По исследованиям педагогов и языковедов (В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Л.В. Щерба), наиболее эффективной коррекционная работа по устранению нарушений в развитии речи детей дошкольного возраста будет при совместных усилиях педагогов и родителей. Для того чтобы работа педагогов была эффективной и приносила хорошие результаты, родителям в процессе общения необходимо учесть следующие рекомендации[1]:- Речь взрослого должна быть неторопливой и разборчивой.- Добиваться понимания речи, используя простые инструкции.- Необходимо проводить артикуляционную гимнастику ежедневно.- Почаще рассказывать, читать вместе первые детские сказки, стихи, побуждать досказывать слова по мере речевой возможности.- Проводить массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока». Подробнее рассмотрим, как и в какие игры можно поиграть с детьми для развития психических функций и речи [4]:
“Что лишнее”. Выбрать из нескольких карточек с картинками изображение с лишним предметом.
“Опиши словами”. Открывая карточку с картинкой, и не показывая ее другим игрокам, нужно постараться описать словами, что изображено у тебя на картинке, при этом само название предмета называть нельзя.
“Нравится – не нравится”. Можно играть с карточками, показывая их и называя, что изображено. Выбираем предмет или явление и рассказываем, что именно нравится, а что нет, то есть оцениваем предмет. Например, картинка кошки: нравится – мягкая, приятная на ощупь, играя, ловит мышей…; не нравится – царапается, убегает и т.д.
“Назови одним словом”. Называем несколько предметов одним словом. Например, при названных словах тарелка, чашка, ложка – нужно озвучить слово “посуда”.
“Бывает – не бывает”. Вариант игры “съедобное -несъедобное”. Бросаем мяч и говорим правду либо небылицы. При правильной фразе ребенок мяч ловит, при обнаружении ошибки нужно мяч отбросить. Примерные небылицы: самолет плывет по морю, квадратный мячик, соленый сахар.
“Отвечаем быстро”. Тоже игра с мячом. Взрослый бросает мяч ребенку с названием предметов (существительным), а ребенок должен быстро назвать прилагательное. Можно договориться, что малыш будет называть только цвета предметов. Например: огурец – зеленый, солнце – желтое, потолок – белый… . Как вариант, можно игру усложнить: взрослый будет говорить то существительные, то прилагательные по очереди. Если игрок сказал ответ невпопад, и он не соответствует действительности, – родитель и ребенок меняются местами.
“С толковым словарем”. Играем в игру “опиши словами”, только с толковым словарем. Родитель читает определение из детского толкового словаря, ребенок угадывает, о чем идет речь.
“Скажи наоборот”. Попробуйте рассказать сказку малышу по другому: заменяйте ключевые слова на антонимы. Примерные сказки: “Пес без шляпы” (Кот в сапогах), “Синий сапожок” (Красная Шапочка)… Меняем не только название сказки, но и по мере возможности содержание. Развивая, таким образом, мыслительные операции, можно добиться и коррекции речевых несовершенств и дальнейшего развития мышления ребенка. Таким образом, большинство детей с речевыми нарушениями нуждаются в помощи специалистов разного профиля: только коллективное воздействие даст оптимальные результаты при устранении дефектов речи: невропатолог, логопед дефектолог и, конечно же, воспитатель. Необходимо проводить с родителями просветительскую работу, которая может варьироваться в зависимости от конкретных проблем. Приобретённые знания помогут родителям глубже познакомиться с проблемами своего ребёнка и разрешить сложные ситуации.
Список используемой литературы
1. Волковская, Т.Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения [Текст] / Т.Н. Волковская // Дефектология. - 1999. - №4. 2. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] / Т.Н. Доронова. - М., 2002. 3. Игнатьева, С.А. Коммуникативная культура будущих учителей-логопедов как условие становления их профессиональной компетентности / С.А. Игнатьева [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - №6 4. Стребелева, Е.А. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии [Текст] / Е.А. Стребелева, А.В. Закрепина // Дефектология. - 2005. - №1. 5. Педагогический журнал «Педагогический мир» [Электронный ресурс] : http://pedmir.ru/index.php6. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (вступает в силу с 1 сентября 2013 года) // Собрание законодательства РФ от 31.12.2012, №53 (ч. 1), ст. 7598.