ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЮДЕЙ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЮДЕЙ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность.

В современном мире огромное значение имеет возможность усвоения, распределения и отторжения поступающей информации. Ее большое количество ухудшает способность студентов к ее принятию, переработке и сохранению в процессе учебной деятельности. Так же в последнее десятилетие увеличилось количество студентов, страдающих разными формами психосоматических патологий. При нахождении организма в длительном информационном стрессе страдает способность перевода информации из кратковременной памяти в долговременную. Это опосредовано хроническим утомлением и нарушением таких функций внимания как концентрация, распределение и переключение. Помимо большой информационной нагрузки большое значение имеет уменьшение двигательной активности. Как следствие – ухудшается адаптация, и появляются различные психофизиологические дисфункции.

Влияние психофизиологического перенапряжения на деятельность органов и систем.

Рассматривая влияние психофизиологического перенапряжения на деятельность органов и систем, нельзя не вспомнить исторический момент существования так называемой «Чикагской семерки», в которой рассматривается влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную, пищеварительную и эндокринные системы. На данный момент, в связи с влиянием внешних стрессовых факторов на организм человека, данный список пополнился десятками соматических заболеваний, предпосылками развития которых явилось психофизиологическое перенапряжение. Длительные стрессовые ситуации, а также различные дезадаптации оказывают влияние прежде всего на сердечно-сосудистую систему. Кратковременный стресс вызывает физиологические изменения, способствующие адаптации, но длительное эмоциональное перенапряжение оказывает чрезмерное влияние, что приводит к возникновению аритмий, повышению артериального давления и пр. По результатам проведенных раннее исследований доказано влияние эмоционального фона и состояния длительной повышенной тревожности на развитие данных патологий.

Нельзя не отметить влияние изменений эмоционального фона на кровеносную систему. Так при кратковременном стрессе повышается выброс клеточных элементов, что отмечается в клиническом анализе крови. Гематологические изменения носят транзиторный характер. При длительных стрессах происходит истощение запасов клеточных элементов в циркулирующей крови и костном мозге, что сопровождается возникновением лейкопенических, нейтропенических реакций и состоянием анемии. Данные факторы приводят к снижению защитной функции организма.

Также лимфатическая система, «основное оружие борьбы со стрессами», не справляется со своей задачей при хронических изменениях со стороны психической деятельности. Стресс изначально приводит к гиперактивации гладкомышечных клеток среднего слоя лимфатических сосудов, хронизация стрессового влияния приводит к истощению клеток и снижению защитного ответа в результате снижения самой функции лимфатических сосудов.

В возникновении изменений со стороны дыхания отмечается его тип, то есть грудной тип дыхания приводит к активации симпатического отдела, что вызывает появление психогенной одышки, гипервентиляции. Формирование психогенной бронхиальной астмы непосредственно связано с эмоциональным фоном, типом личности и поведением, обеспечивающим хронизацию и трудность излечения заболевания.

Немалое влияние оказывает психофизиологическое перенапряжение на эндокринную систему. Так, в результате стрессовых воздействий повышается функция многих желез, а, следовательно, и выработка ими гормонов, которые различными путями влияют на деятельность других органов и систем, вызывая адаптацию организма, а в последующем при истощении сил организма – дезадаптацию.

Практически все церебральные вегетативные нарушения являются психовегетативными. На фоне существующей патологии при хроническом стрессе эмоциональные нарушения углубляются за счет вторичных реакций на наступающие адаптивные расстройства и вегето-сосудистые и вегетативно-висцеральные синдромы. В свою очередь это усиливает вегетативные расстройства.

При неблагоприятных стрессорных воздействиях очень часто возникают дисфункции желудочно-кишечного тракта. Чаще заболевания ЖКТ встречаются у людей с дистонией вегетативной нервной системы и соответствующими расстройствами эндокринной системы. Заболевания печени, поджелудочной железы, кишечника, носящие функциональный характер, тесно связаны с состоянием центральных регулирующих механизмов: состоянием перенапряжения, суточных ритмов, режима дня.

В опорно-двигательном аппарате происходят дегенеративные процессы за счет нарушения координирующей работы нервной системы. В результате снижения регуляции со стороны ЦНС сокращается количество питательных веществ, происходят дисфункции биохимического обмена. Стрессорными причинами функциональных нарушений работы опорно-двигательного аппарата можно назвать изменение условий жизни и труда, снижение физических нагрузок, снижение силовых нагрузок на мышцы, ограничение общей двигательной активности.

Большое влияние на состояние кожи имеет воздействие внешних физических факторов, но наряду с этим имеет значение внутреннее психологическое состояние организма человека. Тяжелый эмоциональный стресс лежит в основе хронической крапивницы (72%), себореи (54%), очаговой алопеции (87%). Стресс приводит к нарушению структуры кожи и механизмов функционирования, резко повышается ее потребность в кислороде, начинаются дегенеративные процессы. При хроническом стрессе из-за постоянного выброса гормона стресса – адреналина происходит сужение сосудов, в результате чего ухудшается доступ крови к клеткам кожи – она становится более сухой и чувствительной.

Если человек находится в состоянии хронического стресса или хронической усталости, то, из-за понижения иммунитета, он становится более подверженным инфекциям мочевых путей. Достаточно широко распространены психогенные дисфункции половой сферы. Проявления нарушений достаточно разнообразны и ярко прослеживается гендерная специфика. Как сказано выше стресс изначально меняет личностную сферу. Снижается половое влечение, женщина может стать фригидной, мужчина импотентом. Профилактика стресса является необходимым звеном для установки полноценного гендерного здоровья, от которого зависит существование самого вида.

Цель и задачи:

Целью данного исследования было выявить студентов с наличием и со склонностью к психофизиологическим заболеваниям с помощью тестовых опросников. В задачи входило: проведение тестовых опросов студентов и дальнейший их анализ.

Методы:

В ходе исследования приняло участие 20 студентов 4 курса лечебного факультета, разного пола, средний возраст 20 лет. Использовались следующие тесты-опросники: 1).Торонтская Алекситимическая Шкала на уровень алекситимии; 2). Вопросник для выявления признаков вегетативных изменений; 3).Опросник Бека, предназначенный для диагностики депрессивных состояний; 4).Гиссенский опросник соматических жалоб; 5). Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера – Ханина

Результаты:

1. Оценка уровня алекситимии производится путем суммирования баллов, полученных за ответы на вопросы. Уровень алекситимии у здоровых людей – до 62 баллов, 63–73 балла – зона риска, свыше 74 баллов – наличие алекситимии.

При интерпретации результатов Торонтской Алекситимической Шкалы уровень алекситимии у всех студентов оказался до 62 баллов, что соответствует норме.

2. Для количественной оценки имеющихся признаков была проведена экспертная оценка вегетативных симптомов путем баллирования каждого признака по его удельному весу среди различных симптомов СВД (синдрома вегето-сосудистой дистонии). На этом основании было придано соответствующее количество баллов каждому симптому от 1 до 10 в случае положительного ответа на соответствующий вопрос. Общая сумма баллов, полученная при изучении признаков по вопроснику, у здоровых лиц не должна превышать 15, в случае же превышения можно говорить о наличии СВД. Таким образом, оказалось, что в группе студентов из 20 человек 5 – здоровы, 15 – имеют СВД.

3. По опроснику Бека считается, что испытуемый страдает депрессией, если он набрал более 25 баллов. Результат менее 10 баллов говорит об отсутствии депрессивных тенденций и хорошем эмоциональном состоянии испытуемого. Промежуточную группу составляют испытуемые с легким уровнем депрессии ситуативного или невротического генеза. В группе студентов выявлен 1 человек с легким уровнем депрессии, у остальных наблюдалось хорошее эмоциональное состояние.

4. Гиссенский опросник соматических жалоб выявляет интенсивность эмоционально окрашенных жалоб по поводу состояния физического здоровья, которая высоко коррелирует с маскированной депрессией. Оценивается общий балл исходя из того, что при максимально возможной сумме в 100 баллов среди здоровых людей 50 % имеет менее 14 баллов, 75 % – менее 20, 100 % – менее 40 баллов. В результате опросника были выявлены отклонения среди испытуемой группы: 20 % имели менее 14 баллов, 60 % - менее 20, 90% - менее 40 баллов.

5. Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера – Ханина.

Показатель, не достигающий 30 баллов, рассматривается как свидетельствующий о низкой тревожности, от 31 до 45 баллов – об умеренной, свыше 45 баллов – о высокой. Среди исследуемой группы низкий уровень реактивной тревожности выявляется у 2 человек, умеренной реактивной тревожности – у 15 человек, высокой реактивной тревожности – у 3 человек. При интерпретации данных низкий уровень личностной тревожности выявлен у 4 человек, умеренной личностной тревожности - 10, высокой личностной тревожности – 6.

Выводы:

Проведенные исследования по поводу психофизиологического здоровья студентов в современном мегаполисе, с точки зрения психосоматической патологии, вносят определенный вклад в понимание важности профилактики и коррекции здоровья человека в современном мире. Влияние стрессовых факторов, психоэмоционального перенапряжения, конфликтных ситуаций и в целом влияние окружающего мира отражается на здоровье студента. При нарушениях адаптации и отсутствии понимания того, как необходимо справляться с поступающей информацией возникают состояния, влияющие на психоэмоциональный фон, который отражается на физическом здоровье студентов.

При соматизации переживаний необходимо проводить коррекцию не только физических нарушений, но и нормирование психоэмоционального фона. При психогенных дисфункциях широко применяются различные релаксационные практики, массаж, мануальная терапия, фармакологические средства, фитотерапия, консультации психотерапевта. Также каждому студенту необходимо поддерживать здоровый образ жизни: соблюдать сбалансированное питание, режим дня, заниматься спортом, отказаться от вредных привычек.

Просмотров работы: 361