Среди внешних факторов, формирующих состояние здоровья, важное значение имеют условия воспитания и обучения , социальные факторы. В свою очередь, установлено, что большая часть обучающейся в вузах молодежи сама недостаточно принимает практических мер к сохранению своего здоровья . В учебных заведениях имеется опыт решения данной проблемы , однако для применения его механизмов в вузах требуются дополнительные исследования.
Таким образом, выявление факторов, влияющих на здоровье студентов, а также особенностей адаптации к ним в процессе обучения в вузе является актуальным, что определило цель и задачи нашего исследования.
Цель исследования. Выявить факторы, влияющие на здоровье, особенности адаптации к ним и определить направления оптимизации сохранения и укрепления здоровья студентов в процессе обучения.
Важнейшим резервом трудового и интеллектуального потенциала является студенты высших учебных заведений, сохранение и укрепление их здоровья является главной задачей. Проведенные в последние годы исследования свидетельствуют о неуклонном ухудшении состояния здоровья молодого населения России. В свою очередь, состояние здоровья человека в большей степени определяется не уровнем развития и состоянием медицинского обеспечения, а, так называемыми, немедицинскими факторами - образом жизни, уровнем адаптации к условиям обучения, социальными факторами. Вместе с тем, научных работ, освещающих эту проблему явно недостаточно, показатели здоровья в Российской Федерации для оценки деятельности организаций и учреждений, в том числе и вузов, используются весьма ограниченно и рассматриваются в качестве второстепенных показателей.
Комплексное изучение адаптации студентов к условиям образовательной среды, состояния их здоровья, оценка факторов, влияющих на его формирование, является высоко актуальным.
У студентов вуза за период обучения развивается нарушение адаптации до уровня неудовлетворительной адаптации.
Будет установлена достоверная связь между уровнем заболеваемости и удовлетворенностью студентов условиями своего быта и досуга.
Соотношение профессионально-важных качеств у студентов в процессе их обучения меняются в сторону увеличения доли качеств, формирующиеся в процессе учебы.
Установлено, что на здоровье студенческой молодежи существенное влияние оказывают факторы среды обучения. Кроме того, профилактическое поведение студентов существенным образом влияет на состояние их здоровья, которое во многом детерминирует стиль их жизни.
Сопоставляя данные общей заболеваемости и доли мотивированных к профилактической активности студентов, становится очевидной роль мотивационного фактора в сохранении и укреплении здоровья студентов в период обучения в вузе.
Таким образом, состояние здоровья обучающейся в вузе зависит от факторов, влияющих на адаптацию к условиям обучения в вузе. Это определяет сохранение и укрепление здоровья обучаемых как одну из основных задач образовательной деятельности вуза.