Рассмотрим подробнее процесс оптимизации расходов (далее ОР), поскольку объективно в современных экономических условиях именно ОР действующего экономического субъекта позволит обеспечить выживание и стабильное, эффективное функционирование.
Существует больше количество определений понятия оптимизация. Основные из них:
оптимизация - выбор наилучшего варианта из множества возможных;
оптимизация - процесс приведения системы в оптимальное состояние;
в экономике оптимизация – такое значений экономических показателей, при которых достигается оптимум, то есть оптимальное, наилучшее состояние системы. Достижение наивысшего результата при данных затратах ресурсов или достижение заданного результата при минимальных ресурсных затратах [5].
Из определений следует, что оптимизация – процесс, целью которого является максимизация положительного эффекта при снижении расходов (издержек). Однако следует отметить, что не любое снижение издержек можно считать оптимизацией.
Необдуманное уменьшение расходов, «затягивание ремней» может привести к негативным стратегическим последствиям и тактическим потерям. При принятии скорых решений по уменьшению объема затрат часто также упускаются из виду категории «хороших» или высокопродуктивных расходов, приносящих огромный мультипликативный экономический эффект [2].
Рассмотрим процесс ОР на примере субъекта РФ (Алтайского края). Отправной точкой процесс оптимизации, который происходит в настоящее время, является письмо Минфина России от 01.12.2014 г. N 06-03-05/61507. В письме обозначен список рекомендаций по направлениям роста доходов и ОР при формировании бюджетов субъектов РФ на 2015 - 2017 г. Также в письме выделены основные направления ОР бюджета субъекта Российской Федерации, это: оптимизация бюджетной сети и органов управления; меры социальной поддержки; ЖКХ; субсидии юридическим лицам; управление инвестициями; повышение эффективности планирования государственного задания; критерии государственных закупок; межбюджетные трансферты бюджетам муниципальным образованиям; меры по сокращению дебиторской и кредиторской задолженности; меры в части обязательного медицинского страхования.
Процесс оптимизации бюджетной сети и органов управления за период 2015-2016 в Алтайском крае проходил в рамках мероприятий обозначенных в рекомендациях Министерства Финансов, а именно:
- организация мониторинга и реструктуризации бюджетной сети;
- оценка потребности в бюджетных учреждениях;
- выведение непрофильных и невостребованных услуг (работ);
- повышение эффективности расходов на содержание учреждений;
- энергоэффективности в бюджетном секторе;
- снижение затрат на предоставление единицы услуг;
- привлечение частного сектора для предоставления государственных услуг;
- повышения уровня общественной поддержки процесса оптимизации бюджетной сети;
- создание централизованных бухгалтерий;
- создание образовательных центров в районных центрах (присоединение к школе детского сада, других школ и учреждений дополнительного образования детей);
- передача функций бюджетных учреждений на аутсорсинг;
- передача части полномочий (функций) органов государственной власти по предоставлению госуслуг в МФЦ;
- изменение организационно-штатной структуры местной администрации в связи с передачей части вопросов местного значения от сельских поселений муниципальным районам и др.[1].
Подводя промежуточные итоги ОР, проведенной в крае, следует отметить итоги по следующим направлениям:
- практически все поселения привели в соответствие нормативную численность муниципальных служащих;
- передача функций по ведению бухгалтерского учета учреждений поселений в централизованные бухгалтерии муниципальных районов выполнены в 58-ми районах края. Централизованная организация бухгалтерского учета в сельских поселениях позволяет существенно снизить расходы бюджета. В среднем по краю экономия бюджетных средств от централизации бухгалтерского учета сельских поселений за 2015 год составила 2,5-3,0 млн. рублей в одном районе;
- поселениями проделана работа по эффективному использованию служебных помещений для обеспечения деятельности муниципальных служащих, по сравнению с 2014 годом среднекраевой показатель снижен и составляет 71 м2 на 1 муниципального служащего (2014 – 75м2);
- снижен уровень доплаты к пенсии по поселениям в 2015 год, он составил 1 817 рублей в месяц (2014 год – 2 024 рублей), в 2015 году в районных администрациях края уровень доплаты к пенсии снизился и составил 2 271 рубль в месяц (2014 год – 2 353 рубля);
- есть примеры формирования общеобразовательных школ по принципу сад-школа. То есть учреждение может быть одно на целый район, но при этом оно будет располагать несколькими (до трех и более) обособленными подразделениями. Всего реорганизовано 142 учреждения (64 школы, 73 детских сада, 5 организаций дополнительного образования);
- продолжилась работа по централизации муниципальных культурно-досуговых учреждений и поселенческих библиотек с целью создания централизованной клубной и библиотечной сети. За год количество действующих юридических лиц - учреждений культуры сельских поселений уменьшилось на 179 единиц. При этом надо сказать, что все учреждения культуры сельских поселений были присоединены к районным учреждениям культуры, без сокращения нормативной численности специалистов культуры;
- мероприятия по укрупнению муниципальных учреждений дополнительного образования в районах края проводится неохотно. За 2015 год реорганизовано всего 5 организаций дополнительного образования [3].
Проанализировав процесс оптимизации расходов бюджета Алтайского края, можно выделить основные его направлении, (Табл.).
Таблица – «Оптимизация неэффективных расходов»
Бюджетная сеть |
Органы управления |
- реорганизация учреждений культуры; - реорганизация дошкольного, общего и дополнительного образования. |
- снижение затрат на персонал; - сокращение излишних платежей; - централизованная бухгалтерия; - инвентаризация бюджетных расходов. |
Как уже отмечалось выше, процесс оптимизации касается не только государственных структур, но и частных компаний, бизнеса вообще. Процесс оптимизации неэффeктивных расходов в таких организациях имeет свои особенности. Консалтинговая компания «Ассоциация бизнес мастерства» выделяет следующие направления по оптимизации бизнес-процессов и снижению издержек предприятий: оптимизация системы продаж; снижение избыточных затрат; оптимизация организационной структуры и системы вознаграждения. Рассмотрим выделенные направления подробнее.
Процесс оптимизации системы продаж, по мнению «Ассоциация бизнес мастерства», содержит следующие этапы: проведение стратегических сессии с целью выработки маркетинговой стратегии; проектирование организационной структуры для расчета необходимой численности продавцов; разработку и внедрение стандартов обслуживания; разработку системы мотивации сотрудников; сопровождение внедрения.
Следующее направление это снижение избыточных затрат. Оно включает в себя: проведение анализа затрат и потенциала оптимизации; выявление потерь и разработка мероприятий по их минимизации; разработка и внедрение программы снижениях затрат.
В процессе оптимизации организационной структуры необходимо: сформировать организационную политику развития предприятия; оптимизировать бизнес-процессы и сформировать эффективные структуры управления; разработать модели расчета численности в зависимости от объемов работ; разработать и внедрить регламентирующие документы.
Последние – оптимизация системы вознаграждений которое включает в себя: разработку сбалансированной политики оплаты труда; проектирование модели и системы премирования по показателям; оптимизацию затраты на оплату труда и социальные выплаты, разработку и внедрение мат. моделей бюджетирования фонда оплаты труда [4].
Изучив процесс ОР в государственной структуре и на уровне предприятия, следует отметить, что и в том, и в другом случае эти процессы очень схожи. Так, например, в обоих случаях одним из основных звеньев оптимизации является оптимизация организационной структуры, еще одним направлением является поиск избыточных, неэффективных затрат и их ликвидация. Таким образом, можно прийти к выводу, что процесс ОР это сложный, инновационный процесс, поскольку на современном этапе любые организации стремятся найти все новые способы и методы оптимизации собственных расходов. Этот процесс свойственен и коммерческим организациям и бюджетным учреждениям, исходя из этого, возможны заимствования способов ОР.
Список литературы:
О направлении рекомендаций по направлениям роста доходов и оптимизации расходов при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации на 2015 - 2017 годы: письмо Министерства Финансов РФ от 01.12.2014 N 06-03-05/61507 [Электронный ресурс]. // Справочно-правовая система «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154112/ (дата обращения 01.12.2016).
Жалевич А. Оптимизация расходов на предприятии в период кризиса[Электронный ресурс] // Корпоративный менеджмент. – URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/10470
Панасенко О.Н. Первые итоги оптимизации бюджетных расходов // Местное самоуправлении на Алтае. 2015. №7 (72). С.25-28
Оптимизация деятельности предприятий [Электронный ресурс] // Ассоциация бизнес мастерства. – URL: http://abmgroup.ru
Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс] // Академик. – URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/10470
6