ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕГО РОЛЬ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕГО РОЛЬ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ

Чумикова А.А. 1
1РЭУ им. Г.В. Плеханова ивановский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Пенсионный фонд Российской Федерации является крупнейшим из внебюджетных социальных фондов. От всех внебюджетных средств на долю Пенсионного фонда России приходится 75%. Он представляет собой централизованную систему накопления и рационального распределения денежных средств [2].

Преобразование пенсионной системы в Российской Федерации является на данный момент наиважнейшим для общества направлением изменения социальной политики страны, затрагивающей интересы нескольких поколений на протяжении длительного времени.

На поиск новых подходов в решении задач, связанных с материальным обеспечением нетрудоспособных при наступлении старости, инвалидности, по случаю потери кормильца вынуждают негативные демографические изменения, которые обостряют социально-экономическую ситуацию в Российской Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает формирование, распределение и перераспределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации [2]. Он входит в число государственных внебюджетных фондов Бюджетным кодексом РФ [1].

Пенсионный фонд РФ играет огромную роль в экономике страны, так как его главной задачей является – обеспечение граждан заработанным уровнем жизненных благ с помощью накопления и перераспределения средств.

Главной обязанностью Пенсионного фонда является назначение и обеспечение своевременных выплат обязательного страхового обеспечения (трудовых пенсий), а также предусмотренных законодательством Российской Федерации прочих видов пенсий. Пенсионный фонд обязуется обеспечивать режим ведения специальной части индивидуального лицевого счета, в том числе доход от инвестирования средств; проводить бесплатное консультирование страхователей и застрахованных лиц и выполнять прочие функции.

Пенсионная система Российской Федерации находится на стадии радикальной модернизации и усовершенствования. Экономические и юридические механизмы на данном этапе реформируются.

Пенсионный фонд РФ как самостоятельный внебюджетный фонд начал функционировать в 1991 г., и одной из главных причин возникновения Пенсионного фонда Российской Федерации явилась необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов по выплате пенсий в специальную группу и обеспечение их целевыми, закрепленными за данными расходами самостоятельными источниками доходов [3]. Пенсионный фонд РФ входит в состав одного из звеньев сферы государственных финансов и является фундаментальной материальной базой пенсионной системы РФ.

Порядок формирования доходов и направление расходования средств пенсионного обеспечения существенно изменился благодаря реформе, проводимой в России.

1995 г. послужил началом реформирования пенсионной системы в Российской Федерации [3]. Это был первый этап. В то время была создана и утверждена Концепция системы пенсионного обеспечения в РФ. Данная Концепция предусматривала формирование двухуровневой системы государственных пенсионных выплат в виде:

  • Базовая пенсия (предоставлялась в фиксированном размере, независимо от наличия или отсутствия трудового стажа; вычислялась в зависимости от степени утраты трудоспособности и с учетом прожиточного минимума пенсионера);

  • Трудовая (страховая) пенсия (предоставлялась в зависимости от учета трудового или страхового стажа, связанного с продолжительностью уплаты страховых взносов и заработка).

Помимо этого, были предусмотрены:

  • совершен перевод льготного пенсионного обеспечения в сфере дополнительных профессиональных пенсионных систем;

  • введена солидарная материальная ответственность работодателя и работника за уплату страховых взносов;

  • персонификация страховых взносов;

  • создан резервный фонд Пенсионного фонда Российской Федерации.

За период, длящийся три года, большинство положений Концепции реализовались, включая переход на персонализированный учет страховых взносов и новый порядок исчисления и увеличения государственных пенсий на основе индивидуального коэффициента пенсионера. Но в 1998 г. пенсионная реформа, не успев закончить своё преобразование, была снова значительно изменена.

Вторым этапом пенсионной реформы в РФ было поэтапное введение накопительного метода финансирования выплаты государственных пенсий, а также переход к условно-накопительному механизму в рамках персонализированного учета, согласно которому расчет трудовых пенсий должен вырабатываться из суммы уплаченных страховых взносов. Но из-за кризиса, выпавшего на 1998 г., данным изменениям не удалось проявить себя на практике.

Третьим и последним этапом от 17 апреля 2001 г. и на сегодняшний день была принята преобразованная альтернатива программы реформирования пенсионной системы; пакет законов, определяющих новый план пенсионного обеспечения в Российской Федерации, который основательно преобразовал структуру функционирования Пенсионного фонда РФ.

В соответствии с последней реформой Пенсионного фонда РФ в настоящее время реализуются выплаты по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению. Граждане, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию, имеют право на получение трудовой пенсии, реализующийся при уплате страховых взносов. Лица, не охваченные по тем или иным причинам пенсионным страхованием, имеют право на получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению [4]. К таким относятся:

• военнослужащие;

•федеральные государственные служащие;

• участники Великой Отечественной войны;

•граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

• нетрудоспособные граждане.

Трудовые пенсии в Российской Федерации состоят из трех частей:

базовая (фиксированная часть, устанавливаемая в определенной сумме, ее размер варьируется в зависимости от вида пенсии; создана, чтобы обеспечить минимальный гарантированный доход при наступлении страхового случая).

страховая (дифференцированная часть, зависящая от результатов труда застрахованных лиц, выражаемая на их индивидуальном лицевом счете в виде расчетного пенсионного капитала или объема приобретенных пенсионных прав благодаря уплате страховых взносов в течение всей трудовой деятельности с учетом индексации);

накопительная (часть, исчисляемая из накопленных сумм страховых взносов и инвестиционного дохода, учтенных у застрахованного лица в специальной части индивидуального лицевого счета).

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет выплату пенсий по обязательному пенсионному обеспечению и по государственному пенсионному страхованию, финансируя данные выплаты при помощи разграничения источников.

В настоящее время формирование доходов Пенсионного фонда РФ осуществляется за счет следующих источников [4]:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

2) средства федерального бюджета;

3) суммы пеней и иных финансовых санкций;

4) доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

5) добровольные взносы физических лиц и организаций;

6) иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Меняется структура, набор элементов пенсионной системы, роль и ответственность субъектов правоотношений. Создается новая более усовершенствованная для страны комбинация гражданского и публичного права, регулирующая соответствующие процессы. Но проводимые в России экономические преобразования не могут не вызывать неблагоприятные социальные последствия. Эта тяжесть наиболее остро воспринимается гражданами, имеющими фиксированные доходы, прежде всего пенсионеры. Проблема реформирование пенсионной системы имеет социально-политическую значимость, так как в нашем государстве около 37 миллионов престарелых, инвалидов и членов семьи, утративших кормильца [5].

На данный момент основной характеризующей чертой сферы пенсионного обеспечения является наличие большого числа наиважнейших проблем, требующих срочного и неотложного решения.

Функционирующая сегодня в России пенсионная система является тягостной для экономики страны и одновременно не может покрыть даже минимальные потребности множества слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением. Основными недостатками пенсионной реформы РФ являются:

  • отсутствие социально-справедливого механизма повышения размеров пенсий в связи с ростом стоимости жизни;

  • необоснованно высокий удельный вес льготных пенсий;

  • слабое разграничение пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада;

  • финансовая нестабильность.

В сложившихся условиях на сегодняшний день в Российской Федерации совершенно неизбежным становиться тщательное фундаментальное реформирование пенсионной системы в стране. Следует включить в систему, в частности, такой непререкаемый в мировой практике институт, как негосударственное пенсионное обеспечение. Структурной базой для негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации обязаны представлять негосударственные пенсионные фонды, то есть организации, обладающие правами юридического лица на введение исключительно пенсионного вида деятельности. Хотелось бы верить, что такое нововведение, а также другие, вносимые и внесенные в нормативную базу пенсионного обеспечения, помогут выкарабкаться пенсионной системе из кризиса и значительно поменять в лучшую сторону положение всех нуждающихся граждан в поддержке государства.

В заключение хотелось бы сказать, что функционирование Пенсионного фонда Российской Федерации имеет достаточно сложную и разветвленную систему, но, к сожалению, не всегда эффективную, и еще не один год потребуется чтобы сбалансировать, нормализовать и привести в равновесие данную систему.

Список литературы:

  1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98. №145-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 11.12.2016).

  2. Колнооченко, Е. И. Российская пенсионная система: что с ней делать? / Е. И. Колнооченко; Е. Т. Гурвич; М. Э. Дмитриев// Журнал Бюджет. - 2011. - N 3 (99). - С.82-88.

  3. Афанасьев М.В. О современном этапе реформирования пенсионной системы в Российской Федерации: текущее состояние и проблемы: Аналитическая записка // Институт Комплексных Стратегических Исследований. - 2012 г.

  4. Финансы Учебное пособие/ Под. ред. проф. А.М. Ковалевой - М.: Финансы и статистика - 2013 г. - 324 с.

  5. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/analytics/125 (дата обращения: 11.12.2016).

  6. Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года (принята распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. N 2524-р «О Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ») [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/70290226/ (дата обращения: 11.12.2016).

8

Просмотров работы: 7429