ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА В ПАТОГЕНЕЗЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА В ПАТОГЕНЕЗЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

В настоящее время активно развивается новая наука – психоиммунология, которая изучает влияние психологических стрессорных факторов на иммунную систему организма.

История изучения стресса связана с именем Г. Селье. В 1936 г. в английском журнале «Nature» им было опубликовано письмо в редакцию, которое называлось «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами». Именно с этого момента началось научное изучение стресса как общего адаптационного синдрома (ОАС). Само понятие стресса в этом письме не упоминалось и появилось несколько позже, заимствованное из теории «гомеостазиса» У. Кэннона (1929). Спустя полвека понятие стресса прочно вошло в обиходную речь и стало символом ХХ в. Широкое распространение концепции стресса обязано возросшей во второй половине ХХ столетия актуальности проблемы защиты человека от неблагоприятных факторов среды.

Понятие стресса используется для характеристики обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на чрезвычайные или экстремальные события, обстоятельства жизнедеятельности,

факторы внешней среды. В обиходной речи под стрессом понимается состояние, противоположное покою и душевному равновесию, а при чрезмерном стрессе – горе, страдание и другие проявления дистресса.

Оптимальный уровень стресса способен вызвать положительные эффекты: приятное возбуждение, душевный и творческий подъем, сверх мобилизация адаптационных возможностей. Стрессорный эффект зависит от интенсивности требований к приспособительной способности организма. Г. Селье полагает, что неспецифическая адаптационная активность в биологической системе существует всегда, а не только в ситуациях, достигших какого–то критически опасного уровня взаимоотношений со средой, что «полная свобода от стресса означает смерть», и в метафорической форме назвал стресс вкусом и ароматом жизни. С другой стороны, стрессом называются все раздражители (физические, социально–психологические), которые вызывают состояние высокой напряженности, физического и психического дискомфорта, душевного потрясения и другие стресс–эффекты.

Однако, независимо от природы стрессора, физиологические механизмы стрессовой реакции организма одни и те же. В этом и заключается уникальность открытия Г.Селье, он смог доказать, что независимо от источника стресса существует общая реакция стресса в организме на внешнее экстремальное воздействие. Таким образом, стресс — это неспецифическая реакция организма на внешнее воздействие нарушающая его гомеостаз (равновесие). При этом, как писал Г.Селье, «не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации». Из-за неоднозначности трактовки понятия «стресс» многие ученые и по сей день предпочитают другие термины – «психическая напряженность», «операционная и эмоциональная напряженность», «эмоциональное напряжение», «нервно-психическое напряжение», «психоэмоциональное напряжение». Однако общим для всех является одно - реакция организма на воздействие определенной силы, что, по существу, является стрессом. Поэтому можно согласиться с учеными, которые используют эти термины как синонимы, в частности Б.В. Вчинников, утверждает, что вышеуказанные термины являются разновидностями единого психофизиологического феномена - эмоционального стресса.

Стрессоустойчивость Еще одно понятие, которое часто используется как в быту, так и в научной литературе – это стрессоустойчивость. В данном случае этот термин характеризует не состояниест стресса, а подверженность человека стрессу. Приведем несколько наиболее распространенных определений этого понятия:

  1. Стрессоустойчивость-интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке.

  2. Стрессоустойчивость – является интегральным качеством личности, основой успешного социального взаимодействия человека, который характеризуется эмоциональной стабильностью, низким уровнем тревожности, высоким уровнем само регуляции, психологической готовностью к стрессу.

Как показывают исследования существует взаимосвязь стрессоустойчивости и ряда психологических качеств. Например, лица, имеющие согласно классификации Роттера внутренний «локус» контроля за своей деятельностью — «интерналы» (уверенные в себе, надеющиеся только на себя, не нуждающиеся во внешней поддержке), менее подвержены дистрессу в экстремальных условиях при социальном давлении, чем «экстерналы» с внешним «локусом» контроля (неуверенные в себе, нуждающиеся в поощрениях, болезненно реагирующие на порицания, полагающиеся на случай, на судьбу.

Люди с тревожностью как чертой характера более подвержены эмоциональному стрессу, чем те, у кого тревожность возникает только в опасных ситуациях. Однако такое разделение не абсолютно и зависит от условий и опыта жизни.

Заниженная самооценка, неуверенность в себе снижают возможность человека контролировать свою жизнь и делают его менее устойчивым по отношению к стрессу.

Лица типа «А», отличающиеся склонностью к недооценке сложности стоящих перед ними задач и времени, потребного для решения этих задач, всегда спешащие и всегда опаздывающие, и расстраивающиеся, более подвержены болезненным стрессам («стресс-коронарный тип», «Сизифов тип»), чем люди типа «В», склонные к спокойной, размеренной деятельности.

Наиболее «токсические» компоненты в типе «А» это нетерпимость, раздражительность и враждебность. Малоэффективной при прогнозировании стресса оказалась классификация людей по их социальной интра- и экстраверсии. До сих 3 Бережная, Н.И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов /Н.И.Бережная// Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-гоВсероссийского съезда психологов.

Существуют качества личности, которые помогают успешно справляться со стрессом. Кобаза обнаружил три фактора, отсутствие которых отличает подверженных заболеваниям стресса людей от неподверженных: обязательность, контроль, выносливость.

  1. Обязательность – это тенденция полностью отдаваться своему делу, каким бы оно ни было;

  2. Контроль – тенденция думать и поступать так, как будто вы можете влиять на ход событий;

  3. Выносливость – это уверенность в том, что жизни свойственно меняться и что изменения –это двигатель прогресса и личностного развития.

Основная мысль заключается в том, что нужно воспринимать изменения как вызов, а не как угрозу. Людей, которым свойственны эти качества, называют решительными, так как они могут противостоять стрессорам.

Стрессоустойчивость — это не единственная характеристика определяющая подверженность человека стрессу. Большое влияние на предрасположенность к дистрессам может оказать стиль жизни человека. Некоторые действия, привычки могут являться источником дополнительного стресса, например переедание, малоподвижный образ жизни, чрезмерное употребление алкоголя и т.д. В этом случае общая сопротивляемость к стрессу у человека снижается и повышается вероятность возникновения дистресса. Кроме образа жизни на подверженность человека к стрессу влияют характерные способы совладения со стрессом. Изучение поведения человека в стрессовых ситуациях привело к выявлению механизмов совладения, или копинг- механизмов, определяющих успешную или неуспешную адаптацию.

Копинг Копинг – понятие, которое объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться со стрессовыми ситуациями.

Более точно копинг-поведение определяется так: копинг-это «непрерывно меняющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека». Авторы подчеркивают, что копинг- это процесс, который все время изменяется, поскольку личность и среда образуют неразрывную, динамическую взаимосвязь и оказывают существенное влияние на восприимчивость организма к стрессам.

Как пишет Н.В. Самоукина: «Профессиональный стресс – это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью». Фактически здесь речь идет друг на друга взаимное влияние.

Стресс может негативно влиять и на профессиональную деятельность человека. Результатом стрессовой реакции являются психологические, социальные и физиологические эффекты, которые влияют на благополучие (качество жизни) человека, его здоровье или состояние болезни, а также на продуктивность его деятельности. Не всякий стресс вреден, в некоторых случаях стресс активизирует жизнь человека, стимулирует его активность, способствует творческому нахождению способов совладения с ситуацией, позволяет раскрыть потенциал человека. Такой стресс принято называть эвстресс. В других случаях стресс может негативно влиять на жизнь человека, приводить к ухудшению здоровья, стать источником возникновения психических и соматических расстройств, которые могут привести даже к гибелиорганизма. В этом случае говорят о дистрессе. В последнем случае можно выделить травматический стресс – стресс, связанный с экстремальной ситуацией, где есть реальная или мнимая угроза для жизни человека или его близких. У части людей, несмотря на экстремальность воздействия, такой стресс через какое-то время проходит бесследно, но нередко травматические стрессы оставляют после себя ощутимые следы в виде психических изменений, которые, могут развиться в психическое расстройство. Одно из таких расстройств-это «посттравматическое стрессовое расстройство»

Иммунитет Изучение иммунитета при является правомерным стрессе в оценке адаптивных систем организма и его резервных возможностей (Новиков, 1995; Волчегорский, 1998; Музурюк, 2001 и др.). На основании анализа функциональных возможностей иммунитета можно воздействовать на адаптивные системы и прогнозировать течение стресс-реакции (Першин, 1996; Михайленко, 2004; Павлов и др., 2006). Еще в 70-е годы изучение иммунной системы определило структурные элементы, которые могли влиять на нервную систему. На иммунных клетках были обнаружены рецепторы к различным гормонам и нейротрансмиттерам – сигнальным молекулам, вырабатываемым нервной тканью для передачи сигнала.

Установлено влияние продуктов иммунной системы на различные структуры нервной системы: интерфероны, цитокины, элементы системы комплемента. В начале 90-х было выявлено сходство между ними. Оно заключалось в сборе, обработке и хранении информации об окружающей среде (Ковальчук, 2001; Ярилин, 1999; Хаитов, 2002 и др.).

Влияние нервной системы на иммунную систему начинается с иннервации лимфоузлов, тимуса, селезенки. Это позволяет влиять на иммунные клетки в различные стадии их развития, активируя или замедляя реакции и рост. Не менее важно опосредованное влияние – центральная нервная система активирует различные уровни эндокринной системы, вырабатываемые гормоны влияют на иммунные клетки через расположенные на них рецепторы (Гриневич,2000; Михайленко, 2004).

Хорошо изучено влияние иммунной системы на нервную систему. Самая известная реакция – лихорадка, осуществляется воздействием фактора активации лимфоцитов – интерлейкина 1 на структуры головного мозга (Корнева, 1993).

Во многом влияют на поведение человека цитокины. Они регулируют настроение, аппетит и половое влечение. В частности, система интерферонов, известная, как часть иммунной системы, 93 отвечающая за борьбу с вирусами, активирующая клетки иммунной системы, имеет другое важное предназначение: альфа-интерферон является фактором, регулирующим в нормальных условиях активность эндорфинов (гормонов радости) (Ковальчук и др., 2001; Blach-Olzewska, 2005 и др.).

Гамма-интерферон, который ранее был найден только в иммунных клетках, также синтезируется и клетками нервной системы, выполняя дублирующую роль фактора роста нервов. Интерфероны влияют на нервную систему через имитацию действия гормонов, так как эволюционно являются предшественниками многих из них, и в структуре своей молекулы имеют гормон подобные участки (Чернышева, 1995; Хаитов, 2002).

Нарушая систему иммунитета, стресс делает организм ослабленным перед любым внутренним и внешним воздействием. Поэтому понимание механизмов взаимного влияния позволяет по-новому оценить механизмы появления различных заболеваний. Состояния, ранее не имевшие однозначной трактовки, теперь становятся более понятными, появляются новые подходы в их лечении. При остром стрессорном воздействии активируется центральная нервная система, которая запускает стрессовую реакцию. Она заключается в том, что активизируется периферическая нервная система, и начинают выделяться железами внутренней секреции различные гормоны. В организме происходит нарушение биохимических процессов, которое приводит к нежелательным изменениям в тканях и органах. Поражаются органы, ответственные за иммунитет. В крови резко возрастает уровень гормонов –глюкокортикоидов, высокая концентрация которых подавляет иммунную систему организма (Зимин, 1979; Ноздрачев, 1991; Чернышева, 1995; Хаитов, 2002; Смык, 2008 и др).

Современный социум формирует хроническое состояние стресса, при котором постоянная активность гормонов коры надпочечников угнетает активность клеток иммунной системы, ослабляется устойчивость организма к инфекционным заболеваниям, становится возможным рост различных опухолей (Чернышева, 1995; Ярилин,1999; Лебедев и др., 2003).

Здесь особенно важным становится ранняя диагностика, так как из-за не проведенного вовремя лечения или коррекции могут возникнуть различные тяжелые соматические болезни (Волчегорский и др., 1998; Михайленко, 2004). К ним можно отнести демиелинезирующие заболевания -процессы, связанные с патологической активностью иммунной системы в нервной ткани (рассеянный склероз). Опухоли головного мозга, прежде всего происходящие из структур собственной иммунной системы головного мозга – глиома, астроцитома. Синдром хронической усталости (миалгический энцефаломиелит, астено-невротический синдром) (Ярилин, 1999; Хаитов, 2002; Павлов, 2006).

Одной из причин и рабочих механизмов возникновения патологии при хроническом стрессе является уровень гормона кортизола. Его уровень в организме при остром стрессе повышается, помогая справиться с временной опасностью. Но хронический стресс приводит к продолжительному подъему уровня кортизола, что может истощать мышцы, ослаблять кости и выводить из строя иммунную систему. Повышенный уровень кортизола провоцирует диабет, депрессии, рак, инсульты, гипертензию и другие болезни. Врачам давно известно, что у пациента можно вызвать определенные заболевания, давая ему большие дозы кортизола (Зимин, 1979; Было установлено, что у людей, подвергшихся воздействию психологического стресса, или значительно снижено содержание лейкоцитов в крови, или их количество не выходит за пределы здоровой нормы, но не выше среднего арифметического показателя границы клинического анализа (Булгакова, 2007, 2009), а ведь именно лейкоциты играют важную роль в процессе иммунологической защиты организма (Курченко, 2005). Замечено, что в условиях длительного стресса процесс восстановления количества лейкоцитов до Таким образом, классический механизм возникновения психосоматозов может быть определен так: стрессовый психический фактор вызывает аффект и напряжение, которые в свою очередь активируют нейроэндокринную и вегетативную нервную систему. Вследствие чего происходят изменения в сосудистой системе и внутренних органах. Эти изменения вначале носят функциональный характер, потом, утяжеляясь, становятся соматическими и необратимыми.

Список литературы

1. Петрушин, В.И. Неврозы большого города / В.И. Петрушин. - М.: Говорящая книга, 2004. - 368 с. 2. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.: Книга по требованию, 2012. - 66 с. 3. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус. - М., 1993. - 123 с. 4. Эверли, Дж.С. Стресс: природа и лечение. Пер. с англ. / Дж.С. Эверли, Р. Розенфельд. - М.: Медицина, 2003. - 224 с. 5. Варданян, Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. - М.: Наука, 1983. - С. 542-543. 6. Петрушин, В.И. Ук. соч. 7. Величковский, Б.Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу: автореф. дис. ...канд.психол.наук / Б.Б. Величковский. - М.: Академический проект, 2007. - 28 с. 8. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л.М. Аболин. - Казань: изд-во Казанского университета, 1987. - 262 с.

Просмотров работы: 745