ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ПОТРЕБНОСТИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ НА УРОКАХ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ». - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ПОТРЕБНОСТИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ НА УРОКАХ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Лопатина Д.П. 1
1Оренбургский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Здоровье человека – тема достаточно важная для всех времён и народов, а в ХХI веке она становится ещё и первостепенной. Актуальность формирования здорового образа жизни младших школьников в общеобразовательных учреждениях обусловлена тем, что состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения.

Все большее значение в настоящий момент занимает проблема воспитания здорового образа жизни. Множество факторов способны оказывать негативное влияние на здоровье человека. Ухудшение здоровья у детей является не только медицинской проблемой, как показалось бы, но и педагогической. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что одной из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них здорового образа жизни. А для этого необходимо создать школьную деятельность таким образом, чтобы ученики смогли повысить уровень своего здоровья. Прежде всего, процесс социализации, воспитания – это приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь.

Бесспорно, что основы здорового образа жизни (ЗОЖ), выработку потребности в соблюдении его норм и принципов необходимо начинать со школьного возраста, поскольку фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, в период обучения в школе. Именно в этом возрасте, являющемся сензитивным периодом для ценностного принятия норм здорового образа жизни, формируются личностные качества, основы нравственности, социальные установки, привычки, отношения, в том числе к здоровью, ЗОЖ.

Однако, в реальной практике обучения, в результате освоения многих новшеств, которые включены сегодня в содержание образования, возникают различные отклонения в состоянии здоровья школьников, обусловленные как физиологической усталостью, так и психоэмоциональными перегрузками. Отсюда и многочисленные хронические заболевания, нарушения психики и нервные стрессы у обучаемых. Так, данные национального центра проблем формирования здорового образа жизни позволяют утверждать, что существующая система обучения не только не способствует улучшению здоровья учащихся, но зачастую содействуют его ухудшению.

Отсюда важнейшим направлением поиска путей решения проблемы является изменение общей парадигмы: переход от узкой ориентации лишь на сохранение и укрепление здоровья, на более широкое внедрение инновационных педагогических технологий, предусматривающих формирование умений, навыков и отношений, необходимых для осознания и оценки собственного здоровья, мотивирующих на здоровый образ жизни, принятие его ценностей и способствующих выработке адекватного поведения здоровой личности.

Формирование здорового образа жизни младших школьников будет решением проблемы ухудшения здоровья. Эти знания формируются в процессе реализации различных форм и методов обучения, например, во внеклассной деятельности и на уроках, используя беседы, практическую деятельность, чтение литературы, игры и т.п.

Форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса. Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образовательного процесса и других его элементов.

Существуют различные формы обучения, которые подразделяются по количеству обучающихся, времени и месту обучения, порядку его осуществления. Выделяют индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные формы обучения. Основными формами организации учебного процесса являются:

  1. индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие преподавателя с одним учеником.

  2. в групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах.

  3. фронтальная форма обучения предполагает работу преподавателя сразу со всеми учащимися в едином темпе и с общими задачами.

  4. коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся рассматриваются как целостный коллектив со своими особенностями взаимодействия.

Формы организации учебного процесса могут быть разнообразными: занятия на природе и в классе, уроки-путешествия, экскурсии, игры, викторины и др. В значительной степени эффективность усвоения знаний о здоровом образе жизни будет зависеть от разнообразия методов, используемых учителем в работе, при этом учитывая возрастные особенности младших школьников и личный пример педагога и родителей.

Метод обучения – совместная деятельность педагога и ученика, направленная на достижение определенной цели обучения. Методы бывают словесные, наглядные, практические, интерактивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские. Самыми эффективными для обучения у младших школьников в общеобразовательных учреждениях являются беседа, подвижные игры, физкультминутки, прогулки, рисование, литературное чтение, проектная деятельность.

Беседа в формировании ЗОЖ является необходимым методом работы с детьми. Темы могут быть абсолютно разными, но, тем не менее, должны затрагивать те проблемы, которые волнуют детей. Приоритетными могут быть темы душевного, нравственного здоровья, милосердия, доброты, тема гигиены, правильного питания, тема здоровых привычек и профилактика вредных.

Одна из форм поддержания здоровья - это движение. Движение - это жизнь, поэтому невозможно рассматривать формирование ЗОЖ у младших школьников без применения на занятиях двигательных упражнений. Ребенок, мало двигающийся часто заболевает, а также плохо развивается опорно-двигательная система. Прогулка рассматривается как способ снятия усталости, встречи с друзьями, отдыха, поддержания настроения. В формировании положительного отношения к физическому и нравственному здоровью большое значение имеет игра. Игра - эффективный вид деятельности, который позволяет продлить продуктивную работоспособность ребенка. Учитель раскрывает большой потенциал, используя игры, при этом подчиняя правила своим воспитательным и образовательным задачам. Подвижные игры способны закреплять навыки двигательной активности и участвовать в социализации ребенка через коллективную деятельность. Для проведения игр не требуется наличие специального инвентаря, их можно проводить в любом удобном месте, будь то полянка в лесу или небольшая площадка во дворе. В каждой игре есть определенные правила, предусматривающие ориентир в пространстве, устанавливающие цель и действия ребенка.

В упражнениях и подвижных играх с соревновательными элементами воспитывается творческое отношение детей к двигательной деятельности. Качества личности (критичность мысли, ответственность, активность, устремленность, преодоление трудностей) формируются в игре. Улучшает работу всех органов и систем двигательная активность на воздухе.

Одним из способов преодоления коммуникативных барьеров является рисование. Этот процесс помогает детям сосредоточиться на своих мыслях, отвлечься. Отличным методом исследования восприятия здоровья детьми будет рисунок в сочетании с письмом или диалогом. Педагог может попросить детей написать на одной стороне тетради признаки здорового человека и зарисовать их, а на другой стороне наоборот. После чего, в конце занятия следует активное обсуждение. Методика «Рисуй и пиши» очень любят малыши - это один из способов самопознания, который учит детей самостоятельно анализировать свой жизненный опыт, задумываться о своих желаниях и действиях.

Литературное чтение также можно применять на уроках БЖ в качестве метода формировании знаний ЗОЖ. Предположим, мы взяли отрывок из романа М. Твена «Приключение Тома Сойера», в котором описывается первый опыт курения главного героя и его друга. Цель такого урока может стать развитие навыков осознанного чтения, речи учащихся, внимания, воображения; умение анализировать собственные поступки; воспитание негативного отношения к вредным привычкам, в данном случае к курению.

Проектная деятельность для младших школьников может выполняться как группами, так и индивидуально, например, тема «Сохранение здоровья». Сначала нужно определить ту или иную проблему, которая может возникнуть у детей школьного возраста, определить пути решения. Можно подойти к такому проекту творчески: из сборников, журналов найти пословицы о здоровье, нарисовать и оформить стенды, плакаты. Так же можно совместно с учителем провести урок с использованием компьютерных презентаций – это повысит интерес детей к самому уроку и к поднятой проблеме.

Особую роль в проведении уроков и внеклассных мероприятий отводится современным интерактивным технологиям: демонстрация видеороликов о правилах личной гигиены, о вредных привычках и не только, также разработка проектов с применением мультимедийных презентаций, которые направлены на формирование здорового образа жизни у младших школьников в общеобразовательных организациях.

Таким образом, вырабатывать потребность в соблюдении норм и принципов здоровья необходимо начинать со школьного возраста, потому как фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, в период обучения в школе. Именно в этом возрасте, являющемся сензитивным периодом для ценностного принятия норм здорового образа жизни, формируются личностные качества, основы нравственности, социальные установки, привычки, отношения, в том числе к здоровью и здоровому образу жизни.

Список литературы

  1. Акимова, Л.А. Преподавание ОБЖ в школе: теория, методика, организация: учеб. пособие / Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина, А.М. Зуев. – Оренбург:ОГПУ, 2010. – 248 с.

  2. Акимова, Л.А. Здоровьесберегающие образовательные технологии как средство сохранения, укрепления, формирования здоровья обучающихся/Л.А. Акимова//сб. статей Международной научн.-практ.конф. «Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики (28.02.15, г.Уфа). -Уфа:Фэтерна, 2015.-С. 6-10

  3. Акимова Л.А. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в контексте реализации стандартов нового поколения/Л.А. Акимова // Основы безопасности жизни. - 2015.-№11.-С.49-54

  4. Анисимов, В. В. Общие основы педагогики: учебное пособие для вузов / В. В. Анисимов, О. Г. Грохольская, Н. Д. Никандров. - М.: Просвещение, 2006. - 574 с.

  5. Боголюбов, В. И. Перспективы развития педагогических технологий / Боголюбов В. И. // Школьные технологии. - 2005. - №3. - С. 10 - 15.

  6. Боровская, Л.А. Формирование у младших школьников основ здорового образа жизни как требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Л.А. Боровская. Психологические и педагогические науки. - 2013. - №2. - С. 97 – 102.

  7. Брехман, И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье. Л.: Наука. - 1987. - 125 с.

  8. Ерченко, К.А. Уровень сформированности знаний о здоровом образе жизни у младших школьников / К.А. Ерченко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №3. - С. 37-39.

Просмотров работы: 792