САМООЦЕНКА ПЕРВОКУРСНИКА КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ АДАПТАЦИИ ЕГО В ВУЗЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

САМООЦЕНКА ПЕРВОКУРСНИКА КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ АДАПТАЦИИ ЕГО В ВУЗЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Всей мировой общественности и в частности нашему обществу, стремящемуся к демократизации общественных отношений, остро необходимы умные, энергичные, социально устойчивые и профессионально мобильные личности, с адекватной самооценкой и уверенностью в достижении результата, которые могут с успехом создавать инновационное общество и улучшать качество жизни как в своей стране так и во всем мире.

Поэтому в наше время остро встает проблема адаптации студентов в вузе по многим причинам и факторам. Сюда относится то, что бывшие школьники после поступления в вуз переходят в новую неизвестную для них социальную группу – студенчество. Однако не все студенты отчетливо понимают какую роль играет этот переход в их жизни. Так же у студента разительно меняется его сформировавшийся за время проведенное в школе учебный процесс и во многих случаях перестроиться очень сложно причем сложности возникают и у студентов, которые в своей школе не сумели проявить заинтересованность в учебе, умение нестандартно мыслить, не научились правильно выстраивать взаимоотношения с учителями, так и для школьных «любимчиков» которые оказались морально не готовы к тому, что в институте все их победы и достоинства никому не известны, и им необходимо заново завоевывать уже взятую вершину. В итоге кто-то начинает презирать всех вокруг за их невнимательность к своей персоне, а кто-то ломается и теряет веру в свои силы. Еще одной причиной служит то, что обучение в высшей школе, особенно на технических направлениях и специальностях, имеет абсолютно другую направленность в сравнении с тем, как его обучали в школе, она оставляет в стороне некоторые ценностные аспекты деятельности бывшего школьника. Помимо этого, процесс вливания в новую жизнь осложняется такими факторами, как умение правильно распределять свое свободное время, которого стало значительно больше, а контроль со стороны родителей становится меньше и преподаватели вуза практически полностью не контролируют студентов в отличие от учителей школы; многогранность и многоликость студенческой жизни и т.д.

Чем лучше студент привыкает к новой для него реальности, к новым людям вокруг себя, к нормам и граням студенчества, тем больше становится его личный опыт и тем проще ему будет справиться в будущем с дальнейшими ступенями его социально-психологической адаптации при профессиональной деятельности.

Психологические процессы, которые происходят с молодыми людьми в это время очень сильно на них влияют, в том числе и на их физическое здоровье. Любой человек обладает определенным психологическим здоровьем, но многие студенты особенно нужно отметить недавних абитуриентов очень часто пребывают в стрессовом состоянии, сюда можно отнести и сложность в нахождении общих интересов со сверстниками, трудное восприятие и понимание нового материала, да даже банальные поиски аудитории нарушают и понижают самооценку студента. Во многих случаях сохранение адекватной самооценки у студентов и её коррекция необходимы

Самооценка как известно часть нашего самосознания оно во многом имеет рефлексивную природу, и состоит из сравнения и формирования таких внутренних составляющих как два подсознательных образа «Я –реального» и «Я –идеального», в итоге мы понимаем какую часть от того идеального я каким бы мы хотели себя видеть мы представляем в реальной жизни. Самооценка всего лишь выполняет регулирующую функцию; она есть отношение личности к результатам сопоставления своих образов реального и идеального «Я».

Если мы обратимся к статистике то увидим, что лишь у 20-25% студентов высокий уровень самооценки, у 32-35% этот уровень средний, а 40-46% имеют и вовсе заниженную самооценку. Поэтому важно сформировать у студента позитивное отношение к себе, через понимание своих личных качеств и возможностей.

Взаимосвязь между самооценкой и уровнем нашей профессиональной деятельности отражается во многих научных трудах таких ученых как: С.Л. Рубинштейна, А.Р. Фонарёва, Т. Шибутани и др. Изыскания, проведенные российскими и зарубежными учеными, выявили что существует зависимость между созидательной деятельностью в нашей профессии и тем какой уровень имеет наша самооценка. Многие ученые выдвигают гипотезы что, основными факторами, которые определяют адекватность профессиональной самооценки, являются как человек относится к своему труду, чего он достиг на работе, уверенность в своих силах, уровень его самоуважения. Таким образом мы получаем, что вся деятельность человека в основном зависит от того как он использует самоанализ, саморегуляцию, самоконтроль и самооценку. И то как в вузе поставлен процесс обучения, а также поддержка при его интеграции в студенческую группу, консультирование и решение сложных ситуация, индивидуальный подход, все это формирует в студенте на будущие его готовность решать нестандартные вопросы в производственных и коммуникативных ситуациях, а также процесс его взаимодействия с другими людьми.

Опытным путем установлено, что самооценка у студентов повышается, а не редко и становится завышенной, когда они начинают чувствовать себя уверенно, когда осознают что становятся компетентны в своей будущей профессии, при этом данные действия оставляют не только профессиональный но и личностный отпечаток. Все это достигается в процессе обучения поэтапно и при соответствующих внешних и внутренних условиях.

Самооценка полученная на первой ступени вузовского образования, покажет, сможет ли новый бакалавр стать магистром, что влечет за собой дальнейшее изменение в обществе, гибкость самооценки и устойчивость к стрессу.

Педагогическая поддержка, преследует цель личностного и профессионального роста студента. Важно то, что решение студенческих проблем помогает преподавателю составить полное представление о студенте как личности и помогает ему выстраивать свою деятельность так, чтобы учащиеся правильно оценивали себя и проблемы вокруг и учились находить решения самостоятельно.

Создание положительной атмосферы в процессе обучения, профессиональная помощь педагога приводят к улучшению самооценки учащегося, приводят к профессиональному и личностному развитию в целом. Все это должно происходить целенаправленно и быть включено во весь учебный процесс. Эффективность можно оценить комплексом условий: стимулированием мотивации самопознания; выбором оптимального стиля деятельности и общения; усилением воспитательной и развивающей функции обучения; созданием позитивной микро социальной и профессиональной среды; персонализацией межличностного взаимодействия.

Литература:

1. Долгова В.И. Акмеологические проблемы развития инновационной культуры субъектов системы профессионального образования// Научные исследования в образовании. 2010. №11. С. 1623.

2. Адаптация человека / отв. ред. Э.И. Барбашева. Л.: Наука, 1972. -267с.

3. Корнеев Л.Н. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности //Вестн. ЛГУ. 1989. Вып.4. С.91-96

4. Шибутани Т. «Я-концепция» и чувство собственного достоинства // Самосознание и защитные механизмы личности. Самара : Изд. дом «Бахрах», 2003. 290с.

5. Иванова А.Д., Шамсутдинова Д.Ф. Проблемы психолого-педагогической адаптации первокурсников // Оптимизация процесса социальной адаптации студентов к новым условиям жизнедеятельности: теоретические и методические аспекты. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. М.: ООО «РС Дизайн», 2013. С. 87-90.

Просмотров работы: 513