие свое движение в результате выполнения налогами своих функций (совокупного эквивалента ценности услуг государства, фискальной, регулирующей и контрольной), а также налогового процесса на макро– и микроуровне. Причем, и для функционирования корпоративного, и для государственного налогового менеджмента объектом управления выступают как входящие, так и выходящие налоговые потоки, несмотря на то, что одни и те же потоки одновременно являются для государства доходом, а для предприятий-налогоплательщиков, расходом. Только комплексное управление входящими и исходящими налоговыми потоками в целом и каждом уровне в отдельности можно достигнуть желаемой цели и обеспечить эффективность налогового менеджмента [3].

Рисунок 2 Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за январь-октябрь 2015-2016 гг.

На октябрь 2016 года налог на прибыль, налог на добытые полезные ископаемые, подоходный налог, составили 21 % всех поступлений.

На четвертом месте по размерам поступлений составляет налог на добавленную стоимость. На октябрь 2016 года его удельный вес в общем объёме налоговых поступлений составил 20 %.

В соответствии с абз.2 п.15 Указа N 314 МНС было преобразовано в Федеральную налоговую службу (далее - ФНС) с передачей функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, а также по ведению разъяснительной работы по законодательству РФ о налогах и сборах Министерству финансов РФ, в ведении которого и находится Служба. При этом положения данного Указа, касающиеся МНС, должны были вступить в силу только после соответствующих федеральных законов.

В настоящее время Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в установленной сфере деятельности являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов [1].

Ключевой идеей государственного налогового менеджмента в части налогово-бюджетной политики остается снижение размера недоимки по налогам и другим обязательным платежам в государственный бюджет. Для обеспечения снижения потерь доходов республиканского бюджета необходимо решать системные проблемы налогового и таможенного администрирования в части совершенствования налогового, таможенного законодательства, усиления взаимодействия уполномоченных государственных органов.

Разработка налоговой политики, прежде всего, должна рассматриваться как фактор обеспечения макроэкономической устойчивости. Особое внимание должно быть уделено региональной составляющей обеспечения макроэкономического развития. Необходимо запустить механизм заинтересованности каждого региона в развитии собственной финансовой базы, важнейшим элементом которой является налоговый потенциал.

На новом этапе развития экономики страны возникает объективная необходимость оценки эффективности функционирования налоговой системы республики, отдельных видов налогов, сборов и других платежей в бюджет, а также эффективность введения специального налогового режима и отдельных видов льгот.

Библиографический список

  1. Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 // СПС «Консультант Плюс».

  2. Евстигнеев, Е. Н. Налоговый менеджмент и налоговое планирование в России [Текст] : монография / Е. Н. Евстигнеев, Н. Г. Викторова. - Москва : ИНФРА-М, 2014. - 269 с.

  3. Современное состояние налогообложения доходов физических лиц в РФ Ханнанова А.И., Галлямова Т.Р. В сборнике: Актуальные проблемы бухгалтерского учета и аудита в условиях устойчивого развития сельских территорий Сорник научных трудов по материалам Всероссийской студенческой научно-практической конференции. 2015. С. 196-198.

  4. Управление налоговой нагрузкой предприятия в Российской Федерации Галлямова Т.Р., Низамутдинова Д.Р. В сборнике: Социально-экономические проблемы развития аграрной сферы экономики и пути их решения Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию Башкирского государственного аграрного университета. 2015. С. 117-119.

  5. Стандартизация и методические аспекты управленческого аудита в сельскохозяйственных организациях Танзиля Рафаэльевна Галлямова Т. Р. Галлямова ; Башкир. гос. аграр. ун-т. Уфа, 2005.

  6. Налоговый контроль как один из факторов финансовой безопасноти государства Галлямова Т.Р. В сборнике: Профессия бухгалтера - важнейший инструмент эффективного управления сельскохозяйственным производством сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В.П. Петрова. 2015. С. 25-29.

Просмотров работы: 472