ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ФЦП "ЮГ РОССИИ 2008-2013ГГ" НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ФЦП "ЮГ РОССИИ 2008-2013ГГ" НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальностью темы исследования является совершенствование управления социально-экономическим развитием отсталого региона Российской Федерации Республики Дагестан.

Радикальные изменения экономических отношений в России, вызывают необходимость столь же масштабных перемен на всех уровнях управления экономикой, в том числе на региональном уровне. Это объясняется тем, что именно от состояния экономики и социальной сферы регионов зависит благополучие и прогресс страны в целом.

В настоящее время еще многие российские регионы относятся к разряду депрессивных и отсталых, один из примеров таких регионов, Республика Дагестан. Наблюдается опасная тенденция углубления разрыва в степени социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. В этих условиях необходимо сосредоточение усилий на выработке и реализации эффективной модели социально-экономических преобразований. Такая модель должна содержать совокупность экономических, социальных, правовых и прочих стимулов, которые должны быть направлены на обеспечение и защиту интересов всего населения, а эти интересы, в свою очередь, необходимо увязать на решение главной задачи - создание единого рыночного экономического и социально ориентированного пространства.

Под социально-экономическим развитием региона понимается управляемый процесс изменений в экономике региона и его социальной сфере, направленный на достижение более высокого уровня развития в социальной и экономической сфере региона, ориентированный на наименьший ущерб для природных ресурсов и наибольший уровень удовлетворения коллективных потребностей населения при соблюдении общих интересов государства.

Решение существующих проблем в отсталых регионах, а именно, в Республике Дагестан, возможно в рамках программно-целевого подхода, например, при реализации мероприятий федеральной целевой программы «Юг России 2008 – 2013гг.», которые носят межотраслевой и межрегиональный характер и требуют согласованных действий различных министерств и ведомств.

Объект исследования: социально-экономическое положение в Республике Дагестан.

Предмет исследования: развитие экономики Республики Дагестан в процессе реализации ФЦП «Юг России» 2008- 2013 гг.

Целью данной работы является изучение эффективности реализации ФЦП «Юг России 2008- 2013 гг.» на примере Республики Дагестан.

Задачи исследования:

  • рассмотреть Федеральную целевую программу «Юг России 2008-2013 гг.», как инструмент государственного управления региональным развитием в РФ на примере Республики Дагестан;

  • определить цель и задачи программы, механизм ее реализации;

  • дать характеристику основным направлениям и целевым индикаторам ФЦП «Юг России 2008-2013 гг.» для Республики Дагестан;

  • охарактеризовать особенности направления хозяйственной деятельности Республики Дагестан;

  • определить место Республики Дагестан по уровню социально-экономического развития в 2014 году среди субъектов Российской Федерации;

  • описать основные социально-экономические проблемы Республики Дагестан;

  • оценить эффективности достижения целевых показателей государственной программы ФЦП «Юг России» 2008-2013 гг.;

  • провести сравнительный анализ основных социально-экономических показателей в 2008-2014 гг. (для оценки ФЦП «Юг России 2008-2013 гг.» на социально-экономическое развитие Республики Дагестан)

  • выявить результаты реализации государственной программы ФЦП «Юг России» 2008- 2013 гг.

Методы исследования основываются на системном подходе к изучаемой проблеме и комплексном рассмотрении процессов социально-экономического развития отсталого региона Республики Дагестан.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных экономистов по теоретическим вопросам социально-экономического развития регионов Российской Федерации, а также по вопросам оценки эффективности целевых программ.

Научной новизной исследования выступает подробный анализ социально-экономического развития Республики Дагестан, как отсталого региона Российской Федерации, что приведет нас к новым, полезным результатам.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

1. Федеральная целевая программа «Юг России 2008-2013 гг.», как инструмент государственного управления региональным развитием в РФ

1.1. ФЦП «Юг России 2008-2013гг.»: цель и задачи, механизмы реализации, региональный охват и особенности пролонгации

Основанием для разработки Федеральной целевой программы «Юг России 2008-2013гг.», является распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 июня 2007 года №754-р. Государственными заказчиками программы выступают: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство регионального развития РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ и т.д. Государственным заказчиком-координатором и основным разработчиком программы является Министерство регионального развития РФ.

Основной целью Программы является повышение благосостояния и качества жизни населения субъектов РФ, входящих в состав Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, обеспечивающее сокращение их отставания от среднероссийского уровня.

Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:

1.Снятие инфраструктурных ограничений для развития экономики региона (на федеральном, региональном и местном уровнях);

2.Развитие стратегически приоритетных направлений на территории субъектов РФ, входящих в состав Южного и Северо-Кавказского федеральных округов (туристско-рекреационный комплекс, промышленный и агропромышленный комплексы), обеспечивающих высокие темпы экономического роста, увеличение доходов населения;

3.Повышение занятости населения.

Программа формируется на основе следующих принципов: концентрация ресурсов на экономически эффективных инфраструктурных объектах, обеспечивающих рост производства в регионе, софинансирование из федерального бюджета инженерной инфраструктуры инвестиционных проектов, объектов социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, развитие механизмов государственно-частного партнерства при реализации проектов. Распределение объемов финансирования Программы по государственным заказчикам приведено в Приложении 1. [1]

Региональный охват программы: Южный и Северо-Кавказский федеральные округа. В состав Южного федерального округа входят: Республика Адыгея, Астраханская область, Волгоградская область, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Республика Крым, Ростовская область, город Севастополь. В состав Северо-Кавказского федерального округа входят: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Ставропольский край, Чеченская Республика.

По таким ключевым социально-экономическим показателям, как валовой региональный продукт на душу населения, производительность труда и средняя заработная плата, бюджетная обеспеченность, уровень развития реального сектора экономики и вовлеченность во внешнеэкономическую деятельность, данные субъекты РФ заметно отстают от других. Приложение 2.

Реализация мероприятий федеральной целевой программы "Юг России 2002-2007 гг." позволила создать базовые условия, необходимые для социально-экономического развития, однако не обеспечила комплексное социально-экономическое развитие Южного федерального округа (перечисли субъекты, которые входили в эту программу) , формирование сбалансированной экономики. В первую очередь это связано с тем, что в рамках указанной программы: не был создан механизм привлечения внебюджетных средств для финансирования мероприятий в сфере промышленности, агропромышленного и туристско-рекреационного комплексов, развития инженерной инфраструктуры; не были созданы условия для роста доходов бюджетов субъектов Южного федерального округа, что обусловило недостаточные объемы финансирования указанной программы за счет средств бюджетов субъектов Южного федерального округа и муниципальных образований. Что поспособствовало необходимости продолжения федеральной целевой программы «Юг России 2008-2013гг».

Важнейшим элементом реализации Программы является взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга и корректировки Программы.

В связи с этим ход реализации Программы ежеквартально анализируется на основе оценки результативности мероприятий Программы, достижения ее целевых индикаторов.

Принятие управленческих решений в рамках Программы осуществляется с учетом информации, поступающей от исполнителей мероприятий.

Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы являются формирование и использование современной системы контроля на всех стадиях ее реализации.

1.2. Основные направления и целевые показатели ФЦП «Юг России» для Республики Дагестан на 2008-2013 гг.

Основными направлениями федеральной целевой программы, направленные на социально-экономическое развитие Республики Дагестан являются следующие:

1.Создание и развитие промышленных и сельскохозяйственных предприятий;

В рамках решения этой задачи предполагается выделение средств федерального бюджета на создание инженерной инфраструктуры, обеспечивающей условия для создания промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Посредством строительства инженерной инфраструктуры создаются благоприятные условия привлечения частных инвестиций в развитие в республике промышленных и агропромышленных предприятий. Снятие инфраструктурных ограничений за счет средств федерального бюджета обеспечит привлечение на 1 рубль федеральных средств около 8 рублей частных инвестиций.

2.Развитие туристско-рекреационного комплекса;

Туристическая индустрия является одной из крупнейших, высокодоходных и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства, на долю которой приходится около 10 процентов мирового валового продукта, до 30 процентов торговли услугами, около 7 процентов мировых капиталовложений. Развитие туристско-рекреационного комплекса обеспечивает создание новых рабочих мест, повышает уровень жизни населения, способствует развитию медицинского обслуживания населения.

3.Развитие социальной и инженерной инфраструктур.

В республике Дагестан, сложилась достаточно сложная ситуация с обеспечением населения социальной инфраструктурой и услугами жилищно-коммунального хозяйства. Значительная часть учреждений образования и здравоохранения по уровню материально-технического обеспечения существенно отстает от среднероссийского уровня. Доля обучающихся во вторую смену составляет 31,3 процента.

По числу больничных коек на 10 тысяч населения в Республике 68.2 коек. Также самый низкий уровень обеспеченности жилищно-коммунальными услугами тоже в Республике Дагестан.

Неразвитость и высокая степень износа систем водоснабжения и водоотведения, канализационных систем, объектов энергетики и газоснабжения сдерживают развитие промышленности, туристско-рекреационного комплекса и малого бизнеса. Объекты жилищно-коммунального хозяйства характеризуются пониженным уровнем надежности и нуждаются в реконструкции.

Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Программы «Юг России» для Республики Дагестан на 2008-2013 гг. являются следующие:[2]

  • размер денежных доходов на душу населения;

  • размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы;

  • объем валового регионального продукта;

  • прирост промышленного производства;

  • размер доходов консолидированного бюджета на душу населения;

  • объем инвестиций в основной капитал;

  • уровень безработицы;

  • численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в процентах от численности всего населения;

  • количество отдыхающих;

  • строительство и реконструкция учреждений здравоохранения;

  • строительство и реконструкция образовательных учреждений;

  • строительство и реконструкция объектов водоснабжения;

  • строительство и реконструкция канализационных сетей и очистных сооружений. (Приложение 3).

Ожидаемый результат по вышеперечисленным показателям на конец реализации Федеральной Целевой Программы «Юг России» 2008-2013 гг. следующий:

  • размер денежных доходов на душу населения -16882,1рублей;

  • размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы -13215,5рублей;

  • объем валового регионального продукта – 319,5 млрд.рублей;

  • прирост промышленного производства - 13215,5 млн.рублей;

  • размер доходов консолидированного бюджета на душу населения – 24 тыс.рублей;

  • объем инвестиций в основной капитал - 118484,6 млн.рублей;

  • уровень безработицы – 12,8%;

  • численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в процентах от численности всего населения – 8,8%;

  • количество отдыхающих – 229 тыс.человек;

  • строительство и реконструкция учреждений здравоохранения – 80 коек;

  • строительство и реконструкция образовательных учреждений – 2186 уч. мест;

  • строительство и реконструкция объектов водоснабжения – 20,4 км.;

  • строительство и реконструкция канализационных сетей и очистных сооружений – 120 тыс. куб. м. в сутки.

Как изменились эти показатели, и что поспособствовало этому, мы рассмотрим в третьей главе в сравнительном анализе плановых индикаторов развития Республики Дагестан и их фактических значений.

1.3. Финансовый механизм реализации программы ФЦП «Юг России» для Республики Дагестан на 2008-2013 гг.

Общий объем финансирования ФЦП «Юг России 2008-2013гг.» рассчитан в ценах соответствующих лет и составляет 147478,9 млн.рублей. Доля финансирования Республики Дагестан составляет 30,17% от общего объема финансирования Программы.

Из них объем финансирования Программы на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации, Республики Дагестан были распределены следующим образом:

Рис.1.2. Финансирование ФЦП «Юг России» 2008-2013гг. в Республике Дагестан, млрд. руб.

Источник:[cоставлено автором на основе данных сайта федеральных целевых программ России http://fcp.economy.gov.ru/]

Из них на финансирование в рамках федеральной целевой программы для Республики Дагестан, на Мероприятия регионального значения по развитию систем жизнеобеспечения населения Республики Дагестан, бюджетных ассигнований всего на период 2011-2013гг. было выделено 786 660,6 тыс. рублей. Техническим результатом является реконструкция и расширение очистных сооружений канализации г.Хасавюрт с доведением мощности до 80 тыс.куб.м в сутки (1 очередь - 50 тыс.куб.м в сутки). Строительные работы на блоке механизированных решеток, песколовках, первичных отстойниках и комплексе очистки сточных вод. Строительство очистных сооружений канализации в г. Дагестанские Огни: провели общестроительные и железобетонные работы на объекте. Строительство очистных сооружений канализации в г.Дербент. Строительство канализации (расширение и реконструкция) г.Кизляра (1 очередь). Строительство канализационных очистных сооружений в г.Буйнакск. Строительство очистных сооружений водоснабжения в г. Избербаш.

На развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Дагестан – 123 440,0 рублей.

На снятие инфраструктурных ограничений развития экономики республики Дагестан было выделено бюджетных ассигнований всего за период 2011-2013гг. -361 113,6 тыс. рублей. На ОАО «Федеральная гидрогенерирующая компания» г. Красноярск, Гоцатлинская ГЭС, Республика Дагестан на период 2011-2012гг. всего – 4 631 375,7 тыс.рублей. На развитие инженерной инфраструктуры РД за период 2011-2013гг. -889 909,0 тысяч рублей.

Также производилось финансирование на мероприятия направленные на решение острых проблем в социальной сфере в отдельных районах и муниципальных образованиях Республики Дагестан, а именно, по переселению лакского населения Новолакского района.

На развитие сельскохозяйственного производства, рыбохозяйственного комплекса и инженерной инфраструктуры сельских территорий Республики Дагестан- 417 686,4 рублей.

Привлечение внебюджетных инвестиций в предусмотренных Программой объемах обеспечивается путем реализации механизмов государственно-частного партнерства. Базовым принципом привлечения внебюджетных инвестиций является четкое разделение инвестиционных проектов на две составляющие - строительство объектов производственной и туристско-рекреационной сфер, осуществляемое за счет средств частных инвесторов, и создание обеспечивающих эти объекты инженерной и социальной инфраструктур. Привлечение внебюджетных инвестиций осуществляется на основе соглашений о намерениях, заключенных Правительством Республики Дагестан с потенциальными инвесторами.

Инфраструктурные объекты по мере их ввода в эксплуатацию включаются в состав государственной собственности Республики Дагестан и муниципальной собственности. Строительство этих объектов осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан при финансовой поддержке из федерального бюджета.

2. Современное социально-экономическое развитие Республики Дагестан

2.1. Характеристика направлений хозяйственной деятельности в Республике Дагестан

Республика Дагестан имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также развитые транзитные функции. Однако до сих пор естественные преимущества остаются нереализованными, поскольку Республика Дагестан по-прежнему не обладает инвестиционной привлекательностью в силу нестабильности экономической и социально-политической обстановки.

Республика Дагестан принадлежит к числу наименее экономически развитых субъектов Российской Федерации в силу крайне низкого уровня развития экономики и социальной сферы, характеризующейся высокой степенью безработицы, сложной криминогенной обстановкой и напряженной этнополитической ситуацией. По таким ключевым социально-экономическим показателям, как валовой региональный продукт на душу населения, производительность труда и средняя заработная плата, бюджетная обеспеченность, уровень развития реального сектора экономики и вовлеченность во внешнеэкономическую деятельность, Республика Дагестан заметно отстает от других федеральных округов. Привести цифры - бездоказательно

Кроме того, Республика Дагестан уже на протяжении многих лет продолжают оставаться реципиентом. Однако, средства федерального бюджета направляются в основном на поддержание социальной сферы и в значительно меньшей степени - на стимулирование развития реального сектора экономики.

Республика Дагестан в социально-экономическом плане уже с начала 1990-х годов в силу ряда причин объективного характера оказались в числе субъектов Российской Федерации, наиболее подверженных кризису. Стоит отметить, что объемы промышленного производства в целом по Северо-Кавказском федеральном округе к концу 1990-х годов сократились до 17 - 24 процентов (по сравнению с уровнем 1990 года) при общероссийском сокращении значения этого показателя в среднем до 48 процентов.

Основные направления развития экономики Дагестана

1. Агропромышленный комплекс

В республике имеется серьёзный потенциал роста для производства пищевых продуктов, однако, в настоящее время половина продуктов питания завозится в республику из-за ее пределов. Сельское хозяйство является одним из приоритетных направлений развития республики. Более 480 тыс. человек или 37% экономически активного населения занято в сельском хозяйстве, 3 млн. 100 тыс. га земли или 62% общей площади республики находится в сельскохозяйственном обороте. В результате предпринятых мер и активной государственной поддержке в 2011 году рост продукции сельского хозяйства составил 106,7%, превысив темпы роста последних пяти лет, которые составляли в среднем 4%.

АПК Дагестана сегодня демонстрирует развитие таких перспективных направлений, как тепличное овощеводство, интенсивное садоводство, виноградарство. Этому способствует реализация приоритетного проекта развития РД «Эффективный АПК». Так, за три года в 3 раза увеличились площади современных тепличных комплексов и составили 156 га, из которых более 30% составляют комплексы, отвечающие современным требованиям. По итогам прошлого года Дагестан получил рекордный сбор урожая винограда – около 150 тыс. тонн. За 2013-2015 годы было посажено свыше 4 тыс. 500 га виноградников.[16]

По указу Главы Дагестана Рамазана Абдулатипова прошлый год был объявлен Годом садоводства, в республике начался своего рода «бум» по закладке новых садов: по всем категориям хозяйств было заложено около 2 тыс. гектаров. Общая площадь закладки за минувшие три года составила свыше 4 тыс. гектаров, из которых 436 – интенсивного типа.

Наблюдаются в республике положительные сдвиги и в развитии животноводства. Так, в рамках реализации инвестиционных проектов в сельском хозяйстве завершено строительство около 30 животноводческих ферм; 4 предприятий по переработке мяса; 10 откормочных площадок для 9 тыс. голов МРС, введен в эксплуатацию птицекомплекс мощностью 4,5 тыс. тонн в год. В ООО «Кикунинский консервный завод» открыта линия по производству экологически чистого детского питания, получена сертификация на производство 8 видов продукции и т.д.[16]

В рамках указанного приоритетного проекта в республике продолжится реализация мероприятий по развитию птицеводства, виноградарства (внедрение кластерного подхода), животноводства, рыбохозяйственного комплекса, расширению садов интенсивного типа, созданию агропромышленных парков, геотермальных агропарков.

Кроме того, предполагается активизация работы по реализации начатых крупных инвестиционных проектов (ООО «Дагагрокомплекс», ООО «Агрико Северный Кавказ», ООО «Агро-Инвест», ОАО «Кизлярагрокомплекс», ООО «ЭкоПродукт» и др.).

2 .Промышленность

В промышленности реализовывались мероприятия, предусмотренные приоритетным проектом развития «Новая индустриализация», а также Государственной программой РД «Развитие промышленности Республики Дагестан на 2015-2020 годы», инвестиционными проектами, которые направлены на развитие данной отрасли, освоение новых видов высокотехнологичной продукции, участие предприятий промышленности в профильных государственных программах России, выполнение государственного оборонного заказа. В течение нескольких лет удалось создать несколько крупных промышленных предприятий, которые со временем должны дать очень хорошие плоды для республики, создать постоянные высокооплачиваемые рабочие места, конкурентоспособную продукцию собственного производства, увеличить поступления в бюджеты всех уровней.

В период с 2013 по 2015 гг. в Дагестане создан ряд современных промышленных производств: стекла флоат-методом (ОАО «Каспийский завода листового стекла»), цемента (ООО «Буйнакский цементный завод» и ООО «Евроресурс», г. Кизилюрт), сборных элементов домов, бетонных труб и бетонных шахтовых колец (ОАО ЗЖБИ «Стройдеталь»), кабельной проводниковой продукции («ООО «Димитров кабель», авиамеханический завод в г. Каспийск), изготовления деталей изделий АКУ-5М и других балочных держателей (ОАО «Концерн КЭМЗ»), щебня (г. Махачкала, пос. Талги), асфальтобетона (Кумторкалинский район), строительных материалов по технологии «Несъемная опалубка» (г.Махачкала), газобетонных блоков (г.Махачкала) и т.д.

Стоит также особо выделить и Гоцатлинскую ГЭС мощностью 100 МВт. Данный объект был введен в эксплуатацию в прошлом году. Предполагается, что он даст дополнительно 350 млн кВт/ч электроэнергии в год. Еще один энергообъект был введен в 2013 году в Каспийске – солнечная электростанция мощностью 1 Мвт и выработкой 600 тыс. кВт в год.[14]

За короткий период было создано два – государственный индустриальный парк «Тюбе» Кумторкалинского района и частный индустриальный парк «Дагестанский республиканский индустриальный парк “Кристалл Сити”» в МО «город Каспийск». Кроме того, создано четыре технопарка: «Композиционные материалы и волокна» на базе ООО «НБТ Дагестан», «IT-парк полного цикла “Идея-серия”» на базе ОАО НПК «Русская радиоэлектроника», «Фотон» на базе ООО «Глобал-М», «Сулак Композит» на базе ООО «Нано-Композит».

В рамках антикризисной программы и программы импортозамещения оборонными предприятиями Дагестана проводится работа по привлечению дополнительных заказов на военную технику и комплектующие изделия, поэтапному внедрению в производство определенной номенклатуры импортозамещающих изделий, предусмотрена реализация 20 инвестиционных проектов в сфере импортозамещения по оборонной и гражданской продукции. Так, ОАО «Концерн КЭМЗ» ведется работа по освоению десяти комплектующих изделий для боевой авиации, что позволит заводу увеличить производство продукции до 3 млрд рублей; ОАО «Завода им. Гаджиева» приняты заказы на поставку нефтедобывающего оборудования для нефтяной компании «Лукойл»; ОАО «Каспийский завод точной механики» работает над расширением производства газорегуляторного оборудования, поставляемого взамен аналогу итальянской фирмы «Тарантини»; ОАО «Авиаагрегат» проводится работа по организации серийного производства учебно-тренировочного самолета CP-10 для нужд Минобороны России и т.д.[11]

Горные территории занимают порядка 44 процентов площади Республики Дагестан – 22,4 тыс. кв. км, где проживает около 940 тыс. человек (31,4 процента от общей численности населения республики).В последние годы остро встали вопросы оттока населения с гор на низменность, создания условий для сохранения оптимальной численности населения в горах, сохранения культуры и самобытности народов, проживающих в горной местности. Как поясняют специалисты, ситуация с перенаселенностью равнинной части Дагестана обусловлена массовым оттоком людей с гор на низменные территории. Крупные города и равнинные районы ограничены в расширении и развитии ввиду резкого увеличения численности населения. В связи с этим появилась необходимость уделять большее внимание развитию сельских поселений. Одновременно с этим в республике наблюдаются процессы возвращения отдельных жителей на свои исторические районы.

Для решения данной проблемы была разработана Государственная программа «Социально-экономическое развитие горных территорий Республики Дагестан на 2014-2018 годы». Проведенная за несколько лет работа в этом направлении позволила в горной зоне реализовать порядка 125 инвестиционных проектов по созданию гибких современных перерабатывающих мини-производств в основном в области переработки мяса и молока. Общий объем фактически привлеченных инвестиций на их реализацию составил около 704 млн рублей, из которых большая часть принадлежит частным инвесторам.

Помимо развития горных территорий, в республике принимаются меры и по развитию так называемых «зон территориального роста». К ним относятся особые экономические зоны, территории опережающего развития, агломерации и моногорода. [12] Одним из эффективных путей модернизации экономики территорий является создание агломераций. В настоящее время в республике в качестве пилотного проекта реализуется Махачкалинско-Каспийская агломерация. Ее ядром является Махачкала, в состав также входят город Каспийск, Кумторкалинский, Карабудахкентский и частично Буйнакский районы. Также имеется потенциал создания еще двух агломераций – Дербентской и Кизилюртовской.

Кроме этого, проводится работа по созданию особых экономических зон. Решением Правительства в регионе утверждена такая зона в Хунзахском районе – туристическая база «Матлас». Такую же ОЭЗ промышленно-производственного типа создадут и на площадке Тюбе.

Также существует проблемы моногородов, проводится комплекс мер по развитию предпринимательства, созданию агрологистики, транспортной логистики, создаются новые рабочие места, строятся социальные объекты и т.д.

В сложных финансовых условиях, связанных с действующим в последние годы режимом жесткой бюджетной экономии, сокращения объемов средств республиканского бюджета, в Дагестане удается создавать новые социальные объекты. Так, за минувшие три года в регионе было построено 36 объектов общего образования суммарной мощностью свыше 9 тыс. ученических мест, 51 объект дошкольного образования на 6 тыс. 805 мест, 14 объектов здравоохранения на 564 коек и 490 посещений в смену, 45 ФАПов в сельских населенных пунктах, 2 спортивных объекта, 2 объекта культуры на 900 мест. Также построено около 380 километров газовых сетей, 296 километров водопроводных сетей и 6 артскважин.[7]

Существенную поддержку в обеспечении ввода объектов в эксплуатацию оказывает и федеральный бюджет: благодаря принятой на федеральном уровне программе модернизации региональной системы дошкольного образования за счет средств федерального бюджета в республике профинансировано строительство и реконструкция 49 объектов на 6 тыс. 850 мест; в рамках реализации «майских» указов Президента России в республике за счет всех источников финансирования создано порядка 25 тысяч мест в дошкольных образовательных организациях. Работа по строительству новых социальных объектов продолжается.

В 2014 году за счет средств республиканского бюджета РД завершены работы по созданию инженерной инфраструктуры инвестиционной площадки тепличного комплекса ООО «АгроМир», открытие которой состоялось в декабре 2014 года.[10]

В рамках инвестиционной программы республики в минувшем году завершилось строительство объектов инженерной инфраструктуры на четырех инвестиционных площадках: ООО «Дагагрокомплекс» в Кизлярском районе и Тарумовском районе; ООО «АПК “ЭкоПродукт”» в Магарамкентском районе и туристической базе «Орлиное гнездо» в Гунибском районе.

2.2. Место Республики Дагестан среди субъектов РФ по уровню социально-экономического развития в 2014 г

По показателям социально-экономического развития среди субъектов РФ Республика Дагестан (РД) занимает 46 место. Объем доходов консолидированного бюджета на одного жителя республики составляет 30,2 тысячи рублей. Доля прибыльных предприятий в РД составляет 66,7% и по этому показателю регион занимает 80 место среди субъектов Российской Федерации.

Рис.2.3. Показатели социально-экономического развития Республики Дагестан на 2014 г., тыс. руб

Источник: [cоставлено автором на основе данных сайта http://riarating.ru/ ]

По такому социально-экономическому показателю, как доля налоговых и неналоговых доходов в структуре доходов консолидированных бюджетов в субъектах РФ в 2014 году у Республики Дагестан самая низкая, и соответственно самая высокая доля безвозмездных перечислений, или зависимость от федерального бюджета. На ряду с Республикой Дагестан так же и Республики Тыва, Республика Алтай, Чеченская Республика и Республика Ингушетия. В этих регионах в 2014 году на долю налоговых и неналоговых доходов приходилось менее 30% доходов консолидированных бюджетов. И во всех пяти регионах по итогам 2014 года доля налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета снизилась.

В позиции субъектов РФ по доле налоговых и неналоговых доходов в структуре доходов консолидированных бюджетов в 2014 году Республика Дагестан занимает 79 место из 83 с процентной долей в 29,9%.

Валовый региональный продукт на душу населения в 2014 году в Республике Дагестан - 180824,4 рубля, что составляет 44,8% от ВРП Российской Федерации. Показатель ВРП в РД превышает число ВРП в СКФО.

Рис. 2.4. ВРП на душу населения на 2014 г.

Источник: [составлено автором на основе данных сайта http://www.gks.ru/]

2.3. Основные социально-экономические проблемы Республики Дагестан

Первая из них, это проблема развития промышленности, которая обусловлена рядом причин: высокой степенью износа основных производственных фондов, недостатком долгосрочных инвестиционных вложений и оборотных средств, высокими процентными ставками по заемным средствам; наличием значительного удельного веса оборонных предприятий, зависящих от государственного заказа; неразвитостью региональной и межрегиональной кооперации и интеграции. Тяжелое финансовое положение предприятий, хроническая нехватка оборотных средств, недоступность кредитных ресурсов, рост издержек производства привели к низкому проценту использования производственных мощностей.

Основными препятствиями, сдерживающими развитие малого бизнеса в республике, являются: ограниченность доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам ввиду требования кредитными учреждениями залоговых гарантий; неразвитость механизма микрокредитования малого бизнеса, а также таких финансовых технологий, как лизинг, кредитные кооперативы, общества взаимного кредитования и др.; отсутствие достоверного учета, в том числе статистического, по основным параметрам деятельности субъектов малого предпринимательства; административные барьеры; низкий уровень информационного и консультационно-методического обеспечения деятельности субъектов малого предпринимательства.

Среди основных проблем развития агропромышленного комплекса республики можно назвать также: высокие ставки налогообложения и процентные ставки по кредитам, неразвитость рыночной инфраструктуры - рынков сельхозпродукции и продовольствия, техники, снижение природного потенциала отрасли - плодородия почвы, площадей сельхозугодий, поголовья племенного скота, низкая эффективность использования пахотной земли. Сдерживающими факторами развития отрасли являются: низкий уровень механизации, значительный износ (до 70%) действующего парка сельскохозяйственных машин, высокие цены на новую технику, недостаточное развитие лизинга оборудования и техники в агропромышленном комплексе, отсталые технологии сельскохозяйственного производства и другие. Несмотря на стабильный рост объемов производства в промышленности за последние годы уровень развития отрасли не соответствует потенциалу региона и его потребностям.

Уровень развития транспортной инфраструктуры не отвечает современным требованиям. Значительная часть основных фондов отрасли эксплуатируется за пределами нормативного срока службы. Вследствие этого существенно ухудшаются показатели безопасности и экономической эффективности работы транспорта, растут транспортные издержки народного хозяйства.

Серьезные проблемы накопились в социальной сфере республики. Повышение качества предоставления социальных услуг населению требует укрепления материально-технической базы социальной сферы. Показатели обеспеченности объектами социальной сферы в республике ниже среднероссийского уровня. Многие населенные пункты практически лишены газоснабжения. Более 40% населения республики лишены возможности пользоваться газом.

Рис.2.5. Уровень безработицы в РД в 2000-2014 гг. (в процентах)

Источник: составлено автором на основе данных сайта www.gks.ru

Основными проблемами развития курортно-туристского и рекреационного комплекса являются: несоответствие материальной базы учреждений отрасли современным требованиям; недостаточный уровень сервиса, комфортности и качества курортных и туристских услуг; недостаточная привлекательность курортов республики для частных инвесторов в связи с неразвитостью инфраструктуры; малопривлекательный имидж республики в средствах массовой информации; недостаточное продвижение санаторно-курортного и туристского продукта на рынке услуг.

Также на мой взгляд, необходимо отметить, и экологическую проблему. Ее серьезность заключается в деградации земель и процессы опустынивания. Острой экологической проблемой остается загрязнение Каспийского моря.

Бюджет РД является одним из самых дотационных в РФ. Доля собственных доходов в бюджете РД в период с 2005г. по 2010 г. составляет 20-26%. Расходы дагестанского бюджета по выполнению государственных функций, возложенных на руководство республики, в среднем на 75% выполняются за счет безвозмездной помощи из Федерального бюджета России. В Республике Дагестан в 2014 году общий объем доходов республиканского бюджета составил в сумме 77 992 162,0 тыс. рублей, в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 53 813 099,6 тыс. рублей (69% от общего объема доходов).

Соотношение доходов к расходам консолидированного бюджета РД в 2011-2014гг. менее 100% и составляет 95,12% и 97,22 % соответственно. Профицит консолидированного бюджета РД в 2006 -2007 гг. составил 569 -616 млн. руб. или 0,5-04% к ВВП РД. В 2014 г дефицит бюджета составил 616 990 тыс. руб.

Данные проблемы являются сдерживающими факторами экономического роста, препятствуют проведению эффективной экономической политики в республике, отрицательно влияют на общественно-политическую обстановку в регионе.

3. Оценка эффективности достижения целевых показателей государственной программы ФЦП «Юг России2008-2013 гг.»

3.1. Сравнительный анализ плановых индикаторов развития Республики Дагестан по ФЦП «Юг России» и их фактических значений за 2008- 2013гг

Сравнительный анализ плановых индикаторов развития Республики Дагестан по Федеральной Целевой программе «Юг России» 2008- 2013 гг. и их фактических данных начну с перечисления, а таблица со значениями в Приложении4.

Ожидаемый результат денежных доходов населения на конец реализации ФЦП составлял 16882,1 рублей. На 2010 год ожидалось 15564.8 рублей, однако произошло увеличение фактического значения на 820,8 рублей, что составляет 16385,60 в процентном соотношении это составляет 94,9%. А в 2011 году наоборот, по плану -18280,1 рублей, а по факту произошло небольшое отклонение, разница составила 70,5 рублей, что соответственно по факту составляло 18209,60 рублей.

Рис.3.4. Денежные доходы на душу населения (в среднем за месяц), в рублях

Источник: [составлено автором на основе данных сайта федеральных целевых программ РФ http://fcp.economy.gov.ru/]]

Размер ожидаемой среднемесячной номинальной начисленной заработной платы всего -13215,5 рублей. В 2010 году плановое значение показателя составляло -10243,5 руб., по факту произошло небольшое отклонение на 17 рублей, и составило 10226,50 рублей. В 2011 году по плановому значению -11235,8рублей, по факту увеличение на 257,4 руб. и соответственно 11493,20 руб.

Рис.3.4. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата,в процентах

Источник: [составлено автором на основе данных сайта федеральных целевых программ РФ http://fcp.economy.gov.ru/]]

Ожидаемый объем валового регионального продукта составил всего 319,5 млрд. рублей. По факту в 2010 году значение этого показателя составило 274354,2 млн. рублей, по факту увеличение на 10945,8 млн рублей, соответственно по факту -274354,2 млн.рублей. В 2013 году плановый показатель составлял 319500 млн. рублей, а фактический - 452882,2 млн. рублей. На 2013 год наблюдается увеличение объема ВРП на 70.5 %.

Рис.3.5.Объем Валового Регионального Продукта в РД, млн.рублей.

Источник: [составлено автором на основе данных сайта федеральных целевых программ РФ http://fcp.economy.gov.ru/]]

Доход консолидированного бюджета на душу населения ожидалось 24 тысячи рублей в каком году. В 2010 году наблюдается увеличение фактического значения 21,4/22,60 (План / Факт), в 2011 году наоборот наблюдается значение меньше планового 24,4/23,90 (План/Факт).

Ожидаемый результат объема инвестиций в основной капитал составлял 118484 млн.рублей. В 2010 году плановое значение 120653,4 млн.рублей, а фактическое значение не достигает планового с отрывом на 5653,4 млн. рублей, И 2011 году плановое значение абсолютно совпадает с фактическим.

Показатель численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в процентах от численности всего населения ожидалось с начала реализации программы постепенно снижать с10,6% в 2008 году до 8,8% в 2013 году. И уже в 2011 году этот показатель составлял 9,10%, когда по плану ожидалось 8,3%.

По показателю строительство и реконструкция общеобразовательных учреждений ожидалось получить результат 2186 уч.мест, однако по фактическим данным мы наблюдаем значительное отставание от плановых значений. Так в 2010 году планировалось создать 3082 уч.места однако было создано 1080 уч. Мест. В 2011 году ожидалось 2186 уч. Мест, но было создано 640 уч. Мест.

Таким образом, анализ данных приведенных в таблицах можно констатировать, что по ряду показателей фактические данные превышают плановые, по каким-то показателям напротив существенно отстают, что свидетельствует о неравномерности реализации программных мероприятий.

3.2 Динамика основных социально-экономических показателей Республики Дагестан в 2000-2014 гг.

Анализ социально-экономических развития РД начнем с валового регионального продукта: посмотрим как он изменялся за период 2000-2014гг.

Рис. 3.6. Изменение ВРП Республики Дагестан за 2000-2014 гг., млн. руб ,

Источник:[составил автор на основе данных http://www.gks.ru/]

На Рис.3.6. наблюдается значительный рост объема ВРП с 2000 года , когда он составлял 20921 млн. рублей до 2014 года. В 2014 год по сравнению с 2013 годом, объем ВРП увеличился на 85458 млн.рублей , что составляет 84,1%. Но темпы роста до реализации программы и в процессе остаются одинаковыми, тоесть происходит постепенное увеличение.

Исходя из анализа видно ,что основной вклад в формирование ВРП республики и обеспечение его роста внесли такие виды экономической деятельности как «оптовая и розничная торговля» (27,3% от общего объема), «строительство» (20,1%), «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» (14,2%).

Реализация ФЦП «Юг России» на 2008-2013гг. оказало благотворное влияние на развитие промышленного производства в Республике. В период с 2008 по 2012 год наблюдается как рост, так и спад уровня промышленного производства. В 2013 году значительное увеличение до 154%. Но в 2014 год прирост промышленного производства снизился до 99%.

Рис.3.7. Прирост промышленного производства РД за период 2000-2014 гг, в %

Источник:[составил автор на основе данных http://www.gks.ru/]

Также, наблюдается рост и по инвестициям в основной капитал. В 2015 году они составляют 231 065,1 млн.рублей. Так же анализируя динамику в Приложении 3 можно четко видеть, что, начиная. В 2005 году инвестиции в основной капитал в фактически действовавших ценах составляет 26 965,9 млн.рублей (61,93% о чего?) и в 2015 году это значение составляет 231 065,1 млн.рублей (14,25% от чего?).

Рис.3.8. Инвестиции в основной капитал РД за период 2000-2014 гг.

Источник:[составил автор на основе данных http://www.gks.ru/]

3.3 Основные результаты реализации государственной программы ФЦП «Юг России 2008- 2013 гг.»

По итогам реализации ФЦП «Юг России 2008-2013 гг.» в Республике Дагестан , можно сделать следующие выводы:

В 2008-2013 годах введено в эксплуатацию 18 объектов и пусковых комплексов, в том числе: в горных районах 11 школ на 2756 ученических мест, общежитие на 650 мест, поликлиника на 100 посещений в смену с реабилитационным отделением в селе Агвали Цумадинского района, лечебный корпус районной больницы с поликлиникой в селе Арани Хунзахского района; в рамках мероприятий по переселению лакского населения Новолакского района на новое место жительства завершено строительство 3 школ на 915 ученических мест, больницы на 50 коек, введено в эксплуатацию 105,21 тыс. кв. метров жилья.

Важное значение для улучшения инвестиционного климата РД имеет строительство в пос. Тюбе Кумторкалинского района объектов инженерной инфраструктуры инвестиционной площадки производственно-промышленного типа. Объектами строительства являются системы водоснабжения и водоотведения (канализации), газо- и электроснабжения, а также комплексные очистные сооружения, автомобильная и железная дороги. Общая площадь производственной инвестиционной площадки в пос. Тюбе Кумторкалинского района составляет 175 гектаров. На территории в 50 гектаров уже реализуется проект по выпуску листового стекла флоат-методом. Проектом предусматривается вывод продукта на мировой рынок. Производимая в Республике Дагестан продукция (600 тонн листового стекла в сутки) будет поставляться в регионы Северного Кавказа, страны ближнего и дальнего зарубежья. Суммарные налоговые поступления до 2020 года составят предположительно более 8 млрд. рублей, в том числе в бюджет Республики Дагестан - порядка 3,5 млрд. рублей. Реализация проекта позволит обеспечить занятость населения в количестве 475 человек со средней заработной платой в размере 30 тыс. рублей.

В 2013 году в рамках ФЦП «Юг России (2008-2013 годы)» за счет средств федерального бюджета и средств бюджета РД завершены работы по созданию инженерной инфраструктуры на 2 инвестиционных площадках: инвестиционной площадки промышленно-производственного типа в п.Тюбе, Кумторкалинский район (2008-2013 годы); инвестиционной площадки для строительства Гоцатлинской ГЭС в Гергебильском, Хунзахском, Унцукульском районах (2009-2013 годы).[10]

Завершение работ по созданию инженерной инфраструктуры на инвестиционной площадке в п.Тюбе позволило обеспечить ввод в эксплуатацию стратегически важного для республики объекта – «Завода по производству листового стекла флоат-методом», в 2015 году введена в эксплуатацию Гоцатлинская ГЭС на реке Аварское Койсу.

При государственной гарантийной поддержке на производственной площадке в пос. Тюбе реализуется проект по строительству завода по производству керамической плитки и керамического гранита, инициатором которого является ООО "Мараби". Продукция будет производиться на новейшем оборудовании проектной мощностью 2111 тыс. кв. метров в год. Технологический процесс автоматизирован от заготовки начального сырья до упаковки готовой продукции. Керамическая плитка будет изготавливаться с использованием итальянских глазурей и красителей, что обеспечит ее высокие потребительские свойства и наилучшее соотношение цены к качеству. В результате реализации инвестиционного проекта для местного населения будет создано дополнительно 198 рабочих мест со средней заработной платой более 28 тыс. рублей в месяц.

Заключение

В 2013 году завершилась реализация Федеральной Целевой Программы «Юг России 2008-2013 гг.» Опыт ее реализвации показал, что программно-целевой подход к социально-экономическому развитию Северо-Кавказского федерального округа едва ли имеет серьезную альтернативу. В период 2008-2013 гг., в рамках целевой программы финансирование в Республику Дагестан составило 44,5 млрд. рублей.

Проведя анализ целевых индикаторов и фактических значений показателей ФЦП «Юг России2008-2013 гг.», можно сказать, что реализация данной программы для Республики Дагестан не оказалась абсолютно эффективной. Так как темпы роста оставались неизменными.

По целевому индикатору размер денежных доходов на душу населения в РД наблюдается увеличение показателей за период 2000г. по 2014г рост составил 22 561, 7 тысяч рублей.

Инвестиции в основной капитал также увеличились на 198766 млн.рублей. А разница с 2013 годом составила увеличение на 88,5% в 2014 году.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата также значительно увеличилась, и на конец реализации программы составила 16 835 рублей, также после реализации программы в 2014 году этот показатель увеличился на 92,5%.

Рост показателей наблюдается и в доходах консолидированного бюджета, в 2014 году этот показатель составил 89900 млн. рублей, по сравнению с 2013годом увеличение произошло на 95,6%.

Также, конечно , есть и отрицательные результаты, по таким показателям как прирост промышленного производства понизился в 2014 году до 99%. Но стоит заметить , что этот показатель в процессе реализации программы в среднем составлял 104,5 % и только в 2013 году значительно повысился до 154 %, но в 2014 году снова понизился.

Тем не менее наблюдаются положительные изменения в ходе реализации Федеральной Целевой Программы «Юг России 2008-2013гг».

Список использованной литературы

1.Постановление Правительства РФ от 14 января 2008 года N 10 «О федеральной целевой программе "Юг России (2008-2013 годы)"» (с изменениями на 25 декабря 2013 года) (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)

2.Постановление Правительства Республики Дагестан от 28 апреля 2009 года N 116 «О республиканской целевой программе «Реализация ФЦП «Юг России» (2008-2013гг.)» на территории Республики Дагестан»

3.Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2014 года. М.: 2015г. 65с.

4.Багамедов М.А. Реструктуризация экономики региона: актуальность и возможные направления // Вопросы структуризации экономики. 2012. № 4. С. 22-28.

5.Багамедов М.А. Социально-экономическая депрессивность южных регионов и угрозы развитию России // Региональные проблемы преобразования экономики. 2009. № 4. С. 288-300.

6.Багамедов М.А. Проблема снижения издержек обращения в Республике Дагестан // Вопросы структуризации экономики. 2011. № 1-2011. С. 6-12.

7.Гасанова М.А. Влияние организаций управленческого труда в повышение эффективности региональной экономики. Ежемес. науч.-практ. журнал «Апробация». г.Махачкала, № 7(2), 2014 г. С. 39-41.

8.Гардеев О.И. Комплексное развитие промышленности региона на этапе модернизации и перехода к инновационной экономике // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 2. С. 110-116.

9.Камаллова Т.А. Качество и безопасность товаров и услуг. научный журнал «Пробация». №7. 2014. С. 59-61.

10.Курбанов К.К., Петросянц В.З.Роль и место АПК в устойчивом развитии региональной системы (на примере СКФО) //Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. №8. С. 107-112.

11.Курбанов К.К., Юнусов М.А. Территориально-отраслевая структура и формирование трудового потенциала села. Ежемес. науч.-практ. журнал «Апробация». Махачкала, № 7. 2014 г. № 7(22). С. 69-70.

12.Кутаева Ш.К., Сагидова Ю.Н. Современное состояние и проблемы развития промышленности региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 6. С. 62–66.

13.Петросянц В.З., Дахолян С.В., Петросянц Д.В., Баширов А.А. Стратегия регионального развития в условиях инновационных преобразований экономики. – М.: Экономика 2011 г. 302 с.

14.Послание (отчет) Главы Республики Дагестан Народному Собранию Республики Дагестан. Махачкала-2015 г. С. 32.

15.Социально-экономическое положение Республики Дагестан за январь-декабрь 2014 г. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, 2015 г. С. 328.

16.Социальное положение и уровень жизни населения Дагестан. Стат. сб. / Дагестанстат-2014. – 367 с.

17.Эльдарова Э.М., Эфендиева И.И., Гимбатов Ш.М. Принципы и основные меры повышения занятости сельского населения // Региональные проблемы преобразования экономики. 2009.№ 4. С. 325-331.

Приложение 1

(млн. рублей в ценах соответствующих лет)

Источник:[cоставлено автором на основе данных сайта федеральных целевых программ России http://fcp.economy.gov.ru/]

Приложение 2

Таблица 1. Валовый региональный продукт на душу населения РФ, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов на 2008-2014гг. (рублей).

 

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

РФ

237552,2

224163,3

263828,6

317515,3

348598,9

377006

403178,9

Южный федеральный округ

144633,8

144046

168773,2

200306,5

227618,4

2564

44,6

280342,3

Республика Адыгея

82378,2

94436,5

107297,5

128749,3

147117,4

159096,3

174017,6

Республика Калмыкия

71450,7

82586,8

84359,4

101873,2

119182,50

145420,8

163688,1

Краснодарский край

155103,6

165555,1

196914,3

236750,6

271035,4

309837,7

330100,2

Астраханская область

146391

133018,5

143388,8

170504,7

208328,8

269821,7

283591,2

Волгоградская область

159001,5

144303,4

166028,8

195463,7

221677,3

235814,1

278961,2

Ростовская область

134137,4

129626

154127,9

179470,3

197358,8

215923,2

235695,9

Северо-Кавказский федеральный округ

78921,5

84493,9

94915,3

112647,6

127640

146117,2

164905,9

Республика Дагестан

77033,8

90542,5

94883,6

113034,2

128639,7

153260,9

180824,4

Республика Ингушетия

47002,3

46174,4

48239,2

63569,7

84532,9

102241,5

113791,2

Кабардино-Балкарская Республика

67731,3

76451,1

89668,3

105412,7

123389,8

129236,2

137437,3

Карачаево-Черкесская Республика

76277,2

81758,5

91782,3

103462,3

125750,5

140400,9

147396,9

Республика Северная Осетия-Алания

81097

90040,7

105781,6

120824,3

140924,6

168268,3

179992,7

Чеченская Республика

54742,1

51981,3

55995,7

67220,5

78934,2

91646,1

104019,2

Ставропольский край

99503,3

99994,7

118920,6

142409,2

154529,6

172204,2

193489,4

Источник: составлено автором на основе данных сайта www.gks.ru

Таблица 1.2. Индекс производительности труда 2008-2014 гг. в процентах

 

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

РФ

104,8

95,9

103,2

103,8

103,1

105

100,9

Южный фед. ок.

         

Республика Адыгея

113,4

106,8

104,4

105,3

106

109,2

104,2

Республика Калмыкия

103,2

104,5

95,6

102,4

100,6

103,9

105

Краснодарский край

106,5

100,7

104,9

106,2

102,5

106,6

100,8

Астраханская область

106,6

94

101,7

107,6

110,9

123,8

100,8

Волгоградская область

103,3

89,1

103,9

103,9

102,3

103,7

106,4

Ростовская область

109,2

93,6

106,6

106,4

102

104,9

103,6

Северо-Кавказский федеральный округ

       

Республика Дагестан

106,9

110,5

102,7

107,6

104,2

107,9

104,1

Республика Ингушетия

95,8

86,7

100,5

109

114,6

130,4

103,4

Кабардино-Балкарская Республика

108

105,2

105,6

103,9

106

105,2

101,7

Карачаево-Черкесская Республика

107

101,7

100,3

104,3

103,8

103

99,8

Республика Северная Осетия-Алания

100,4

102,2

105,7

102,9

101,7

105,4

101,9

Чеченская Республика

106,5

84,1

95,8

99,8

101,7

101,8

106,5

Ставропольский край

106,9

98

101,9

105,9

100,2

103

104

Источник: составлено автором на основе данных сайта www.gks.ru

Рис.1.1. Индекс производительности труда в 2008-2014 гг. (в процентах)

Источник: составлено автором на основе данных сайта www.gks.ru

Рис.1.2. Валовый региональный продукт на душу населения в 2008-2014 гг.

(в процентах)

Источник: составлено автором на основе данных сайта www.gks.ru

Приложение 2

Таблица 1. Целевые индикаторы ФЦП «Юг России 2008-2013»

Наименование индикатора

Ед. Изм.

Ожидаемый результат

План/факт

2008

2009

2010

2011

2012

2013

1.

Денежные доходы на душу населения (в среднем за месяц)

   

план

           

факт

   

0.00

0.00

   
 

Республика Дагестан

рублей

16882,1

план

10962

13805.6

15564.8

18280.1

16715

16882.1

факт

   

16385.60

18209.60

   

2.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата (рублей в месяц)

   

план

           

факт

   

0.00

0.00

   
 

Республика Дагестан

рублей

13215,5

план

7595.1

9125.3

10243.5

11235.8

11039.2

13215.5

факт

   

10226.50

11493.20

   

3

Объем валового регионального продукта

   

план

           

факт

   

0.00

0.00

   
 

Республика Дагестан

млрд. рублей

319,5

план

216.2

257.8

285.3

 

313.3

319.5

факт

   

301.10

355.10

   

4

Прирост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами

   

план

           

факт

   

0.00

0.00

   
 

Республика Дагестан

млн. рублей

13215,5

план

8234.9

14163.5

13770.1

19327.9

22062.9

28208.3

факт

   

0.00

0.00

   

5

Доходы консолидированного бюджета на душу населения

   

план

           

факт

   

0.00

0.00

   
 

Республика Дагестан

тыс. рублей

24

план

19.4

22.3

21.4

24.4

   

факт

   

22.60

23.90

   

6

Объем инвестиций в основной капитал

   

план

       

33

3.3

факт

   

0.00

0.00

   
 

Республика Дагестан

млн. рублей

118484,6

план

86937.8

102188.9

120653.4

134927.4

   

факт

   

115000.00

134927.40

   

7

Уровень безработицы

   

план

       

4229.3

27662

факт

   

0.00

0.00

   
 

Республика Дагестан

процентов

12,8

план

13.4

13.2

14.8

12.8

   

факт

   

13.20

12.80

   

8

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума

   

план

       

7.6

7.5

факт

   

0.00

0.00

   
 

Республика Дагестан

процентов

8,8

план

0.6

9.1

8.9

8.3

   

факт

   

9.10

9.10

   

Источник:[cоставлено автором на основе данных сайта федеральных целевых программ России http://fcp.economy.gov.ru/]

Приложение 3

Рис 1. Инвестиции в основной капитал в РД, млн.руб.

Источник: составлено автором на основе данных сайта www.gks.ru

Приложение 4

Среднемесячная номинальная, начисленная, заработная плата в расчете на одного работника по региону Республика Дагестан (руб.)

Источник: составлено автором на основе данных сайта www.gks.ru

Просмотров работы: 913