Характерной особенностью детей с органическими поражениями мозга является наличие у них разнообразных дефектов психического развития, обусловленных нарушением развития ассоциативных зон коры головного мозга, патологией развития мозолистого тела, влиянием инфекционных заболеваний и т.п. (С. Я. Рубинштейн, 1986). Морфофункциональное развитие ЦНС у таких детей не идет обычным путем, у них наблюдается тотальная задержка психического развития, приводящая к умственной отсталости разной степени, задержка функциональной латерализации коры больших полушарий, значительное нарушение психомоторного развития, нарушение формирования схемы тела, в частности, не сформирована перекрестная латеральность (Н. Г. Коновалова, 2010). Эти дети отличаются повышенной раздражительностью, низким уровнем развития когнитивных функций, нарушением координации движения, неадекватным поведением, эмоциональной неустойчивостью, различными нарушениями речи и нарушениями в перцептивной сфере.
Материалы и методы исследования
Были обследованы учащиеся 1-х классов общеобразовательной школы психолого-педагогической поддержки № 101 г. Кемерово в количестве 50 детей обоего пола, в возрасте от 8 до 9 лет.
Все обследуемые дети имели умственную отсталость разной степени тяжести. Степень умственной отсталости оценивалась по медицинским показаниям, степени социальной адаптации, степени интеллектуального функционирования и освоения школьной программы в процессе обучения в специальном образовательном учреждении (И. Ф. Марковская, 1995).
Все дети были разделены на 3 группы:
В первую группу вошли дети с легкой и средней степенью умственной отсталости. Эту группу составили дети, которые могли свободно, без затруднений разговаривать и успешно проходили учебную программу.
Во вторую группу вошли дети с тяжелой степенью умственной отсталости. Они имели проблемы с речью и не справлялись с основной школьной программе.
Третью группу составили дети с синдромом аутизма.
Для определения моторной и сенсорной асимметрии использовалась методика Брагиной Н.Н. и Доброхотовой Т.А. (1988). Определялись коэффициенты моторной, сенсорной и общей асимметрии по комплексу тестов.
Для оценки пространственного восприятия использовались методики С.Д. Забрамной и О.В. Боровик (2003). Определялся уровень оценки пространственного восприятия.
Результаты исследования
При исследовании функциональной асимметрии мозга (ФАМ) установлены достоверно высокие показателях коэффициентов моторной, сенсорной и общей асимметрии мозга у девочек по сравнению с мальчиками (табл. 1). При этом, коэффициенты общей и парциальных асимметрий у девочек соответствуют правым признакам, а у мальчиков неопределенным признакам. Эти результаты свидетельствующих о доминировании левого полушария у девочек и функциональной симметрии мозга у мальчиков, что противоречит данным исследования ФАМ у здоровых детей такого же возраста, установивших более раннее созревание функциональной асимметрии у мальчиков по сравнению с девочками (В. А. Геодакян, 2007).
Таблица 1
Показатели функциональной асимметрии мозга у детей с органическими поражениями мозга
Показатели |
Мальчики n=39 |
Девочки n=11 |
P |