ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ У ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ У ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Изучение функциональной асимметрии мозга у детей с органическими поражениями центральной нервной системы представляет большой практический и научно-исследовательский интерес, поскольку дает представление об особенностях развития специализации и межполушарных отношений мозга у детей, младшего школьного возраста, с поражениями нервной системы, различной этиологии.

Характерной особенностью детей с органическими поражениями мозга является наличие у них разнообразных дефектов психического развития, обусловленных нарушением развития ассоциативных зон коры головного мозга, патологией развития мозолистого тела, влиянием инфекционных заболеваний и т.п. (С. Я. Рубинштейн, 1986). Морфофункциональное развитие ЦНС у таких детей не идет обычным путем, у них наблюдается тотальная задержка психического развития, приводящая к умственной отсталости разной степени, задержка функциональной латерализации коры больших полушарий, значительное нарушение психомоторного развития, нарушение формирования схемы тела, в частности, не сформирована перекрестная латеральность (Н. Г. Коновалова, 2010). Эти дети отличаются повышенной раздражительностью, низким уровнем развития когнитивных функций, нарушением координации движения, неадекватным поведением, эмоциональной неустойчивостью, различными нарушениями речи и нарушениями в перцептивной сфере.

Материалы и методы исследования

Были обследованы учащиеся 1-х классов общеобразовательной школы психолого-педагогической поддержки № 101 г. Кемерово в количестве 50 детей обоего пола, в возрасте от 8 до 9 лет.

Все обследуемые дети имели умственную отсталость разной степени тяжести. Степень умственной отсталости оценивалась по медицинским показаниям, степени социальной адаптации, степени интеллектуального функционирования и освоения школьной программы в процессе обучения в специальном образовательном учреждении (И. Ф. Марковская, 1995).

Все дети были разделены на 3 группы:

В первую группу вошли дети с легкой и средней степенью умственной отсталости. Эту группу составили дети, которые могли свободно, без затруднений разговаривать и успешно проходили учебную программу.

Во вторую группу вошли дети с тяжелой степенью умственной отсталости. Они имели проблемы с речью и не справлялись с основной школьной программе.

Третью группу составили дети с синдромом аутизма.

Для определения моторной и сенсорной асимметрии использовалась методика Брагиной Н.Н. и Доброхотовой Т.А. (1988). Определялись коэффициенты моторной, сенсорной и общей асимметрии по комплексу тестов.

Для оценки пространственного восприятия использовались методики С.Д. Забрамной и О.В. Боровик (2003). Определялся уровень оценки пространственного восприятия.

Результаты исследования

При исследовании функциональной асимметрии мозга (ФАМ) установлены достоверно высокие показателях коэффициентов моторной, сенсорной и общей асимметрии мозга у девочек по сравнению с мальчиками (табл. 1). При этом, коэффициенты общей и парциальных асимметрий у девочек соответствуют правым признакам, а у мальчиков неопределенным признакам. Эти результаты свидетельствующих о доминировании левого полушария у девочек и функциональной симметрии мозга у мальчиков, что противоречит данным исследования ФАМ у здоровых детей такого же возраста, установивших более раннее созревание функциональной асимметрии у мальчиков по сравнению с девочками (В. А. Геодакян, 2007).

Таблица 1

Показатели функциональной асимметрии мозга у детей с органическими поражениями мозга

Показатели

Мальчики

n=39

Девочки

n=11

P

Просмотров работы: 425