ВЛИЯНИЕ ГОРМОНОВ НА ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЛИЯНИЕ ГОРМОНОВ НА ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Гормоны (от греческого — возбуждаю, побуждаю) — биологически активные вещества органической природы, вырабатывающиеся в специализированных клетках желёз внутренней секреции, поступающие в кровь, связывающиеся с рецепторами клеток-мишеней и оказывающие регулирующее влияние на обмен веществ и физиологические функции. Гормоны служат гуморальными (переносимыми с кровью) регуляторами определённых процессов в различных органах и системах.

Существуют и другие определения, согласно которым трактовка понятия гормон более широка: «сигнальные химические вещества, вырабатываемые клетками тела и влияющие на клетки других частей тела». Это определение представляется предпочтительным, так как охватывает многие традиционно причисляемые к гормонам вещества: гормоны животных, которые лишены кровеносной системы (например, экдизоны круглых червей и др.), гормоны позвоночных, которые вырабатываются не в эндокринных железах (простагландины, эритропоэтин и др.), а также гормоны растений.

Нарушение центральных механизмов регуляции функциональной активности эндокринных желез, патологические процессы в самих железах или нарушение периферического механизма действия гормонов могут привести к нарушению метаболизма, физического и психического развития человека.

Начало активному изучению эндокринных желез и гормонов было положено английским врачом Т. Аддисоном в 1855 году. Аддисон был первым, кто дал описание бронзовой болезни, признаком которой было специфическое окрашивание кожи, а причиной — дисфункция надпочечников.

Другим основоположником эндокринологии является французский медик К. Бернар, который изучал процессы внутренней секреции и соответствующие железы организма — органы, секретирующие в кровь те или иные вещества.

Впоследствии свой вклад в данную отрасль науки внес другой французский врач — Ш. Броун-Секар, увязавший развитие определенных заболеваний с недостаточностью функции желез внутренней секреции и показавший, что при терапии указанных болезней могут быть успешно использованы экстракты соответствующих желез.

Согласно имеющимся на современном этапе результатам исследований, недостаточный или избыточный синтез гормонов негативно влияет на молекулярные механизмы, лежащие в основе регулирования обменных процессов в организме, а это, в свою очередь, способствует развитию практически всех заболеваний желез внутренней секреции.

Собственно термин «гормон» был впервые использован в работах английских физиологов У. Бейлисса и Э. Старлинга в 1902 году.

Исследователи ввели его в ходе изучения гормона секретина, открытого ими же тремя годами ранее. Этот гормон вырабатывается в двенадцатиперстной кишке и отвечает за интенсивность выработки некоторых пищеварительных соков. На данный момент науке известно более 100 вырабатываемых железами внутренней секреции веществ, для которых характерна гормональная активность и которые регулируют обменные процессы.

А поведение — это определённый сложившийся образ взаимодействия живого существа с окружающей средой. Поведение определяется способностью человека и животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов.

Поведение, в отличие от психики, доступно для непосредственного наблюдения и является предметом широкого спектра наук. Закономерностями, особенностями поведения и психической активности человека занимается психология.

Связь психики и поведения с гормонами

Подобно тому, как психика неразрывно связана с моторной функцией, психика и поведение взаимосвязаны с висцеральной сферой, то есть сферой внутренних органов, в том числе и с гормонами.Следует напомнить, что же такое моторика человека (от лат. motus— движение) - это совокупность анатомо-физиологических механизмов, осуществляющих двигательные функции. Каждое двигательное проявление организма представляет собой реакцию на внешнее раздражение и выражается мышечным сокращением. Таким образом, конечным органом осуществления двигательной функции является мышца. Последняя представляет собой орган, специально приспособленный к сократительной функции.

Ближайшим элементом нервной системы, связанным непосредственно с мышцей, является двигательная клетка переднего рога спинного мозга, она же является промежуточным этапом для всех импульсов, из каких бы отделов нервной системы они ни направлялись к мышце.

Роль коры головного мозга в моторике может быть уяснена из общих свойств и особенностей корковых иннервации. Кора человеческого мозга представляет собой конечный этап эволюции центральной нервной системы, начинающейся с сегментарного аппарата спинного мозга.

Связи психики с висцеральными системами подчас неожиданны для непосвященного. Многие психические состояния, в том числе и болезненные, характеризуются особой температурной кривой, т. е. измерение температуры помогает уточнить диагноз. Это пример первого аспекта психосоматического взаимодействия: висцеральные реакции отражают психические процессы.

Широко применяется измерение содержания гормонов и других биологически активных веществ в крови для определения психических изменений. Гормоны служат надежными биологическими маркерами психических процессов.

Виды влияния гормонов на поведение человека

Психика и сома (тело) взаимосвязаны, поэтому гормоны не только служат индикатором психических изменений, но и влияют на душевные движения и состояния.

Гормоны, а шире – гуморальные агенты могут влиять на психику и поведение следующими способами:

  • они способны организовывать,

  • обеспечивать,

  • модулировать,

  • индуцировать поведение и психические реакции.

Организация

Наличие определенных гормонов на определенных этапах индивидуального развития абсолютно необходимо для формирования некоторых психических функций. Например, половых гормонов для формирования мужской и женской психики.

Половые гормоны — гормоны, обеспечивающие развитие и функционирование имеющих признаки биологического пола живых организмов по мужскому или женскому типу, что полностью проявляется с наступлением половой зрелости, достигаемой в завершении периода полового созревания. В соответствии с этим половые гормоны делятся на мужские и женские.

Мужские гормоны призваны обеспечивать мужской тип телосложения, развития половых органов, оволосения, набор мышечной массы, более низкий тембр голоса.

Женские гормоны задают женский тип телосложения, большее развитие молочных желез и возможность лактации, полное развитие внутренних женских половых органов и меньшее и отличное от мужского типа — наружных женских (клитор обычно меньше пениса, эмбриональная урогенитальная борозда не зарастает, превращаясь в половую щель с преддверием влагалища, яичники в отличие от яичек, опускающихся в мошонку, в норме не опускаются из полости малого таза в гомолог мошонки большие половые губы). В достигшем половой зрелости женском организме гормоны обеспечивают менструальный цикл, возможность беременности, родов и лактации (выработки грудного молока).

В организмах как особей мужского, так и особей женского пола в норме в небольших количествах вырабатываются гормоны, характерные для противоположного пола. При некоторых естественных и патологических процессах это соотношение может нарушаться, и это может проявляться изменениями в функционировании организма, который временно или постоянно приобретает часть признаков другого пола.

Мужские половые гормоны:

1.андрогены, которые обеспечивают:

• понижение и огрубление голоса,

• рост волос на лице и теле по мужскому типу,

• превращение пушковых волос на лице и теле в терминальные,

• усиление секреции пота и изменение его запаха.

2.тестостерон, который участвует в развитии мужских половых органов, вторичных половых признаков; регулирует сперматогенез и половое поведение.

Женские половые гормоны:

1.эстрогены, которые оказывают сильное феминизирующее влияние на организм. Они стимулируют развитие матки, маточных труб, влагалища, стромы и протоков молочных желез, пигментацию в области сосков и половых органов, формирование вторичных половых признаков по женскому типу, рост и закрытие эпифизов длинных трубчатых костей.

2.гестагены (гормоны беременности): прогестины способствуют образованию нормального секреторного эндометрия у женщин. Вызывают переход слизистой оболочки матки из фазы пролиферации в секреторную фазу, а после оплодотворения способствуют её переходу в состояние, необходимое для развития оплодотворённой яйцеклетки.

Индукция

График представляет собой линию, наклонную к оси абсцисс и начинающуюся из точки пересечения осей координат. (рис.1) Это значит, что гормон вызывает данную психологическую реакцию независимо от состояния организма. У человека обнаружено ограниченное количество индуцируемых гормонами форм поведения.

Примеры индукции поведения за счет создания витальных потребностей:

  • Инсулин снижает концентрацию глюкозы в крови, что приводит к возникновению чувства голода, которое вызывает пищевое поведение.

  • Альдостерон – гормон, регулирующий водно-солевой обмен, – вызывает чувство жажды.

(рис.1)

Также гормонами индуцируются два аффективных состояния:

кортиколиберин индуцирует тревогу, а эндогенные опиаты – эйфорию. Все остальные гормональные влияния на психику и поведение человека являются либо модуляцией, либо обеспечением.

Модуляция

График представляет собой линию, наклонную к оси абсцисс после того, как функция принимает определенное значение, в данном примере – 4.(рис.2) Это означает, что психологические процессы усиливаются или тормозятся пропорционально концентрации гормона, но гормональные влияния проявляются только при определенном исходном психологическом состоянии.

Пример – усиление родительского поведения у матери по отношению к новорожденному под влиянием пролактина. Родительское поведение не изменится, если пролактин вводить женщине, не имеющей детей. Другой пример – улучшение ориентировки в пространстве после введения вазопрессина. Этот эффект наблюдается только у людей с исходно нарушенной способностью ориентироваться. Еще один пример – усиление дружелюбия под влиянием окситоцина возможно только после снижения враждебности в ходе психотерапевтических мероприятий. Если говорится, что «гормон модулирует поведение», это значит, что он усиливает или ослабляет проявление данного поведения, но не может вызвать его в любых условиях.

(рис.2)

Обеспечение

Большая часть графика зависимости имеет вид линии, параллельной оси абсцисс.(рис.3) Это значит, что для проявления какой-то формы поведения необходим определенный уровень гормона. Но при дальнейшем увеличении его концентрации данная форма поведения не усиливается. Усиление может происходить при очень больших концентрациях гормона.

Пример – влияние тестостерона (мужского полового гормона) на мужское половое поведение. Другой пример – влияние глюкокортикоидов на аффективное состояние. При нулевом уровне этих гормонов человек чувствует себя плохо. При минимальном физиологическом уровне глюкокортикоидов его настроение нормализуется. Дальнейшее увеличение концентрации гормонов в крови не изменяет настроение и аффективные реакции. Но если содержание глюкокортикоидов превышает физиологическую норму в 20–50 раз (что бывает при длительном лечении глюкокортикоидными препаратами), то у человека развивается маниакальное состояние.

Для элиминации половой функции путем гормональных манипуляций необходимо полностью удалить половые гормоны из организма. Таким образом, половая функция сохраняется при некотором минимальном уровне мужских половых гормонов. Дальнейший рост их концентрации в организме не увеличивает половую функцию. Это еще один пример гормонального обеспечения функции.

(рис.3)

Заключение

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, психика связана с гормонами прямыми и обратными связями. Влияние гормонов на психику может осуществляться четырьмя способами. Во-первых, они могут организовывать определенные психические функции, влияя на развитие ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Во-вторых, гормоны могут индуцировать психические функции. В-третьих, модулировать психические функции, то есть та или иная функция проявляется сильнее по мере роста содержания гормона в крови, но гормональное влияние может быть блокировано другими факторами. В-четвертых, гормоны обеспечивают психические функции, тo есть для реализации той или иной функции необходим определенный уровень гормонов в крови, но дальнейший рост их содержания в организме не ведет к увеличению интенсивности проявления данной функции. И, наконец, содержание гормонов отражает течение психических процессов, т. е. гормональные реакции являются биологическими маркерами определенных психических состояний и индивидуальных особенностей личности.

Список литературы:

  1. Порядин Г. В. Патофизиология: курс лекций . 2014 год.

  2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология. В 2-х томах. 2013 г.

  3. Клиническая патофизиология: курс лекций / 2-е изд., испр. и доп., Черешнев В., 2015 г.

  4. Учебно-методическое пособие «Экспериментальная патофизиология». 3-е изд., доп./ Под редакцией проф. В.И.Николаев, 2013 г. - 199с.

  5. Жуков.Д.А. Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей. 2013 - 980с.

  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Нейромедиатор

  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%8B

  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

12

Просмотров работы: 5582