ВНУТРИСОЮЗНИЧЕСКАЯ ДИСКУССИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ОТКРЫТИЯ ВТОРОГО ФРОНТА В ЕВРОПЕ В 1941-1942 ГОДАХ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВНУТРИСОЮЗНИЧЕСКАЯ ДИСКУССИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ОТКРЫТИЯ ВТОРОГО ФРОНТА В ЕВРОПЕ В 1941-1942 ГОДАХ.

Ермилова А.С. 1
1Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
C самого начала Великой Отечественной войны Советское правительство стремилось придать коалиции максимальную действенность и эффективность в борьбе против Германии. Лучшим средством для этого было бы скорейшее открытие союзниками второго фронта во Франции. Это не только облегчило бы СССР борьбу против общего врага, но и могло бы значительно сократить сроки всей Мировой войны. 18 июля 1941 г. Советское правительство поставило перед английским премьер-министром вопрос об открытии Второго фронта. Оно указывало, что военное положение Советского Союза, равно как и Великобритании, было бы значительно улучшено, если бы был создан фронт против Гитлера на Западе (Северная Франция) и на Севере (Арктика). Однако, Великобритания оставила эти предложения без внимания. Учитывая резко отрицательную позицию в отношении Второго фронта в Европе, занятую английским правительством, Советcкий Союз в последующие осенние месяцы 1941 г. больше не поднимал перед ним этого вопроса.

Однако, вскоре и в Вашингтоне, и в Лондоне развернулась дискуссия о целесообразности открытия второго фронта в 1942 г. Вопрос особенно остро встал после 7 декабря 1941 года – вступления в войну США. Союзникам предстояло выработать единую стратегию действий. Черчилль испытывал немалые опасения, что президент США Рузвельт и его генералы, движимые жаждой мести за нападения на американскую базу ВМФ изберут основным ТВД Тихий океан, однако в ходе личной встречи британский премьер выяснил, что США видели именно Германию основным врагом. Это заключение американского командования было вполне логичным – Германия была единственной страной, против которой могли сосредоточить свои силы все союзники. Оставлять же СССР и Англию, испытывавших в тот момент проблемы в войне с Третьим Рейхом американцы считали неразумным. Неуверенные в исходе противостояния как на Восточном фронте, так и в Африке, американцы не хотели бросить все силы на борьбу с Японией, и в перспективе остаться с Гитлером один на один.

Позиция Великобритании по открытию Второго фронта в 1942-1943 гг. не изменилась, и все также заключалась в отказе от активных боевых действий. Эта линия была ярко продемонстрирована в ходе «Аркадии», конференции в Вашингтоне, где были сформированы цели общей стратегической доктрины США и Великобритании, где не было указано точной даты открытия Второго фронта. Немцы уже потерпели поражение под Москвой, но это не убеждало: главная задача союз­ников, считал в ту пору Черчилль, создать кольцо во­круг Германии и держав оси по линии Архангельск — Черное море — Анатолия — Северная Африка — за­падное побережье Европы. Европейская часть СССР, таким образом, заранее «списывалась» Черчиллем со счета [1, 27]. Делалось это для того, чтобы выжать как можно больше ресурсов из Германии и создать благоприятную ситуацию для вторжения на континент. Только на 1943 г. планировались операции, направленные «внутрь» этого кольца, да и то перифе­рийные и ограниченные. Об открытии Второго фронта тогда не было и речи. Черчилль считал, что наиболее благоприятным местом для первой совместной операции англо-американских сил могла стать французская Северная Африка. Данная точка зрения была близка Рузвельту.

Интерес Рузвельта к Африке можно объяснить. После выхода Франции из войны и поражения Англии летом 1940 года, президент опасался того, что война может вскоре прийти на границу Америки. Учитывая сильное влияние Германии в Южной Америке, и расстояние от Дакара в Западной Африке Азорских островов и Капа Верде, Рузвельт всерьез заявлял о прямой угрозе со стороны Германии и опасался, что правительство Виши может позволить самолетам Люфтваффе базироваться в Западной Африке. А потому уже в начале войны в Африке начала действовать американская разведка. Отвечал за этот регион дипломат Роберт Мёрфи. Одной из его приоритетных задач было выяснение – перейдет ли французская армия на сторону Союзников, если уж Америке предстоит вступить в войну. Сеть, которую создал Мёрфи, сложно было поставить в один ряд с советской, германской или английской разведками, но ей предстояло еще сыграть свою роль, как при разработке, так и проведении операции «Торч».

В отличии от Рузвельта, на которого планы Черчилля произвели огромное впечатление, американские военные были не в восторге от подобных предложений. Большинство членов Военного Департамента считали, что чем скорее армия США вступит в бой против немцев в Европе – тем лучше. Генерал Маршалл назвал вторжение в Северную Африку не только будет сложно осуществить, но и успех в ней не приблизит Союзников к победе над Германий. Генерал МакНайр вообще сомневался в возможности проведения подобной операции, сравнивая ее с поражениями Англии в Галлиполи, Норвегии и на Крите. Один из самых авторитетных генералов в Военном Департаменте Стенли Эмбрик связывал желание Черчилля провести операцию по захвату Северной Африки прежде всего с желанием сохранить Британскую Империю, нежели добиться общей победы над врагом. Операцию не поддерживал и генерал Стиллвел, которому еще ранее нужно было разработать операцию по захвату американскими войсками Дакара.

Но высказать какое-либо консолидированное мнение по поводу операции американские генералы не смогли. А потому «Аркадия» полностью прошла под английскую диктовку. Основные направления стратегии, выработанные в ходе Вашингтонской конференции были следующими:

(1) Обеспечение промышленного производства на территории США, Великобритании и СССР. (2) Уничтожение подводных лодок в Атлантике для обеспечения свободы линий коммуникаций. (3) Создание кольца окружения вокруг Германии, для оказания помощи Советскому Союзу, создавая плацдарм на Ближнем Востоке и оккупируя Северную Африку. (4) Подрыв военной мощи Германии бомбардировками, саботажем и пропагандой. (5) Вторжение на континент через Турцию, Средиземноморье, Балканы или север Франции в 1943 году. (6) Переход к оборонительным действиям на Тихоокеанском ТВД [2, 9].

Однако, были в командовании США и те, кто стоял за скорейший разгром Японии в ущерб европейскому направлению. Американское командование считало, что необходимо сделать все возможное, чтобы не пустить японские армию и флот за пределы линии Аляска-Гаваии-Самоа-Австралия. Но даже это считалось маловероятным без привлечения к Тихоокеанскому ТВД больших сил. За это выступал в частности генерал МакАртур, считавший Японию более опасным противником, нежели Германию. С ним был согласен и адмирал Кинг, новый глава американского ВМФ. Противостояние тихоокеанского и европейского направлений будут продолжаться крайне долго.

И тем не менее, тяжелые поражения союзников на Тихом оке­ане, в Ливии, потери судов в Атлантике из-за подвод­ной войны, достигшей почти вершины убедили руководство США в том, что для того чтобы спра­виться с противником, необходимо удержать Совет­ский Союз в войне на стороне антигитлеровской коа­лиции, а для этого требовалось оказать ему возможную поддержку.

Тем более что вопрос открытия Второго фронта на Европейском континенте полностью вписывался в рамки общей стратегической доктрины США и соответствовал доктрине, сформулированной Фуллером в предвоенные годы: (1) Главная цель - выход Германии из войны; (2) Добиться этого можно путем захвата центра германской промышленности – Рура. Кратчайший путь куда лежит через север Франции; (3) Необходимо было собрать как можно больше войск на британских островах; (4) Лучшим решением было бы вторжение на континент с целью захвата Рура, а далее – наступление на Берлин; (5) Существовала реальная возможность застать немцев врасплох, благодаря большому количеству пляжей, на которые можно было бы осуществить высадку, и способности ввести противника в заблуждения относительно даты высадки, благодаря дезинформации; (6) Союзники могли собрать большое число подразделений для проведения операции; (7) Большое количество транспортных средств делало армию вторжения крайне мобильной; (8) Стратегическая инициатива на данном фронте находилась в руках союзников; (9) Королевский флот и ВМФ США обеспечивали безопасность своих территорий.

В феврале 1942 г. руководитель оперативного управления штаба армии (сухопутных войск) США Д. Эйзенхауэр в докладе начальнику штаба армии ге­нералу Дж. Маршаллу выделяет «приоритетные направ­ления» стратегии, одной из которых было начало скорейших боевых действий в Европе [3, 74]. Основными плюсами подобной операции значились: (1) Фронт находился слишком далеко от Германии; (2) Выход Италии из войны вовсе не означал поражения Германии; (3) Вторжение в Европу через Альпы было бы проблематично; (4) На Средиземноморском театре ТВД не было подходящей базы, для армии вторжения. Великобритания была значительно более привлекательной с этой точки зрения. Были названы и минусы подобного развития действий: (1) Оборонительные сооружения, созданные немцами представляли угрозу высадке; (2) Значительное количество самолетов Люфтваффе базировались в западной Европе; (3) На пути вторжения могли встать значительное количество подлодок и кораблей Кригсмарине, базировавшихся во Франции и Норвегии; (4) Немцы уже произвели минирование подходов.

После этого противостояния внутри генерального штаба США о приоритетности ведения боевых действий на различных ТВД лишь усилилось. Представители военно-морского флота отдавали предпочтение Тихоокеанскому театру военных действий, а командование сухопутных сил подчеркивало первостепенное значение Европейского театра. Оценивая ситуацию гораздо более трезво, чем «про­рицатели» одного-двух месяцев борьбы на советско-германском фронте, Эйзенхауэр все же не исключал поражения Красной Армии в 1942 г. Он был за «евро­пейскую стратегию» США, в основе которой была, разумеется, не помощь социалистическому государ­ству, а боязнь впоследствии оказаться на континенте Европы один на один с силами вермахта.

Объединенный комитет начальников штабов к заключению, что для США целесообразнее приступить к накоплению американских войск на Британских островах. Подобных же взглядов придерживалась и объединенная комиссия стратегического планирования, которая считала, что Западная Европа — единственное место, где можно организовать наступление, одновременно использовать основную массу вооруженных сил Англии и США против Германии [4, 21]. Таким образом, европейская линия начинает доминировать.

Стремясь не допустить высадки в Африке, Стимсон и Маршалл предъявили президенту свой меморандум, в котором указали те причины, по которым именно Западная Европа должна была стать новым ТВД. Среди эти причин: (1) Это единственная территория, на которой оба союзника могли осуществить по настоящему крупное наступление, значительно превышая Африканскую кампанию. (2) Это единственная территория, на которой союзники смогут быстро захватить превосходство в воздухе. (3) Операция действительно сможет отвлечь часть войск с Восточного фронта. (4) Операцию нужно было осуществить до возможного вступления в войну Вишистской Франции, Испании, Португалии и Турции. И главное до возможного поражения СССР.

Мнение Лондона было отрицательным. И даже после многочисленных обсуждений, визита наркома иностранных дел Молотова в Лондон и Вашингтон, Черчилль отказывался от проведения любой наземной операции в Европе на данной стадии. Вместо Черчилль выдвинул предложение о проведении операции «Гимнаст», направленной на окончательное освобождение Северной Африки. Рузвельт не стал возражать, подтвердив, что он стоит «за операцию в Северной Африке в 1942 г.». После этого была быстро достигнута договоренность [5, 152].

Несмотря на огромные усилия советской дипломатии и многих американских генералов, позиция Лондона, занимаемая им по вопросу о начале боевых действий в Европе, перевесила. Открытие Второго фронта в Европе откладывалось.

Список использованной литературы.

  1. Золотарев В.А. Второй фронт против Третьего Рейха. М., 2005

  2. Dunn S.W. Second front now. Alabama, 1980

  3. Stoler M.A. Allies and Adversaries. Lexington, 2010

  4. Howard M. The Mediterranean Strategy in World War II. London, 1968

  5. Kennedy D. The American people in World War II. Oxford, 1999 – p. 152

  6. Atkinson R. An army at dawn: the war in North Africa, 1942-1943. New York 2003

  7. Howe G.F. United States army in World War II. Mediterranean Theater of operations. Northwest Africa: Seizing the initiative in the West. Washington, 1957

  8. Головушкин В.И. Битва за Африку. М., 2004

  9. Фуллер Дж.Ф.С. Вторая мировая война 1939-1945 гг. Стратегический и тактический обзор. М.,2006

Просмотров работы: 2852