МАТЕРИЯ И ЕЁ АТРИБУТЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МАТЕРИЯ И ЕЁ АТРИБУТЫ

Гайдаров И.М. 1, Козлова А.Ю. 1, Френкель Е.Э. 1, Кучер М.И. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Проблема определения сущности материи весьма сложна. Сложность заключается в высокой степени абстрактности самого понятия материи, а также в многообразии различных материальных объектов, форм материи, её свойств и взаимообусловленностей. В связи с этим перед философией и другими науками стоит множество вопросов:

Что такое материя?

Как развивались представления о ней?

Как соотнести с понятием материи бесконечное множество конкретных предметов, вещей?

Какими свойствами она обладает?

Вечна ли и бесконечна материя?

Что является причиной её изменения?

Какие виды материи известны в настоящее время?

Как осуществляется взаимный переход одних видов материи и форм её движения в другие?

На основе каких законов это происходит?

Наконец, каким образом возникло такое свойство материи, как сознание?

Обращая своё внимание на окружающий нас мир, мы видим совокупность разнообразных предметов, вещей. Эти предметы обладают самыми различными свойствами. Одни из них имеют большие размеры, другие -меньшие, одни просты, другие – более сложны, одни постигаемы достаточно полно непосредственно чувственным образом, для проникновения в сущность других необходима абстрагирующая деятельность нашего разума. Отличаются эти предметы и по силе своего воздействия на наши органы чувств.

Однако при всей своей многочисленности и разнообразии самые различные предметы окружающего нас мира имеют один общий знаменатель, позволяющий объединить их понятием материи. Это общее есть независимость всего многообразия предметов от сознания людей. В то же время это общее в бытии различных материальных образований является предпосылкой единства мира. Однако заметить общее в самых различных предметах, явлениях, процессах – задача далеко не простая. Для этого нужна определённая система сложившихся знаний и развитая способность к абстрагирующей деятельности человеческого разума. Поскольку знания есть продукт приобретённый, причём накапливаемый постепенно, в течение длительного времени, то многие суждения людей о природе и обществе первоначально носили весьма неотчётливый, приближённый, а порой и просто неверный характер. В полной мере это относится и к определению категории материи.

Философия о понятии материя

«Материя» – одно из фундаментальнейших понятий философии. Однако в различных философских системах его содержание понимается по-разному. Для идеалистической философии, например, характерно то, что она или совсем отвергает существование материи или отрицает её объективность. Так, выдающийся древнегреческий философ Платон1 рассматривает материю как проекцию мира идей. Сама по себе материя у Платона ничто. Для того, чтобы превратиться в реальность, в ней должна воплотиться какая-нибудь идея.

У последователя Платона, Аристотеля2, материя тоже существует лишь как возможность, которая превращается в действительность только в результате соединения её с формой. Формы же в конечном итоге берут своё начало от Бога.

У Гегеля3 материя проявляется в результате деятельности абсолютной идеи, абсолютного духа, Именно абсолютный дух, идея порождают материю.

В субъективно-идеалистической философии Дж. Беркли4 открыто заявляется о том, что материи нет, и её никто никогда не видел, что, если изгнать это понятие из науки, то это никто и не заметит, ибо оно ничего не означает. Он писал, что можно употреблять понятие «материя», если уж очень хочется, но только как синоним слова «ничто». Для Беркли существовать – это быть потенциально воспринимаемым. На вопрос о том, существовала ли природа до чело­века, Беркли ответил бы – да, в сознании Бога. Другие представители субъективного идеализма (Э. Мах, Р. Авенариус и др.) открыто не отрицают существование материи, но сводят её к «совокупности (комплексам) ощущений». Материя, вещь, предмет, по их мнению, – это комплекс ощущений человека. Именно ощущения человека создают, конструируют их.

В материалистической философии также существуют разные представления о материи. Правда, для всех философов-материалистов характерно признание за материей её объективного, независимого от сознания (ощущений) существования.

Уже древние философы (китайские, индийские, греческие) в качестве материи рассматривали какое-либо наиболее распространенное чувственно-конкретное вещество, которое они считали первоосновой всего существующего в мире. Такой подход к определению материи может быть назван субстанциальным, ибо его суть составляла поиск основы (субстанции) мира. Так, например, древнегреческий философ Фалес5 из Милета (начало и середина VI в. до н.э.) считал, что все произошло из воды. Даже земля, по его мнению, плавает на воде, подобно куску дерева. Представитель той же Милетской школы – философ Анаксимен6 утверждал, что все вещи происходят из воздуха, за счёт его разряжения, или сгущения (воздушные испарения, подымаясь вверх и разряжаясь, превращаются в огненные небесные светила и, наоборот, твёрдые вещества – земля, камни и т.д. – есть не что иное, как сгустившийся и застывший воздух). Воздух находится в непрестанном движении. Если бы он был недвижим, мы его бы никак не воспринимали, когда он движется, он даёт о себе знать в виде ветра, облаков, пламени. Это значит, – учит Анаксимен, что все вещи суть модификации воздуха, и следовательно, воздух есть всеобщий субстрат вещей.

Гераклит7 из Эфеса первоосновой всего сущего считал огонь. Кстати, огонь у Гераклита – это и образ вечного движения. «Этот космос, – доказывал он, – один и тот же для всех, не создал никто из богов и никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, мерно возгорающимся и мерно угасающим».

Конечно, трудно было представить, что в основе разнообразия вещей и процессов находится что-то одно. Поэтому впоследствии философы стали рассматривать в качестве первоосновы мира (материи) несколько веществ сразу. Так, например, Эмпедокл8 (V в. до н.э.) говорил о 4-х элементах, как о корнях всех вещей: огне, воздухе (эфире), воде и земле. Эти корни вечны, неизменны, не могут ни возникать из чего-либо другого, ни переходить друг в друга. Все прочие вещи получаются в результате соединения этих элементов в определённых пропорциях. Другой древнегреческий философ Анаксагор9 учил, что мир состоит из бесконечного числа «семян» – делимых до бесконечности частиц. В каждой вещи есть частица каждой другой, в белом заключено чёрное, в чёрном – белое, в тяжёлом – лёгкое, и т.д. Жизнь мира, – подчеркивал Анаксагор, – есть процесс. Оценивая эти взгляды Анаксагора, нельзя не видеть, что его философия практически подготовила атомистический материализм.

Атомистический материализм связан с именами древнегреческих философов Левкиппа10 и Демокрита11 (IV в. до н.э.). Материя отождествлялась ими с бесструктурными атомами (атом в переводе с греческого означает «неделимый»). По Демокриту, бытие складывается из движущихся в пространстве атомов и пустоты. Атомы геометричны (например, душа состоит из круглых атомов), не подвергаются никакому воздействию извне, неспособны ни к какому изменению, они вечны и неуничтожимы. Они обладают определённым размером, массой, могут сталкиваться, ударяясь друг о друга. Глазу атомы совершенно не видимы, – замечал Демокрит, но, однако, они могут быть вполне видимыми в умственном смысле. Жизнь, с точки зрения Демокрита, – это соединение атомов, смерть – их разложение. Душа тоже смертна, ибо её атомы могут разлагаться, – учил Демокрит.

Взгляд на материю как на бесчисленное множество атомов, без каких-либо заметных изменений, сохранялся в различных школах философского материализма вплоть до начала XX века. Отождествление материи с веществом (и с неделимыми атомами в его основе) был характерен и для французских материалистов XVIII века, и для Л. Фейербаха12. Интересно, что и Ф. Энгельс13, основываясь на позициях атомистического материализма, вместе с тем в ответе на вопрос: существует ли материя как таковая, писал, что реально существует материя лишь в виде конкретных форм, объектов и не существует материи как бесструктурной первоматерии, не изменяемой формы всех форм.

Наиболее глубокие революционные изменения происходили в конце XIX и начале XX века в естествознании, особенно в физике. Они были столь фундаментальны, что породили не только кризис физики, но очень серьезно затронули и её философские основания. К числу важнейших открытий, подорвавших основы механической картины мира, относились, в частности, обнаружение рентгеновских лучей (1895 г.), радиоактивности урана (1896 г., А. Беккерель, П. Кюри, М. Скдодовская-Кюри), электрона (1897 г., Д. Томсон). К1903 г., отметим, были достигнуты значительные результаты в исследовании радиоактивности: получило определённое обоснование её объяснение как спонтанного распада атомов, была доказана превращаемость химических элементов. М. Планком была создана теория квантов, энергии микрообъектов, А. Эйнштейн раскрыл количественную связь между массой тел и энергией связи их атомов.

Объяснить указанные (и некоторые другие) открытия в рамках механической картины мира не удавалось; все более явной становилась недостаточность классико-механического понимания физической реальности. Это вызвало определённое замешательство у ряда крупных физиков.

Всё это привело к коренному пересмотру прежних устоявшихся представлений о строении материи. Рухнуло основное положение атомистического материализма о неделимости, неизменности и о неуничтожимости атома, что послужило поводом для опровержения материализма в свете новейших выводов естествознания. Так, например, известный французский физик Анри Пуанкаре14[7] писал о «признаках серьезного кризиса физики», о том, что перед нами – «руины» её принципов, их «всеобщий разгром», что «великий революционер радий» подорвал принцип сохранения энергии, а электронная теория свела на нет принцип сохранения массы. В результате он приходит к выводу, что все старые принципы физики разгромлены, поэтому её положения не соответствуют действительности, а являются лишь продуктами человеческого сознания.

Тезис о том, что в связи с новыми открытиями физики материя исчезла, был правомерно оспорен В.И. Лениным, защищавшим философский материализм. Характеризуя подлинный смысл выражения «материя исчезла», В.И. Ленин показывает, что исчезает не материя, а тот предел, до которого мы знали материю, что то исчезновение материи, о котором говорят некоторые ученые и философы, не имеет отношения к философскому представлению о материи, ибо нельзя смешивать философское понятие (термин) материя с естественнонаучными представлениями о материальном мире. С развитием естествознания происходит смена одного научного представления о мире (материи) другим, более глубоким и основательным. Однако такая смена конкретных научных представлений не может опровергнуть смысл и значение философского понятия (категории) «материя», которая служит для обозначения объективной реальности, данной человеку в его ощущениях и существующей независимо от них15 [1].

Преодоление трудностей, с которыми столкнулась физика, потребовало (как всегда бывает в период революционных изменений в науке) анализа проблем не только физических, но и гносеологических. В итоге напряженных дискуссий в физике сложилось несколько школ, кардинально расходившихся в понимании путей выхода из кризисной ситуации. Некоторые из них стали ориентироваться на идеалистическое мировоззрение (хотя большинство физиков, что естественно, стояло на позициях стихийного материализма), чем попытались воспользоваться представители спиритуализма и фидеизма. Это и привело к тому, что революция в физике переросла в её кризис. «Суть кризиса современной физики, – писал Ленин, – состоит в ломке старых законов и основных принципов, в отбрасывании объективной реальности вне сознания, т.е. в замене материализма идеализмом и агностицизмом. «Материя исчезла» – так можно выразить основное и типичное по отношению ко многим частным вопросам затруднение, создавшее этот кризис» [1].

Чтобы понять, какой смысл вкладывали некоторые физики в слова «материя исчезла», нужно учесть следующее. Атомистическое мировоззрение утверждалось в естествознании долго и трудно. При этом под атомом (в духе Демокрита) понималась абсолютно неделимая (не имеюшая частей) элементарная частица. Точка зрения, согласно которой материя состоит из атомов, которые рассматривались в качестве некоей «неизменной сущности вещей», к концу XIX века разделялась большинством естествоиспытателей, в том числе и физиков. Поэтому открытия, свидетельствовавшие о сложности атомов (в частности, радиоактивности как их спонтанного распада), были истолкованы некоторыми учеными как «распад», «исчезновение» материи. На этой основе и делались выводы о крахе материализма и ориентированной на него науки.

Ленин показал, что в действительности здесь имело место не крушение материализма как такового, но крах лишь его конкретной, первоначальной формы. Ведь материя, понимаемая как некая неизменная сущность вещей – это материя без движения, категория материализма недиалектического. В этой связи Ленин отмечал: «Признание каких-либо неизменных элементов, «неизменной сущности вещей» и т.п. не есть материализм, а есть метафизический, т.е. недиалектический материализм. Материализм же диалектический рассматривает материю как материю движущуюся и поэтому «настаивает на приблизительном, относительном характере всякого научного положения о строении материи и свойствах её». Соответственно этот тип материализма не связан с конкретным содержанием физических представлений. Существенно для него лишь то, что движущаяся материя – это субстанциальная основа действительности, отражаемая человеческим сознанием. «Признание теории, – подчеркивал Ленин, – снимком, приблизительной копией с объективной реальности, – в этом и состоит материализм».

Поэтому обнаружение того, что строение материи является гораздо более сложным, чем это казалось ранее, – это отнюдь не свидетельство несостоятельности материализма. Ленин в связи с этим разъяснял: «Материя исчезает» – это значит исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор ... исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными ... и которые теперь обнаруживаются как относительные, присущие только некоторым состояниям материи. Ибо единственное «свойство» материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания».

Диалектика процесса познания, отметим, была глубоко понята еще Гегелем. Он выработал, в частности, понятие относительной истины как истины ограниченной, т.е. являющейся истиной лишь в определённых пределах. Материалистическая диалектика развила эти идеи в учение об объективной истине, понимая под ней процесс приближения знания к действительности, в ходе которого осуществляется синтез того положительного, что имеется в отдельных относительных истинах. Объективная истина – это единство последних, где они присутствуют в снятом виде, дополняя и ограничивая друг друга. Классическая механика, например, истинна, если она применяется к макрообъектам с нерелятивистскими скоростями. Теоремы геометрии Эвклида верны, если речь идёт о пространстве с нулевой кривизной. И современная физика включает классическую механику, но, что важно, – с указанием границ ее применимости. Современная геометрия таким же образом включает геометрию Эвклида. И так далее.

Иначе говоря, одна из причин, породивших кризис физики – понимание некоторыми учёными относительной истины как только относительной (это гносеологический релятивизм, зародившийся и во многом преодолённый еще в античной философии). Однако, что существенно важно, «в каждой научной истине, несмотря на её относительность, есть элемент абсолютной истины».

Заканчивая рассмотрение анализа В.И. Лениным кризиса физики, обратим внимание на следующее. Его положение о том, что «единственное «свойство» материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью» иногда воспринимается как указание на то, что, согласно материалистической диалектике, материя обладает лишь указанным единственным свойством. Но это не так: речь здесь идёт лишь о том, что единственное «свойство» материи, с непризнанием которого связан философский идеализм, – это объективность. Поэтому здесь уместно ещё раз подчеркнуть недопустимость отождествления диалектико-материалистической категории «материя» с естественнонаучными представлениями о её строении и свойствах. Непонимание этого большинством учёных (стоявших в основном на позициях стихийного материализма) на рубеже ХIХ–ХХ веков и было одной из основных причин кризиса естествознания.

Рассматривая проблемы, связанные с кризисом естествознания на рубеже ХIХ–ХХ в., обратим внимание на то, что кризисные ситуации возникали в нём и раньше, заканчиваясь революционным переходом на новый, более глубокий уровень познания. Принципиальные трудности возникали всякий раз, когда наука, углубляя анализ сущности явлений, выявляла противоречие, объяснить которое существующая теория не могла. Необходимость его снятия и обуславливала интенсивную разработку новой теории, новой научной картины мира. (Диалектика, напомним, рассматривает противоречие как источник развития).

Рассматривая материю, как философскую категорию, обозначающую объективную реальность, В.И. Ленин тем самым продолжает материалистическую линию в философии. В его определении нет подведения категории «материя» под более широкое понятие, ибо такого понятия просто не существует. В этом смысле понятия «материя» и «объективная реальность» – синонимы. Материя противопоставляется сознанию, при этом подчеркивается объективность, как независимость её существования от сознания. Именно это свойство: существовать до, вне и независимо от сознания, определяет смысл н значение философско-материалистического представления о материи. Философская трактовка материи обладает признаком всеобщности и обозначает всю объективную реальность. При таком понимании материи нет и не может быть ссылок на физические свойства материи, знание о которых относительно.

Атрибуты материи: пространство, время, движение, системность

Материя, как объективная реальность характеризуется бесконечным количеством свойств. Материальные вещи и процессы конечны и бесконечны, поскольку их локализованность относительна, а их взаимная связь – абсолютна, непрерывна (внутри самих себя однородна) и прерывна (характеризуются внутренней структурой): всем материальным объектам присуща масса (будь то масса покоя для любого вещества или масса движения для полей) и энергия (потенциальная или актуализированная).

Но важнейшими её свойствами, её атрибутами16 (сущностью), являются пространство, время и движение.

Пространство[2–4, 7]характеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (образований) в их соотношении с другими образованиями.

Время[2–4, 7]характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных образований в их соотношении с другими материальными образованиями.

Принципиально важным является ответ на вопрос о том, в каком отношении пространство и время находятся к материи. По этому вопросу в философии существуют 2 точки зрения. Первую из них обычно называют субстанциональной концепцией пространства и времени. В соответствии с этой концепцией пространство и время – самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от неё. Такое понимание пространства и времени вело к выводу о независимости их свойств от характера протекающих в них материальных процессов. Субстанциональная концепция ведет начало от Демокрита, наиболее яркое воплощение она нашла в классической физике И. Ньютона17. Идея абсолютного пространства и времени И. Ньютона соответствовала определённой физической картине мира, а именно его взглядам на материю как на совокупность отграниченных друг от друга атомов, обладающих неизменным объёмом, инертностью (массой) и действующих друг на друга мгновенно, либо на расстоянии, либо при соприкосновении. Пространство, по Ньютону, неизменно, неподвижно, его свойства не зависят ни от чего, в том числе и от времени, они не зависят ни от материальных тел, ни от их движения. Можно убрать из пространства все тела, но пространство останется и свойства сохранятся. Получается, что пространство – это как бы грандиозное вместилище, напоминающее перевернутый вверх дном огромный ящик, в который помещена материя. Такие же взгляды у Ньютона и на время. Он считал, что время течет одинаково во Вселенной и это течение не зависит ни от чего, – а поэтому время абсолютно, ибо оно определяет порядок следования и длительность существования материальных систем.

Все концепции пространства и времени, существовавшие в философии, можно разделить на две группы: субстанциальные и реляционные. Субстанциальныерассматривают пространство и время как особые сущности, независимые от материальных объектов. Это арена, на которой развертываются процессы, а арена может существовать и без представления на ней. Эту точку зрения разделяли И. Ньютон, Демокрит, Эпикур. Вспомните: философы-атомисты считали, что вся в мире состоит из атомов, которые движутся в пустоте (то есть некотором пространстве, существующем независимо от них). Представитель реляционнойконцепции Г.В. Лейбниц18 [7] полемизировал с И. Ньютоном и считал, что пространство и время – это особые отношения между объектами и не могут существовать вне них.

Достижения науки говорят в пользу реляционной концепции. Теория относительности позволила уточнить философские представления. В 1905 г. А. Эйнштейн завершил работу над специальной теорией относительности и доказал, что пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной системы отчёта к другой. При движении со скоростью, близкой скорости света изменение пространственных и временных интервалов становится заметным. Таким образом, сходя из специальной теории относительности, можно сделать вывод, что свойства пространства и времени зависят от характера движения материи, а это свидетельствует в пользу реляционной концепции.

А в 1916 г. в общей теории относительности А. Эйнштейн показал, что взаимное расположение тяготеющих масс формирует поле тяготения. А оно, в свою очередь, определяет геометрию пространства и времени. В результате этих открытий пространство и время, материя и движение предстают как органически связанные друг с другом.

Перечислим свойства пространства и времени, вытекающие из понимания их как основных форм существования материи. Для пространства характерны такие свойства как протяженность, однородность и изотропность, трёхмерность; а для времени – длительность, одномерность, необратимость, однородность.

Свойство трёхмерности пространства говорит нам о том, что положение любого объекта мы можем определить с помощью трёх независимых величин, а одномерность времени – о том, что положение события во времени мы фиксируем с помощью одной величины. В науке существует понятие многомерное пространство. Но оно понятие является чисто математическим понятием. В реальном же физическом пространстве нам достаточно пользоваться тремя координатами.

Под однородностью пространства понимают отсутствие в нём каких-либо выделенных точек, а под изотропностью – равноправность всех возможных направлений.

Как видим, в данном случае и пространство, и время выступают как реальности, которые в определённом смысле являются высшими сущностями по отношению к материальному миру. Вторую концепцию пространства и времени называют релятивистской. Согласно этой концепции пространство и время – не самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами. Соответственно свойства пространства и времени зависят от характера взаимодействия материальных систем. Релятивистская концепция ведёт своё начало от Аристотеля. Наиболее последовательно она проведена в неэвклидовой геометрии Лобачевского и Римана и в теории относительности А. Эйнштейна. Именно их теоретические положения исключили из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, обнаружив тем самым несостоятельность субстанциональной трактовки пространства и времени, как самостоятельных, независимых от материи форм бытия. Именно эти учения, особенно общая и специальная теория относительности обосновали зависимость пространства и времени, их свойство от характера движения материальных систем. Пространство и время как неразрывно связанные с материей всеобщие формы её бытия обладают целым рядом как общих, так и специфических для каждой из этих форм свойств.

Общие свойства пространства-времени: их объективность, и всеобщность. Признание данных свойств практически сразу же противопоставляет материалистическую трактовку пространства и времени их идеалистическим трактовкам. Ведь согласно идеалистическим учениям пространство и время – это порождение сознания человека, а потому они объективно не существуют. Основными свойствами пространства являются: протяженность, однородность, изотропность (равноправность всех возможных направлений), трёхмерность, и специфические свойства времени: длительность, однородность (равноправие всех моментов), одномерность, необратимость.

Свойства пространства и времени проявляются всякий раз особым образом в микромире, макромире и Мегамире, в живой природе и в социальной действительности.

Объективная непрерывность пространства и времени, и их прерывность обусловливают движениематерии, которое является основным способом её существования. Движение материи – абсолютно, её покой – относителен.

Следует помнить, что движение материи это не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, изменение состояний объектов(взаимное превращение элементарных частиц, расширение Метагалактики...). Принято выделять два основных типа движения. Первый – движение с сохранением качеств предмета. Например, в цветке растения постоянно происходит движение молекул, его лепестки раскрываются, а затем начинают увядать, но некоторое время он остаётся цветком. Второй тип движения – с изменением качественного состояния предмета. Предмет может разрушаться, распадаться на составляющие его элементы, а также превращаться в новый предмет (цветок превращается в плод). Одним из видов движения является развитие – это направленные, необратимые качественные изменения системы.О роли причинности в развитии спорили представители детерминизма и индетерминизма. В 20 веке динамическая концепция причинности, характерная для классической науки, была дополнена вероятностной. И сегодня, развитие трактуется философами как нелинейный, вероятностный и необратимый процесс, характеризующийся относительной непредсказуемостью результата.Оно может быть как не выходящим за рамки соответствующего вида материи (уровня её организации), так и с переходом на новый уровень организации материи (например, формирование атомов из элементарных частиц – это развитие с переходом с субэлементарного уровня на элементарный).

При этом следует иметь в виду, что в философии движение понимается как всякое изменение вещей и процессов. Обозначив изменение во времени пространственных характеристик вещей и процессов (их местоположение и объём) понятием «перемещение», а изменчивость их качественной определённости как результат их существования во времени условным термином «изменение», приходим к следующему выводу. Движение в самом широком его понимании представляет собой единство моментов перемещения вещей и процессов и их изменения. Едущая машина перемещается в пространстве, «старая» книга на полке «стареет», изредка «перемещаясь».

Именно такой смысл вкладывают в термин «движение», когда говорят, что материя не может существовать без движения. Существенным дополнением к этому принципу является утверждение о том, что, в свою очередь, движение не может существовать без материального носителя (вещества или поля). Утверждение, будто движение существует без материи с точки зрения философов-материалистов столь же абсурдно, как и умозаключение о существовании материи без движения.

В неразрывном единстве материи и движения материя исходна, а движение – производно. Оно как бы подчинено материи. Противоположную материализму позицию занимает энергетизм, выдвинутой немецким учёным В. Оствальдом19. В своей теории В. Оствальд пытался свести материю и движение к энергии (отсюда и произошло название теории энергетизма). Как известно, энергия – это физическая мера движения. В. Оствальд же объявляет энергией всё, что существует в мире. Следовательно, и материя, и сознание, и познание – всё это энергия, а следовательно материя и сознание являются производными от энергии и движения. Современная форма энергетизма (неоэнергетизм) связана с попытками доказательства – процесса превращения материи в энергию на основе известного закона соотношения массы и энергии А. Эйнштейна

Е = mс2

(здесь Е – энергия, m – масса, с – скорость света в вакууме). Однако эти попытки оказались несостоятельными, как в физическом, так и в философском отношении.

С физической точки зрения эта формула отражает пропорциональность взаимосвязи массы вещества и энергии её межатомных связей и коэффициентом этой пропорциональности является квадрат скорости света в вакууме. С философской же точки зрения она лишь подтверждает, что вещи, имеющие массу покоя, объективно существуют. Более того, они находятся в связи со столь же объективно существующими полями, не имеющими массы покоя (электрическими, магнитными, лептонными, микролептонными и т.п.). И, наконец, эта формула, подтверждает принципиальное положение материалистической философии о возможности превращения всего во всё, в том числе и вещества в поле. Движение обладает целым рядом важнейших свойств.

Во-первых, движению свойственна объективность, т.е. независимость его существования от сознания человека. Иными словами, материя сама по себе имеет причину своих изменений. Отсюда следует положение и о бесконечности взаимопревращений материи.

Во-вторых, движению свойственна всеобщность. Это означает, что любые явления в мире подвержены движению как способу существования материи (нет объектов лишённых движения). Это означает также и то, что само содержание материальных объектов во всех своих моментах в отношениях определяется движением, выражает его конкретные формы (и проявления).

В-третьих, движению свойственны несотворимость и неуничтожимость. Последовательный философский материализм отвергает какое-либо рассуждение о начале или конце движения. Известно, например, что И. Ньютон допускал возможность божественного толчка, а немецкий философ Е. Дюринг считал, что движение возникает из покоя через так называемый мост постепенности. В явной или не явной форме в данном случае проводится мысль о некоем начале (исходе) движения. Такая позиция критикуется материалистами. Последовательно это защищает диалектический материализм. Утверждая принцип самодвижения материи, диалектики-материалисты одновременно раскрывают и его механизм. По их мнению (а оно подтверждается опытом человечества и данными естественных наук) движение есть результат борьбы объективно существующих противоположностей. Это, например, действие и противодействие в механическом движении, более высокая и более низкая температура (энергия) – в тепловом движении, положительный и отрицательный заряд – в электричестве, полярные интересы людей и их различных объединений – в общественном развитии и т.п.

В-четвертых, движению свойственна абсолютность. Признавая всеобщий характер движения, философский материализм не отвергает существования в мире устойчивости, покоя. Однако последовательный философский материализм подчеркивает относительный характер таких состояний материальных объектов. Это означает, что абсолютная природа движения реализуется всегда только в определённых, локально и исторически ограниченных, зависимых от конкретных условий, переходящих и, в этом смысле, относительных его видах. Именно поэтому можно сказать, что всякий покой (или устойчивость) – это момент движения, поскольку он преходящ, временен, относителен. Покой – это как бы движение в равновесии, поскольку покой включен в совокупное движение, и он снимается этим абсолютным движением. Следовательно, о покое как некотором равновесии, моменте движения можно говорить лишь по отношению к определённой точке отсчёта. Так, например, можно видеть, что любой возраст человека, (допустим 18 лет) – это фиксированный момент в его постоянном изменении, движении, связан с определённой устойчивостью, покоем временного состояния некоторых свойств его натуры по сравнению, скажем, с 17-летием и 19-летием.

Многообразные конкретные проявления движения могут быть соотнесены с определёнными материальными носителями. Это даёт возможность построения разных классификаций форм движения материи. Форма движения материи связана с определённым материальным носителем, имеет определённую область распространения и свои определенные законы. Ф. Энгельс в «Диалектике природы» отмечал наличие пяти основных форм движения материи.

1. Механическое движение, связанное с перемещением тел в пространстве.

2. Физическое (по существу тепловое) движение, как движение молекул.

3. Химическое движение – движение атомов внутри молекул.

4. Органическое или биологическое движение, связанное с развитием белковой формы жизни.

5. Социальное движение (все изменения в обществе).

Эта классификация к настоящему времени устарела. В частности, сейчас неправомерно физическое движение сводить только к тепловому. Поэтому современная классификация форм движения материи включает:

• пространственное перемещение;

• электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц;

• гравитационную форму движения;

• сильное (ядерное) взаимодействие;

• слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);

• химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов);

• геологическую форму движения материи (связанную с изменением в геосистемах – материках, слоях земной коры и т.д.);

• биологическую форму движения (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне, наследственность и т.д.;

• социальную форму движения (процессы, происходящие в обществе).

Очевидно, что развитие науки и дальше будет постоянно вносить свои коррективы и в эту классификацию форм движения материи. Однако, представляется, что в обозримом будущем она будет осуществляться исходя из принципов, сформулированных Ф. Энгельсом. Прежде всего, не утратит своего значения принцип развития применительно к анализу форм движения материи. Он позволяет систематизировать их в соответствии с реальными процессами эволюции материальных систем в направлении от простого к сложному, от низшего к высшему, от простейших процессов механического перемещения до процессов, происходящих в человеческом обществе. По-прежнему важную роль играет принцип связи каждой формы движения с определённым материальным носителем или, точнее, с набором определённых материальных носителей. Остаётся актуальным принцип генетической и структурной обусловленности высших форм движения материи низшими. Ведь всякая высшая форма движения возникает на основе низшей, включает её в себя в снятом виде. Это по-существу означает, что структуры, специфичные для высшей формы движения, могут быть познаны только на основе анализа структур низших форм.

И, наоборот, сущность формы движения низшего порядка может быть познана только на основе знания содержания высшей по отношению к ней формы движения материи.

С принципом генетической обусловленности тесно связан принцип несводимости высших форм движения к низшим и неправомерности переноса (экстраполяции) свойств высших форм движения материи на низшие. Это принцип качественной специфики всякой формы движения. В высшей форме движения низшие его формы представлены не в «чистом», а в синтезированном («снятом») виде. «Механическое» движение руки человека – это результат сложения сложных процессов и собственно механического, и биологического, и химического, и т.д. Поэтому всякая попытка создать чисто механический аналог руки человека абсурдна.

Абсурден и перенос животного мира на общество, даже если на первый взгляд, кажется, что в нём господствует «закон джунглей».

Конечно же, жестокость человеческая может быть несравненно больше жестокости хищников. И все же хищникам неизвестны такие человеческие чувства, как любовь, участие и сострадание.

С другой стороны, абсолютно безосновательными являются попытки отыскания в низших формах движения материи элементы его высших форм. Мыслящий булыжник – это нонсенс. Однако, это – крайний, так сказать случай, гипербола. Менее смешной выглядела попытка одного из крупных советских учёных-биологов, который пытался создать обезьянам «человеческие» условия, рассчитывая через сотню-другую лет обнаружить в их потомстве антропоида (первобытного человека).

Наконец, нельзя включить и еще один очень важный принцип, лежащий в основании классификации форм движения материи – принцип связи каждой из них с определённой наукой. Этот принцип позволяет связать проблему классификации форм движения с проблемой классификации наук. Принципы классификации форм движения материи позволяют отнестись к редукционному механицизму, сущность которого заключается в сведении закономерностей высших форм движения к закономерностям: низших форм социальных к биологическим, биологических к физико-химическим и т.п.

Принципы классификаций форм движения материи позволяют критически отнестись и к витализму(от лат. «вита» – жизнь) – философскому течению, абсолютизирующему специфику биологической формы движения и объясняющему специфичность всего живого наличием некоей особой «жизненной силы».

Важнейшим свойством материи и материальных образований является их системная организация.

Система(от греческого – целое, составленное из частей) – это комплекс взаимодействующих элементов, или, что одно и то же: отграниченное множество взаимодействующих элементов. Практически любой, материальный и идеальный объект можно представить как систему; для этого необходимо выделить в нём его элементы (элемент есть далее неразложимый компонент системы при данном способе её рассмотрения), выявить структуру объёма (совокупность устойчивых отношений и связей между элементами) и зафиксировать его характеристику единого в своей основе образования. При таком подходе обнаруживается, что все системы делятся на целостные и суммарные. Целостная система – это такая, в которой все её элементы не могут существовать изолированно друг от друга. Утрата или изъятие хотя бы одного её элемента приводит к разрушению системы в целом. Целостными системами являются, например, Солнечная система, молекулы воды (Н2О), поваренной соли (NаСl), симбиозы в органической природе, производственная кооперация в экономической сфере общественной жизни и т.п.

Отличительной особенностью целостной системы является несводимость её качества к простой сумме качеств составляющих её элементов.

Суммативные системы – это системы, качество которых равно сумме свойств, составляющих её элементов, взятых изолированно друг от друга. Во всех суммативных системах, составляющие её части могут существовать сами по себе автономно. Примером таких систем могут быть куча камней, скопление машин на улице, толпа людей. Понятно, что об этих совокупностях нельзя сказать, что они бессистемны, хотя их системность выражена слабо и близка к нулю, поскольку её элементы обладают значительной независимостью по отношению друг к другу и к самой системе, да и связь этих элементов зачастую носит случайный характер. Системный подход или, системное исследование материальных объектов предполагает не только установление способов описания отношений и связей (структуры) этого множества, элементов, но, что особенно важно, выделение тех из них, которые являются системообразующими, т.е. обеспечивают обособленное функционирование и развитие системы. Системный подход к материальным образованиям предполагает возможность понимания рассматриваемой системы более высокого уровня. Для системы обычно характерна иерархичность строения – последовательное включение системы более низкого уровня в систему более высокого уровня. Значит, отношения и связи в системе при определённом её представлении сами могут рассматриваться как её элементы, подчиняющиеся соответствующей иерархии. Это позволяет строить различные, не совпадающие между собой, последовательности включения систем друг в друга, описывающие исследуемый материальный объект с разных сторон.

В современной науке широко используется метод структурного анализа, при котором учитывается системность исследуемых объектов. Ведь структурность – это внутренняя расчленённость материального бытия, способ существования материи. Структурные уровни материи образованы из определённого множества объектов какого-либо вида и характеризуются особым способом взаимодействия между составляющими их элементами. Применительно к трём основным сферам объективной действительности эти уровни выглядят следующим образом:

Неорганическая природа, Живая природа, Общество

1. Субмикроэлементарный Биологический макромолекулярный Индивид

2. Микроэлементарный

Клеточный

Семья

3. Ядерный

Микроорганический

Коллективы

4. Атомарный

Органы и ткани

Большие социальные группы (классы, нации)

5. Молекулярный

Организм в целом

Государство (гражданское общество)

6. Макроуровень

Популяция Системы государства

7. Мегауровень (планеты, звездопланетные системы, галактики)

Биоценоз Человечество в целом

8. Метауровень (метагалактики)

Биосфера

Ноосфера

Каждая из сфер объективной действительности включает в себя ряд взаимосвязанных структурных уровней. Внутри этих уровней доминирующими являются координационные отношения, а между уровнями – субординациональные.

Заключение

Изучение проблем, связанных с философским анализом материи и её свойств является необходимым условием формирования мировоззрения личности, независимо от того, окажется ли оно, в конечном счёте, материалистическим или идеалистическим.

В свете изложенного достаточно очевидно, что очень важна роль определения понятия материи, понимания последней как неисчерпаемой для построения научной картины мира, решения проблемы реальности и познаваемости объектов и явлений микро- и Мегамира. Разумно такое определение: «...Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении»; «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». (В первом случае речь идёт о материи как категории бытия, онтологической категории, во втором – о фиксирующем её понятии, категории гносеологической).

Литература

1. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 18. – М.: Изд-во полит. лит-ры, 1968.

2. Френкель Е.Н. Концепции современного естествознания: Физические, химические и биологические концепции: учеб. пособие. – 3-е изд., испр. –Вольск: ВВИМО, 2013. – 236 с.

3. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для студентов вузов. – 11-е изд., перераб. и доп.– М.: КНОРУС, 2012. – 670 с.

4. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник. – Новосибирск: ООО «Изд-во ЮКЭА», 1997. – 832 с.

5. Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний. М.: Общество «Знание» Россини, 1997.

6. Философское понимание мира: Учеб. пособие под ред. В.В. Терентьева. М.: МИИТ, 1994.

7. Интернет-ресурсы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F) (Материя)

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B5,_%D0%90%D0%BD%D1%80%D0%B8 (Пуанкаре)

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B2_%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B5 (Пространство в физике)

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F (Время)

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%B9%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D1%86,_%D0%93%D0%BE%D1%82%D1%84%D1%80%D0%B8%D0%B4_%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BC (Лейбниц)

1 Плато́н (др.-греч. Πλάτων, 428 или 427 до н.э., Афины – 348 или 347 до н.э., там же) – древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Платон – первый философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.

2 Аристо́тель (др.-греч. Ἀριστοτέλης; 384 до н.э., Стагира, Фракия — 322 до н.э., Халкида, остров Эвбея) – древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н.э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н.э. основал Ликей (др.-греч. Λύκειον Лицей, или перипатетическую школу). Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из философов древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и стиль научного мышления. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Карл Маркс называл Аристотеля величайшим мыслителем древности.

3Гео́рг Вильге́льм Фри́дрих Ге́гель (нем. Georg Wilhelm Friedrich Hegel; 27 августа 1770, Штутгарт — 14 ноября 1831, Берлин) — немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии.

4 Джордж Бе́ркли (англ. George Berkeley; 12 марта 1685 — 14 января 1753) — английский философ, известный своей системой спиритуалистической философии; епископ Клойнский в Ирландии. Последовательно развивал тезис о том, что «бытие – это или то, что воспринимается, или тот, кто воспринимает».

5 Фале́с (др.-греч. Θαλῆς ὁ Μιλήσιος, 640/624 – 548/545 до н.э.) – древнегреческий философ и математик из Милета (Малая Азия). Представитель ионической натурфилософии и основатель милетской (ионийской) школы, с которой начинается история европейской науки. Традиционно считается основоположником греческой философии (и науки) – он неизменно открывал список «семи мудрецов», заложивших основы греческой культуры и государственности.

6Анаксиме́н Миле́тский (др.-греч. Ἀναξιμένης, 585/560 – 525/502 до н.э., Милет) – древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Анаксимандра.

7Геракли́т Эфе́сский (др.-греч. Ἡράκλειτος ὁ Ἐφέσιος, 544–483 г. до н.э.) – древнегреческий философ. Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Гераклит был известен как Мрачный или Тёмный, и его философская система контрастировала с идеями Демокрита, на что обратили внимание последующие поколения. Единственное его сочинение, от которого сохранилось только несколько десятков фрагментов-цитат, – книга «О природе», состоявшая из трёх частей («О природе», «О государстве», «О Боге»). Ему приписывается авторство известной фразы «Всё течёт, всё меняется» (др.-греч. Πάντα ῥεῖ καὶ οὐδὲν μένει, лат. Omnia fluunt, omnia mutantur).

8 Эмпедо́кл из Акрага́нта (др.-греч. Ἐμπεδοκλῆς) (ок. 490 до н.э., Агридженто – ок. 430 до н.э.) – древнегреческий философ, врач, государственный деятель, жрец. Труды Эмпедокла написаны в форме поэм. Был плюралистом, признавая множественность архэ. Являлся сторонником демократии. Ему принадлежит поэма «О природе», из которой сохранились 340 стихов, а также религиозная поэма «Очищения» (иначе — «Искупления»; дошло около 100 стихов).

9 Анаксаго́р (др.-греч. Ἀναξαγόρας) из Клазомен (ок. 500 до н.э. – 428 до н.э.) – древнегреческий философ, математик и астроном. Основоположник афинской философской школы.

10 Левкипп (др.-греч. Λεύκιππος) из Абдеры или Милета (V век до н.э.) – древнегреческий философ, один из основоположников атомистики, учитель Демокрита.

11Демокри́т Абдерский (Δημόκριτος; ок. 460 до н.э., Абдеры – ок. 370 до н.э.) – древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии.

12 Лю́двиг Андре́ас фон Фейерба́х (нем. Ludwig Andreas von Feuerbach; 28.07.1804, Ландсхут, Курфюршество Бавария – 13.09.1872, Нюрнберг, Королевство Бавария, Германская империя) – немецкий философ-материалист, атеист, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон Фейербаха. В период его академической деятельности лекции Фейербаха слушал студент Карл Маркс, в самый поздний период жизни Фейербах сам встал на сторону марксизма.

13 Фри́дрих Э́нгельс (нем. Friedrich Engels; 28.11.1820, Бармен (ныне район Вупперталя) – 5.08.1895, Лондон) – немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг и единомышленник Карла Маркса и соавтор его трудов. В 1848 году он совместно с Карлом Марксом написал «Манифест коммунистической партии». Помимо этой работы, он сам и в соавторстве (в основном с Марксом) написал ряд других трудов, а позже финансово поддерживал Маркса, пока тот вёл исследования и писал «Капитал». После смерти Маркса Энгельс редактировал второй и третий тома. Кроме того, Энгельс организовал заметки Маркса по теориям прибавочной стоимости и позже издал их как «четвёртый том» «Капитала».

14 Жюль Анри́ Пуанкаре́ (фр. Jules Henri Poincaré; 29.04.1854, Нанси, Франция – 17.07.1912, Париж, Франция) – французский математик, механик, физик, астроном и философ. Глава Парижской академии наук (1906), член Французской академии (1908) и ещё более 30 академий мира, в том числе иностранный член-корреспондент Петербургской академии наук (1895). Историки причисляют Анри Пуанкаре к величайшим математикам всех времён. Он считается, наряду с Гильбертом, последним математиком-универсалом, учёным, способным охватить все математические результаты своего времени. Его перу принадлежат более 500 статей и книг. «Не будет преувеличением сказать, что не было такой области современной ему математики, „чистой“ или „прикладной“, которую бы он не обогатил замечательными методами и результатами».

15 «Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии», — главная работа В.И. Ленина по философии. Написана во второй половине 1908 года. Напечатана в 1909 году отдельной книгой в издательстве «Звено» под псевдонимом Вл. Ильин.

16 Атрибу́т — существенный, неотъемлемый признак предмета или явления (в отличие от преходящих, случайных его состояний) — то, что составляет сущность субстанции, её фундаментальное свойство, необходимый для её существования предикат. Атрибуты совершенно независимы, то есть не могут влиять друг на друга. Однако как для субстанции в целом, так и для каждой отдельной вещи выраженность существования через атрибут протяжения и мышления согласуются: «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей».

17 Сэр Исаа́к Нью́тон (или Ньюто́н) (англ. Isaac Newton, 25.12.1642 – 20.03.1727 по юлианскому календарю, действовавшему в Англии до 1752 года; или 4.01.1643 года – 31.03.1727 по григорианскому календарю) – английский физик, математик, механик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики. Разработал дифференциальное и интегральное исчисления, теорию цвета, заложил основы современной физической оптики, создал многие другие математические и физические теории.

18 Го́тфрид Ви́льгельм Ле́йбниц (Gottfried Wilhelm Leibniz или нем. Gottfried Wilhelm von Leibniz, 21.06.(1 июля)1646 – 14.11.1716) – саксонский философ, логик, математик, механик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед. Основатель и первый президент Берлинской Академии наук, иностранный член Французской Академии наук.

19 Ви́льгельм Фри́дрих О́ствальд (нем. Wilhelm Friedrich Ostwald, латыш. Vilhelms Ostvalds; 2.09.1853, Рига, Лифляндская губерния, Российская империя – 4.04.1932, Лейпциг, Веймарская республика) – русский и немецкий физико-химик и философ-идеалист, происходивший из остзейских немцев. Лауреат Нобелевской премии по химии 1909 года.

Просмотров работы: 7974