На основном этапе (5 – 9 классы) содержание обучения грамматической стороне англоязычной речи занимает довольно большое место. Разница между грамматическим строем родного языка и английского является определенным препятствием, что часто приводит к непониманию грамматических явлений со стороны учащихся, вызывает ряд трудностей. Как известно, мотивация к учебной деятельности формируется в младших классах, поэтому очень важно особенно на начальном этапе преподавания иностранного языка организовать учебный процесс таким образом, чтобы сделать этот предмет интересным, ведь внимание детей непроизвольно и неустойчиво, они обращают внимание на то, что вызывает их непроизвольный интерес. Важно не просто развить познавательный интерес ученика, но и творческую активность [1].
В настоящее время большой интерес вызывает использование игр на уроках иностранного языка для моделирования реальной ситуации общения. По мнению М. Ю. Курбатовой, «игра легко вписывается в урок и доставляет учащимся удовольствие. Игры для детей в младшем школьном возрасте очень важны, особенно при обучении их английской грамматике» [8].
Ведущим видом деятельности у детей четырех-пяти лет является игра. К шести-семи годам она заменяется учебной деятельностью, но роль игры остается по-прежнему велика. Малышей привлекает школа, но наиболее естественными для них являются игровые моменты деятельности, непосредственное общение со взрослыми и предметная наглядность. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию деятельности на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания [2].
Как было доказано ранее, среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у школьников вызывают игры и игровые ситуации. Это позволяет активизировать мыслительную деятельность обучаемых, сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Это мощный стимул к овладению языком.
По мнению психологов (А. А. Леонтьев) игровая мотивация должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической. Все это вместе взятое составляет мотивацию обучения. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует так хорошо использование интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей. Общение на любом языке требует большого словарного запаса, который накапливается в течение нескольких лет. Отсюда следует, что изучать язык следует начинать с раннего детства. Это вызвало поиск педагогами новых приёмов, позволяющих детям эффективно и качественно, а главное с интересом изучать иностранные языки. Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, необходимо стараться использовать каждую возможность, чтобы разгрузить ребёнка посредством игровой деятельности в процессе обучения языку [3].
Объект исследования: игра как средство повышения эффективности учебного процесса в обучении грамматике иностранного языка.
Предмет исследования: развитие грамматических навыков учащихся с помощью игры.
Цель исследования: изучение игры как средства повышения эффективности учебного процесса в обучении грамматике иностранного языка.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие игра как средство обучения грамматике.
2. Выделить основные этапы игры.
3. Определить виды игр, используемых при обучении грамматике.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс обучения грамматике иностранного языка школьников общеобразовательных учебных заведений с использованием технологии игры будет более эффективным, если будут соблюдены следующие условия: игра будет доступна по содержанию и соответствующим психологическим особенностям и возрастным возможностям учащихся школы, их учебному опыту, потребностям и интересам; содержание игры будет отвечать целям и задачам урока; использование различных видов игры, обеспечит устойчивый интерес учащихся к обучению иностранным языкам.
Для достижения цели, решения поставленных задач, проверки гипотезы использован комплекс общенаучных методов: изучение и анализ научного опыта, изучение прошлого и современного педагогического опыта деятельности учителей и педагогов, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация, систематизация, схематизация, моделирование - применялись для разработки теоретических основ исследования.
Методологическую основу исследования составили концепции сущности игр, их функций [Л. В. Артемова, Н.В. Ляховицкий, Д. Эльконин]; теоретические положения психологии о возрастных и индивидуальных особенностях учащихся начальной школы [В. А. Артемов, П. П. Блонский, Л. И. Божович, А. И. Буяновер, Н. А. Головань, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.]; теория речевой деятельности [И.А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, В. В. Сафонова и др.]. Теории игровой деятельности [С.М. Богуславская, Л.С. Выготский, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин]; психологические основы использования игры в процессе обучения школьников средней школы [Д.Б. Эльконин, Ф.И. Фрадкина и др.]; научные исследования функций, возможностей, значение и места игры в процессе обучения иностранным языкам в средней школе [А.А. Барташников, Н.А. Бойченко, И.А. Данилович, А.А. Деркач, А.Г. Квасова, В.А. Крутой, Н.В. Кудикина, Г.М. Миронова, Н.И. Подгорная, Т.И. Олейник, Г.В. Рогова, К.А. Родкина, С.В. Роман, М.Ф. Стронин, Т.А.Чистякова и др.], проблемы использования обучающих игр на уроках английского языка [М. Ф. Стронин, Н. П. Аникеева, Бочарова Л. П.] исследовались в разное время [4].
Проанализировав имеющиеся теории и концепции мы пришли к выводу, что:
1. Обучение иностранным языкам имеет коммуникативную целеустановку. Конечной целью его является свободное владение иностранным языком, позволяющее пользоваться им как средством общения. Поэтому предметом обучения является сам язык, а не наука о языке [7].
2. Основой для обучения иностранным языкам служат многие смежные с методикой науки – педагогика, психология, дидактика, теория обучения, языкознание. Поэтому данные языкознания, в том числе и положения грамматики, включаются в преподавание языков в опосредствованной форме.
3. В обучении иностранному языку важно оптимальным и рациональным образом управлять процессом овладения языком, чему должны способствовать правила грамматики, и в частности, дидактически отобранные, приспособленные к потребностям преподавания правила грамматики. Грамматика представляет собой лишь один из аспектов обучения иностранным языкам, однако она является одновременно средством и условием коммуникативной деятельности, и, следовательно, должна быть подчинена этой цели.
4. Коммуникативный подход в обучении грамматике достаточно эффективен. Он способствует систематизации языкового материала, установлению связи между коммуникативными задачами и альтернативными средствами их решения, создает представление о функциональных связях между различными явлениями языковой среды. Выполняя речевые задания на основе аутентичных страноведческих текстов, учащиеся не только совершенствуют лингвистическую компетенцию, но и приобретают социо-культурные знания о стране изучаемого языка. Таким образом, реализуются основные принципы коммуникативной грамматики: ситуативность, функциональность и вариативность, а также лингво-страноведческий подход к обучению [5].
5. Игру можно рассматривать как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, целенаправленностью, речевого воздействия.
Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку.
6. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Но все зависит от конкретных условий работы учителя, его темперамента и творческих способностей.
Игра несет в себе немалое нравственное начало, ибо делает труд (овладение иностранным языком), радостным, творческим и коллективным. Ведь цель игрового метода обучения – способствовать развитию речевых навыков и умений. Возможность проявлять самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков – характерные качества речевого умения – могут быть проявлены во время проведения игр [6].
Сформулированные в исследовании теоретические положения и выводы позволяют осмыслить эффективность применения игровой технологии в обучении именно грамматической стороне речи в плане обучения иностранным языкам школьников основной школы и прогнозировать целесообразные направления ее дальнейшего совершенствования.
Список литературы
Андронкина, Н. М. Проблемы обучения иноязычному общению в преподавании иностранного языка как специальности / Н. М. Андронкина. - СПб. : Речь, 2009. – 125 с.
Жуина, А. И. Проблема воспитания личности современного подростка в условиях образовательных организаций / А. И. Жуина // материалы VIII студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» -2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/2016/2150/24359 (дата обращения: 03.11.2016).
Жуина, А.И. Педагогика сотрудничества в современных образовательных организациях / А. И. Жуина // Новая наука: стратегии и векторы развития: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (19 января 2016 г., г. Ижевск). / в 3 ч. Ч.2 - Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016. – С. 133-135.
Жуина, А. И. Изучение особенностей общения учащихся языковых и неязыков образовательных учреждений / А. И. Жуина // материалы IX студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» -2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2150/24359 (дата обращения: 27.12.2016).
Жуина, Д. В. Сравнительный анализ коммуникативной стороны общения подростков с разным уровнем самооценки / Д. В. Жуина, Е. Н. Николаева // Актуальные проблемы и перспективы современной психологии. – 2012. – №1. – С. 40-42.
Мурадова, Н. Т. Обучение профессионально-ориентированному общению на иностранном языке студентов неязыковых вузов / Н. Т. Мурадова, С. А. Эрданова // Молодой ученый. – 2013. – №11. – С. 822-824.
Париева, Т. М. Развитие навыков устной речи при обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов / Т. М. Париева, И. Н. Трущенко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. – №19-2 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-navykov-ustnoy-rechi-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-studentov-neyazykovyh-vuzov (дата обращения: 03.11.2016).
Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова. – М. : Просвещение, 1991.