ИЗМЕНЕНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ МУЗЫКИ РАЗНОГО РИТМА, МЕЛОДИИ, ТОНАЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИЗМЕНЕНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ МУЗЫКИ РАЗНОГО РИТМА, МЕЛОДИИ, ТОНАЛЬНОСТИ

Габриэлян Д.Р., Габриэлян Л.Р., Гора Д.А., Власкина К.О., Султонов М.С.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность. Информационный поток увеличивается с каждым годом. Известно, что от способа подачи информации, ее наполненности, уровня звука и цветонасыщенности, цветовых и звуковых перепадов, а также от скорости подачи зависит ее усвоение, переработка, что может нести повышение уровня напряжения процессов адаптации.

Переработка информации тоже может быть стрессом, при котором запускается нейрогормональный регулирующий механизм [2, 8, 9]. Стрессом, который способен менять психофизиологический аллостаз, а значит, психоэмоциональное и функциональное состояние [1, 12].

Известно, что существуют несколько механизмов эмоционального воздействия музыки на человека [4]. В нашем исследовании нас интересуют два: предметно-ситуативный и психофизиологический Психофизиологический механизм опосредован особенностями воздействия музыкально-звуковой материи на мозг человека и его способностью проявлять с помощью музыки симптомы эмоциональных переживаний. Предметно-ситуативный механизм запускается из-за способности музыки отражать эмоционально значимый для человека символ.

Музыка может обладать амбивалентным воздействием на людей; они и плачут, и радуются от музыки одновременно [13]. Задачей искусства является обеспечение усвоения духовных ценностей, образующих фундамент человеческой жизни. Оно может и должно влиять на личность, но влиять положительно, оптимизируя психологический статус и функциональное состояние.

Позвольте привести высказывание современного русского ученого Морозова В.П. (1997) «Музыка сегодня благодаря средствам массовой коммуникации – радио, ТВ, звукозаписи – стала важнейшей экологической составляющей людей… На современного человека обрушивается буквально шквал музыки разных жанров и стилей от традиционной классической, народной, церковной до современной, преимущественно звучащей сегодня поп- и рок-музыки, электронной, производственной, функциональной и т.п. Каково воздействие музыки на здоровье, психику и социальное поведение современного человека? Исторический опыт и исследования показывают, что оно отнюдь не однозначно: от гармонизирующего и умиротворяющего до взвинчивающего боевой дух и агрессивность, от повышающего интеллектуальную и физическую работоспособность (чему призвана служить так называемая функциональная музыка), или излечивающего, врачующего психические и соматические болезни (музыкотерапия) до подавляющего волю и зомбирующего людей. Этому издавна служил, в частности, бубен шаманов, а сегодня – по некоторым данным – электронная музыка...» [6].

Исследований по этой теме недостаточно, они являются актуальными, так как современные технические устройства позволяют слушать музыку везде и всегда, что, при передозировке музыкальной информации, может вызвать дезадаптационный срыв [1, 3, 7, 11].

Целью данной работы было рассмотрение влияния разной музыки на психоэмоциональное и функциональное состояние человека.

Материалы и методы исследования

Было обследовано 46 студентов третьего курса медицинского университета, средний возраст 20,1 ± 0,4 лет. Все студенты были физически здоровы и мотивированы на тестирование.

Были предъявлены тесты, отражающие разный уровень организации личности. На физиологическом уровне определялись частота сердечный сокращений и частота дыхания. Индекс Кердо показывал доминирование какого-то отдела вегетативной нервной системы. Коэффициент Хильденбранта определял системную взаимосвязь. Для определения психологических характеристик были предложены методы: 1. корректурная проба Бурдона, 2. скорость арифметического счета. Выбор психологических методик был связан с необходимостью оценки работы высших психических функций. Тест Бурдона показывал характеристики внимания, тест «Скорость арифметического счета» показывал преобладание процессов возбуждения или торможения в коре головного мозга.

Алгоритм эксперимента. Студенты были случайным образом разделены на 4 одинаковые группы. В основе случайности легло желание студента слушать ту или иную музыку. Студентам 1 и 2 группы одновременно, отдельно от 3 и 4 групп, было предложено выбрать для прослушивания в течение часа русскую современную популярную музыку или западную музыку в стиле «транс». Аналогичный одновременный выбор был предложен 3 и 4 группам – слушать восточную этническую музыку или китайскую музыку. Тестирование проводилось два раза – до и после музыкального воздействия.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ полученных данных показал, что наряду с недостоверными изменениями исследуемых функций можно выделить и достоверные изменения.

Рассматривая фоновое состояние выборки, необходимо отметить следующее. Группа, которая добровольно выбрала для прослушивания современную русскую музыку, при первичном тестировании демонстрирует резкую парасимпатическую доминированность на фоне остальных нормальных показателей. Группа, которая выбрала музыку в стиле «транс» имеет фоновую достоверно лучшую по сравнению с первой группой концентрацию внимания, переключаемость внимания, более редкий цикл дыхания и эта группа более вегетативно сбалансирована.

Фоновые показатели третьей и четвертой групп так же достоверно отличались по некоторым показателям. В третьей группе была лучше концентрация внимания, лучше переключаемость внимания, достоверно выше частота сердечных сокращений.

Как, почему и зачем фоновое состояние человека влияет на выбор той и иной музыки – вопрос, который требует дальнейшего рассмотрения.

Исполняя цель нашего исследования можно показать следующее.

К строго недостоверным изменениям всех четырех групп относится измерение скорости арифметического счета. Но необходимо отметить, что музыка в стиле «транс» все же меняет средний показатель в сторону увеличения. А так как нормой считается скорость сложения или вычитания двузначных чисел от 4 до 7 секунд, то здесь можно говорить от начале дезадаптационных процессов и замедлении скорости анализа и переработки информации. А большой разброс показателя внутри группы может показывать большую разбросанность первичных данных, что опять подтверждает вышесказанное.

Что касается достоверных отличий до и после прослушивания, то при влиянии современной русской музыки показатели качественно не менялись. После прослушивания западной музыки достоверно менялись показатели концентрации внимания и переключаемости внимания, они стали хуже. Увеличилось число сердечных сокращений. Из состояния парасимпатического доминирования нервная система перешла в состояние умеренного симпатического доминирования.

Таблица 1

Результаты изменения психофизиологического состояния 24 добровольцев после прослушивания современной русской популярной музыки и западной музыки в стиле «транс»

 

Русская современная

популярная музыка

Западная музыка в стиле «транс»

 

1 ГРУППА

2 ГРУППА

 

до

прослушивания музыки

после прослушивания музыки

до

прослушивания музыки

после прослушивания музыки

Корректурная проба

Бурдона (баллы)

Концентрация внимания

62,38 ± 64,05

83,59 ± 63,13

°25,07 ± 17,51

30,67 ± 31,39

Устойчивость внимания

0,59 ± 0,09

0,63 ± 0,13

0,53 ± 0,13

*0,79 ± 0,17 –

Переключаемость внимания

32,31 ± 28,53

25,09 ± 23,43

°43,86 ± 24,94

37,23 ± 28,51

Скорость арифметического счета (секунды)

7,36 ± 3,69

7,72 ± 3,82

8,63 ± 3,35

10,48 ± 12,38

Частота сердечных сокращений (удары в минуту)

66,72 ± 4,98

66,18 ± 8,87

58,27 ± 5,25

*72,54 ± 10,9 –

Частоты дыхания (цикл «вдох-выдох» в минуту)

18,81 ± 3,06

18,45 ± 3,32

°12,9 ± 2,1

*16,4 ± 3,8 –

Индекс Кердо

– 109,81 ± 18,31

– 111,8 ± 16,66

°-21,8 ± 14,1

*2,4 ± 20,1 –

Примечание. * – достоверное отличие исследуемых характеристик внутри группы в фоне и после проведенного исследования, ° – достоверное отличие исследуемых характеристик между двумя группами до проведенного исследования, р ˂ 0,05, – показатель неблагоприятного достоверного изменения исследуемого параметра после прослушивания музыки.

Таблица 2

Результаты изменения психофизиологического состояния 22 добровольцев после прослушивания китайской музыки и восточной этнической музыки

 

Китайская музыка

Восточная этническая музыка

 

3 ГРУППА

4 ГРУППА

 

до

прослушивания музыки

после прослушивания музыки

до

прослушивания музыки

после прослушивания музыки

Корректурная проба

Бурдона (баллы)

Концентрация внимания

55,8 ± 69,8

54,9 ± 38,7

°81,4 ± 47,8

*45,2 ± 35,1 +

Устойчивость внимания

11,3 ± 1,5

*10,0 ± 1,6 +

11,6 ± 1,9

10,3 ± 2,1

Переключаемость внимания

24,8 ± 12,3

24,1 ± 19,2

°14,7 ± 13,5

*35,9 ± 15,5 +

Скорость арифметического счета (секунды)

5,6 ± 4,7

4,1 ± 2,5

7,0 ± 6,2

8,8 ± 6,0

Частота сердечных сокращений (удары в минуту)

78,2 ± 8,4

*73,5 ± 8,5+

°71,3 ± 10,4

68,9 ± 7,1

Частоты дыхания (цикл «вдох-выдох» в минуту)

19,1 ± 2,5

*20,8 ± 1,9 –

17,3 ± 2,6

*18,5 ± 2,1 –

Коэффициент Хильденбранта

3,6 ± 1,1

3,6 ± 0,5

4,2 ± 0,5

*3,7 ± 0,4 +

Примечание. * – достоверное отличие исследуемых характеристик внутри группы в фоне и после проведенного исследования, ° – достоверное отличие исследуемых характеристик между двумя группами до проведенного исследования, р ˂ 0,05; + показатель позитивного достоверного изменения исследуемого параметра после прослушивания музыки; – показатель неблагоприятного достоверного изменения исследуемого параметра после прослушивания музыки.

Если посмотреть табл. 2, можно отметить достоверные изменения и при прослушивании китайской музыки и при прослушивании этнической восточной музыки.

Китайская музыка улучшила устойчивость внимания, понизила частоту сердечных сокращений, повысило частоту дыхания, но не изменило межсистемного взаимодействия.

Восточная этническая музыка улучшила концентрацию и переключаемость внимания, участила дыхание и оптимизировало межсистемное взаимодействие (норма которого от 2,8 до 4,9 относительных единицы, средний показатель 3,85 отн. ед.).

Заключение

Прослушивание музыки и должно влиять на психоэмоциональное и функциональное состояние человека, изменять его психологические и физиологические параметры, качественно менять личность [1, 3, 5, 11, 13]. Необходимо отметить, что не всегда эти изменения приводят к оптимизации состояния. Надо понимать, что должен существовать внутренний информационный фильтр или цензор, который не позволит разрушить личность. Наша задача в этом случае была через эмпирические исследования показать фактическую картину динамических аллостатических сдвигов.

II этап − 2015 год

ОЦЕНКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ АЛЕАТОРИКИ

НА МОЛОДЫХ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

Введение. На сегодняшний день остается актуальной проблема изучения воздействия музыки разной тональности и ритмики на психофизиологическое состояние человека. По данным современных ученых и нашим данным (2015 год) музыка может изменять это состояние в ту или иную сторону.

Подбор музыки с целью терапии и выявление специфики ее воздействия на людей с качественно разными фоновыми характеристиками (пол, темперамент, уровень стрессоустойчивости и др.) продолжает оставаться важной задачей оптимизации состояния человека и его адаптации.

Целью данной работы было изучение влияния экспериментального музыкального направления алеаторики на психофизиологическое состояние мужчин и женщин.

Материалы и Методы. Материалом исследования служили 19 студентов третьего курса Северо-западного медицинского университета им. И.И. Мечникова, 13 девушек, 6 молодых людей, средний возраст 20,3±0,1 лет. На момент проведения эксперимента все студенты были физически здоровы, психических стрессов не наблюдалось, изменение режима жизни не было (по предварительному опросу).

В методы обследования входило:

  1. наблюдение за исследуемыми в течение эксперимента – оценивались мотивация к проведению исследования, поведение, активность, уровень возбуждения. За единицу (1 балл) принимался показатель поведения в группе на обычном семинарском занятии в данной аудитории, с данным преподавателем, в то же самое время суток;

  2. тест на определение уровня реактивной тревожности (Спилбергер-Ханин, 1976);

  3. измерение артериального систолического и диастолического давления стандартным способом;

  4. измерение порога болевой чувствительности с помощью алгезиметра (в зоне кисти правой руки между большим и указательным пальцем воздействовали острым предметом до появления болевого ощущения, кг/ мм²).

Тесты и измерения проводились дважды: в фоне и после музыкального воздействия.

Для проведения данной работы была выбрана экспериментальная музыка − алеаторика, которую слушали с применением внутриканальных наушников в течение одного часа. Стимулы окружающей среды были резко ограничены: полутемное освещение, тишина. Поза студентов была свободной, они сидели или полулежали за учебными столами с закрытыми глазами.

Результаты.

Алеато́рика (из английского «aleatoric»− случайный, < латинского «aleatorius» − игорный). Метод композиции в музыке XX-XXI веков, допускающий вариабельные отношения между элементами музыкальной ткани (в том числе нотного текста) и музыкальной формы и предполагающий неопределённость или случайную последовательность этих элементов при сочинении или исполнении произведения.

Как метод композиции алеаторика развилась в противовес строгому варианту сериальной музыки, в технике которой элементы во всех параметрах музыкальной композиции (гармония, ритм, форма, штрихи, динамика, тембр и т. д.) были строго детерминированы теми или иными прекомпозиционными алгоритмами (формулами, моделями) (по: https://ru.wikipedia.org/wiki/) .

На сегодняшний день мы не нашли ни одной научной публикации, посвященной данному вопросу.

По результатам нашего исследования можно сказать следующее.

В начале занятия при подготовке к эксперименту, объяснении предстоящего испытания все студенты были мотивированы к проведению нетрадиционного занятия (1,0 ±0,0 баллов), активны (1,1±0,4 балла), немного возбуждены (1,4±0,2 балла), отличались достаточно спокойным поведением (1,1±0,4 балла) и рабочим настроем.

Студентам было сказано, что условия эксперимента предполагают один час слушания музыки.

30% студентов фактически заснули через 20 минут после начала эксперимента – 4 молодых человека, 2 девушки; 50% не спали, спокойно слушали предложенную музыку; поведение оставшихся 20% студентов было беспокойным на протяжении всего эксперимента – 3 девушки, 1 молодой человек.

Через 45 минут после начала прослушивания 30% студентов начали беспокоиться и смотреть на часы (из них 50% молодые люди, 50% девушки).

Результаты наблюдения после проведения эксперимента следующие:

  1. постфоновая мотивация к проведению подобных занятий 0,6±1,2 балла;

  2. активность 0,7±0,3 балла;

  3. уровень возбуждения – средний показатель 0,5± 0,2 балла, но у 3х молодых людей проявилось резкое негативное отношение к музыке такого характера (раздражает), а у 2х студенток наоборот резкое позитивное отношение (расслабляет);

  4. поведение осталось на прежнем уровне.

По результатам измерений и тестирования.

Средняя фоновая реактивная тревожность у молодых людей была 25,0±0,1 баллов, стала 23,0±0,01 балла, у девушек в фоне – 27,0±0,2 баллов, после воздействия музыки − 38,1±0,02 баллов. Реактивная тревожность – это тревожность на данный момент времени. Ее изменение является показателем изменения состояния напряжения.

Среднее значение артериального давления молодых людей до музыкальной нагрузки было 120,0±0,2 / 88,0±0,2 мм рт. столба, после музыкальной нагрузки стало 122,5±2,1 / 82,5±1,3 мм рт. столба. Среднее значение артериального давления девушек до музыкальной нагрузки было 110,0±0,3 / 80,0±0,1 мм рт. столба, после музыкальной нагрузки стало 116,3±1,1 / 72,5±1,1 мм рт. столба. Обращает на себя внимание тенденция увеличения систолического давления и понижения диастолического давления. Это является косвенным показателем межсистемного рассогласования.

Уровень болевого порога в фоне у молодых людей составляет 1,8±0,2 кг/мм², после болевого воздействия 3,4±1,2 кг/мм². Этот же показатель в фоне у девушек − 2,2±0,1 кг/мм², после болевого воздействия − 2,9±1,2 кг/мм². Таким образом, степень изменения болевого порога у девушек составляет всего 24% от первоначального, а у молодых людей – 56% в сторону увеличения. Общеизвестно, что чувствительность к боли имеет зависимость не только от состояния нервной системы, но и от гормонального фона. У женщин регуляторами болевых ощущений выступают эстрогены, которые в критических ситуациях способны повышать порог боли. У мужчин вырабатывается тестостерон, тоже в условиях боли действующий как анальгетик. Социум устроен так, что мужчина является добытчиком, поэтому, даже получив какие-то повреждения, он должен находить силы справляться с болью, возможно именно с этим в этом эксперименте связано резкое повышение болевого порога у молодых людей.

Выводы

  1. При воздействии влияния экспериментального музыкального направления алеаторики на психофизиологическое состояние мужчин и женщин можно видеть достоверные отличия в психофизиологических параметрах.

  2. Достоверно выросли цифры уровня реактивной тревожности у девушек по сравнению с фоном; наблюдаются признаки межсистемного рассогласования (обратная корреляция изменения артериального систолического и диастолического давления), что является показателем напряжения работы адаптивных механизмов защиты. Все это демонстрирует изменение психофизиологического состояния девушек в сторону дазадаптационных проявлений.

  3. На фоне недостоверного уменьшения тревоги у молодых людей наблюдается достоверное увеличение порога болевой чувствительности; обратная корреляция изменений артериального систолического и диастолического давления носит не ярко выраженный характер. Все это демонстрирует состояние мобилизации и готовности к преодолению неблагоприятных условий, в которые попал организм.

  4. У всей выборки достоверно снизился уровень мотивации к проведению подобного рода экспериментов, что является достоверным показателем изменения психического состояния студентов.

Просмотров работы: 386