КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ У СТУДЕНТОВ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ У СТУДЕНТОВ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ

Шарифов Б.Н. 1
1Уфимский государственный авиационный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время компьютер вошел в образ жизни всех людей, и никто не сомневается, что компьютер является основным помощником в учебе, работе, самообразовании и отдыхе. Для большинства студентов компьютер является неотъемлемой частью жизни. Это объясняется рядом причин, среди которых выделяют следующие:
  • использование компьютера в целях учебной деятельности;

  • доступность и разнообразие ресурсов Интернета;

  • познавательная мотивация студентов;

  • потребность студентов в общении, развлечении;

  • наличие определенных психологических проблем у студентов.

Следует отметить что, компьютер также может стать причиной серьезных физиологических и психологических проблем. Например, бессонные ночи, проведенные за компьютером, способствуют появлению постоянной усталости и ослаблению иммунной системы человека, вследствие чего резко повышается вероятность заболеваний. Актуальность исследования проблемы компьютерной зависимости становится все более важной в связи с ростом количества пользователей компьютера и интернета во всем мире. Это обусловлено несоответствием стремительных темпов развития интернета и научного анализа негативных последствий этого развития и активного усвоения интернета.

Компьютерная зависимость включает в себе пристрастие к компьютерным играм, бесконечное путешествие по интернету (социальные сети, интернет-казино, просмотр кинофильмов, интернет - шопинг). Практически пропадает желание пойти в библиотеку и прочитать книгу, человек ищет необходимую информацию в интернете. Пропадание желание заниматься спортом и ходить в спортивные кружки. Все это отнимает у человека драгоценное время и ухудшает его физическое здоровье.

В университете Charite немецкие исследователи провели эксперимент. В ходе исследования группе состоящей из 20 человек были показаны скриншоты из любимых игр. В ходе эксперимента выяснилось, что реакция этих людей похожа на реакцию, которую проявляют больные алкоголизмом и наркоманией, когда видят предмет своей патологической страсти [1].

Исследования университета “Nottingham Trent University” под названием International Gaming Research Unit показали, что 12 % от контрольной группы в 7000 человек имеют признаки зависимости от игр онлайн [2].

Существуют различные симптомы, характерные для компьютерной зависимости человека:

  • длительное времяпровождение за компьютером;

  • часто изменяющаяся смена настроения;

  • нервозность, депрессии, стресс без интернета или компьютера;

  • неадекватная реакция на замечания, советы со стороны других людей;

  • наблюдается отставание в учебе (снижение успеваемости, нежелание учиться);

  • -появляется проблемы с общениями, конфликтные ситуации, связанные с взаимодействием с людьми;

  • боли в спине; синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, вызванное длительным перенапряжением мышц) [3].

В некоторых странах (Китай, Северная Корея) проблема компьютерной зависимости вышла на государственный уровень и взята под контроль правительства. Борьба против компьютерной зависимости признана официальной в этих странах, и правительство приняло меры против него путем создания воспитательных программ и реабилитационных клиник. В настоящее время в Северной Корее и Китае имеется несколько консультационных центров, учебных лагерей для людей, страдающих от компьютерной зависимости[4].

В США главным специалистом в изучении и лечении компьютерной зависимости сейчас считается профессор психологии Питсбургского университета Кимберли Янг. Она является автором известной книги «Пойманные в Сеть». Кимберли Янг в 1995 году основала Центр помощи людям, страдающим интернет-зависимостью. Сейчас Центр занимается консультацией психиатрических клиник, образовательных заведений, которые имеют такие проблемы [1].

Компьютерная зависимость не менее опасна, чем наркотическая зависимость, так как приводит к значительному нарушению адаптации в обществе (неспособность работать, неспособность обслуживать самого себя).

Для решения проблемы компьютерной зависимости необходимо принять следующие меры

  • смена вида деятельности: занятие спортом, общение с семьей, друзьями, новые знакомства, больше проводить время на свежем воздухе, заниматься рукоделием, записаться на кружки, изучать новое, расширять свой кругозор.

  • соблюдение санитарных норм работы за компьютером. Взрослые, к которым относятся студенты, при работе за компьютером при 8-часовом рабочем дне должны иметь 15-минутный перерыв после каждых 2 часов работы и получасовой перерыв на обед

  • вместо поиска развлекательной информации проверять новости о конкурсах и конференциях в ВУЗе и за его пределами, в которых можно принять участие

  • время, обычно проводимое в Интернете, потратить на более полезную деятельность. Например, на изучение иностранного языка или посещение курсов вождения

Кроме того, для профилактики компьютерной зависимости, необходимо разрабатывать следующие методические подходы:

  • создать буклеты и памятки с рекомендациями по предупреждению компьютерной зависимости, и провести классный час на тему «Компьютер как форма зависимости».

  • для студентов с начальным уровнем компьютерной зависимости провести профилактические беседы, лекции и семинары.

  • привлечение студентов в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности.

Проблема компьютерной зависимости опасна тем, что она со временем имеет свойство перерождаться в другие виды зависимости и часто является показателем других серьезных проблем в жизни личности ‑ депрессии, одиночества, трудностей в общении. Именно поэтому пользователям с синдромом “Компьютерной-зависимости” необходима психологическая и педагогическая помощь.

Литература

  1. Выгонский С.И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью. М.: Феникс, 2010. — 320 с.

  2. Войскунский А.Е. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития М.: Акрополь, 2009. — 190с

  3. Ефремова А. А. Проблема компьютерной зависимости и пути ее решения // Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(25).

  4. Дрепа М. И. Психологическая профилактика интернет-зависимости у студентов: дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / М. И. Дрепа ; Северо-Кавказ. соц. ин-т. Ставрополь, 2009.

Просмотров работы: 763