ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Магилева Я.В. 1, Рамазанов Д.И. 1
1Ивановский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность данной темы обусловлена тем, что дальнейшее развитие экономики России зависит от институциональных изменений, так как особенности и тенденции институциональной динамики определяют возможности достижения высокого уровня социально-экономического развития. Наша статья посвящена анализу современного состояния институциональных реформ в экономике России, а также выявлению проблем и перспективных направлений их развития.

О значимости институциональных изменений в экономике России говорят многие ученые, так, в своей статье «Экономика развития: неоинституциональный подход Эрнандо де Сото» Нуреев Р. М. говорит о необходимости трансформации системы традиционных институтов, норм и правил, создания институциональных предпосылок, без которых нельзя построить настоящую рыночную экономику [4, с. 8]. Оценив экономическое развитие России и реформы ХХ в., которые были направлены на институциональные преобразования с целью вывода экономики России на мировой уровень, следует сказать о том, что принимаемые реформы были мало эффективны, что было связано с тем, что при осуществлении институциональных преобразований не было ясной теоретической базы и идеологии реформ [2, с. 371-373]. Формирование институциональных преобразований в России это долгий и инновационный процесс, что показывает сегодня переход экономики от советской модели развития к модели инновационной.

На сегодняшний момент большинство российских экономических институтов не создаются или конструируются, а искусственно формируются. Именно отсутствие четко выстроенной теоретико-методологической базы является одной из основных причин недостаточной эффективности институционального конструирования в современной России.

Нерешенными остаются проблемы нормативно-правового регулирования инновационной деятельности, отсутствует внятная государственная политика развития и поддержки инновационного предпринимательства, недооценивается роль институциональных факторов в структурном развитии экономики [3, c. 169].

Особенность современного этапа российской социально-экономической трансформации состоит в том, что в ней параллельно идет процесс рыночных преобразований, модернизация российской экономики, и переход к инновационному типу развития, что вызывает кардинальные изменения роли государства в формировании экономической политики и институциональных механизмов ее реализации.

Таким образом, современной состояние институциональной среды России нельзя признать даже удовлетворительным, не смотря на то, что институциональная структура российского общества находится в состоянии постоянного изменения.

Чтобы повысить эффективность принимаемых институциональных реформ, жизненно важных для современной России, необходимо учесть следующие уроки институциональных преобразований.

Во-первых, реформы не должны ограничиваться принятием пакета нормативных актов, не менее важно изучать соответствие законов практике и проводить их корректировку.

Во-вторых, важно не допускать негативные прецеденты. Новые институты необходимо запускать в тех секторах, где провалы и неэффективность старых институтов наиболее очевидны. Начинать это движение нужно осторожно - в режиме серии экспериментов, сохраняя старые институты, которые поддерживают «институциональное равновесие».

В-третьих, успешное внедрение в практику новых институтов начинается только тогда, когда появляются силы его поддержки – активные социальные слои, которые заинтересованы в применении данного института.

В-четвертых, необходимо добиваться комплементарности институтов, таким образом, при введении новых институциональных форм нужно учитывать влиянии, которое они оказывают на функционирующие институты.

В-пятых, необходимо принимать во внимание долгий процесс адаптации новых институтов, так как переход от политики заимствования к политике формирования институтов связан с постепенным внедрением и встраиванием в существующую систему механизмов и институтов. В ходе адаптации они начинают воспроизводиться в деловых практиках и проникать на все более глубокие уровни институциональной системы.

В-шестых, не нужно забывать о том, что реформы требуют концентрации усилий государства и затрат на реализацию и после принятия законов: мониторинг ситуации, становление инфраструктуры, обучение, информационное сопровождение, мероприятия по адаптации людей и предприятий, оказавшихся в новых условиях.

Так же необходим проектный подход к реализации реформ, который подразумевает под собой выделение необходимых ресурсов на разработку законов и на их публичное обсуждение с заинтересованными сторонами.

Не менее важными являются мониторинг и анализ практики применения институтов, а также обучение агентов условиям их правильного использования [5, с. 326-327].

Основные перспективные направления институциональных преобразований заключаются в повышении эффективности приватизации и управления госсобственностью, совершенствовании государственно-частного партнерства, реформировании естественных монополий и банковского сектора, развитии конкуренции, эффективном использовании прав собственности в сфере нематериальных активов, оптимизации трансакционных издержек, противодействии оппортунистическому поведению хозяйствующих субъектов.

Институциональные преобразования в российской экономике во многом будут зависеть от качества реструктуризации банковской системы. Российская финансовая система не в состоянии предоставить растущему бизнесу необходимые инвестиционные ресурсы для долгосрочных вложений в целях развития наукоемкого, высокотехнологического сектора, венчурного производства.

Развитие финансовых рынков, выступающих в роли источника капитала для экономического роста также является важным условием для успешного введения институциональных преобразований. Это развитие отразится на повышении надежности финансовых институтов, появлении и развитии новых финансовых инструментов, которые будут давать способы сбережений, альтернативные существующим и более надежную защиту прав участников финансовых рынков [3, c. 167].

Совершенствование системы социально-экономических институтов является важнейшей предпосылкой реализации задач, которые нашли отражение в прогнозе социально-экономического развития РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. Институциональные преобразования в 2017 - 2019 годах будут направлены на реализацию гражданских и политических прав, повышение эффективности системы государственного управления, развитие человеческого капитала и гражданского общества, обеспечение функционирования и устойчивое развитие национальной экономики на принципах и с использованием механизмов стратегического планирования. Основными программами по совершенствованию институциональных реформ выступают:

  1. Преобразование социально-экономических институтов, которые будут обеспечивать исполнение гражданских и политических прав, увеличение эффективности системы государственного управления

  2. Дальнейшее развитие сети многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг

  3. Преобразование социально-экономических институтов, которые будут обеспечивать развитие человеческого капитала и гражданского общества

  4. Преобразование социально-экономических институтов, обеспечивающих устойчивое функционирование и развитие национальной экономики

  5. Принятие мер, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства. [1]

Проанализировав современное состояние институциональной среды России, мы пришли к выводу о том, что его нельзя признать даже удовлетворительным. Поэтому на данном этапе необходимо говорить об актуальности проведения институциональных реформ, которые будут учитывать ошибки прошлых лет и опираться на уроки институциональных преобразований, которые были предложены мной в данном исследовании. Не зря совершенствование системы социально-экономических институтов выступает важнейшей предпосылкой реализации задач Прогноза социально-экономического развития РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. Дальнейшее развитие экономики России и достижение высокого уровня социально-экономического развития невозможно без изменения институциональной среды.

Список литературы

  1. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (разработан Минэкономразвития России). Доступ из системы Консультант Плюс /

Режим доступа http://www.consultant./document/cons_doc_LAW_189671/

(дата обращения:5.12.2016)

  1. Попов А. И. Экономическая теория: Учебник для вузов. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 544 с.

  2. Гасанов М.А., Тютюшев А.П. Воздействие институциональной среды на структурные сдвиги экономики // Вестник науки Сибири. - 2012. - № 1 (2)

  3. Нуреев Р.М., Эрнандо де Сото Экономика развития: неоинституциональный подход // Журнал институциональных исследований. - 2014. - №4

  4. Чиков Д.Н. Об институциональных преобразованиях в современной России // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки - 2008. - № 8

Просмотров работы: 2444