К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ПОНЯТИЯ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ» ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ДЕТЯМ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ПОНЯТИЯ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ» ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ДЕТЯМ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рогова Л.Ю. 1, Зырянова С.М. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Стремительное развитие науки и техники заставляет человека уделять большое внимание формированию умственных способностей. Статья 64 Федерального закона «Об образовании в РФ» указывает на необходимость формирования интеллектуальных качеств у детей на ступени дошкольного образования [8]. В связи с этим пункт 2.6 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выделяет познавательное развитие дошкольников в отдельную образовательную область и подразумевает формирование познавательных действий, становление сознания, развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Стандарт также указывает, что образовательное пространство образовательной организации должно развивать познавательную, исследовательскую активность детей [6].

В настоящее время в научной психолого-педагогической литературе широко используется понятие «исследовательская активность». Поэтому возникает необходимость определить значение понятий активность, исследовательская активность, а также рассмотреть структуру исследовательской активности детей дошкольного возраста.

Проявление активности в познании как способности действовать в умственном плане начинается уже в старшем дошкольном возрасте. Так как данный период является важной ступенью образования, предъявляются высокие требования к развитию исследовательской активности ребенка.

Определим понятие «активность». Активность (лат. activus) в переводе с латинского означает усиленную деятельность, деятельное состояние. В педагогике понятие активность исследователи трактуют по-разному, но при этом определяют активность как решающее условие любой деятельности ребенка, которая выражается действиями [7, с. 5].

В Педагогическом энциклопедическом словаре данное понятие определяется следующим образом: «активность – деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материализованной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания» [3, с. 5]. В данном определении важной чертой является деятельность, и то, что активность можно сформировать.

Н. Н. Поддьяков выделяет два типа детской активности: собственная активность и активность ребенка, которая стимулируется взрослым (воспитателем-педагогом, родителем) [5, c. 75]. Собственную активность ребенка автор определяет в специфической и универсальной формах. Она характеризуется многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной. Так же автор замечает, что собственная активность носит фазовый характер, т. е. в повседневной жизни и на занятиях в детском саду она сменяется его совместной активностью с взрослым, а затем ребенок вновь готов выступать в качестве субъекта собственной активности и т. д.

Следовательно, можно утверждать, что активность, в целом, инициируется и выбирается самим объектом – ребёнком, так же она соответствует его внутреннему состоянию.

В активной деятельности дошкольник выступает как самодостаточная личность, свободная от внешнего воздействия: сам ставит цели, определяет пути, методы, способы их достижения, тем самым удовлетворяя свои интересы и потребности. Ребенок становится субъектом познания.

По мнению А. Н. Подьякова в понятии «исследовательская активность» больше выражен потребностно-мотивационный и энергетический аспект. Применительно к детям дошкольного возраста понятия «исследовательская активность», «исследовательская деятельность», «исследовательское поведение» имеют много сходных качеств [4, с. 10].

О. В. Киреева определяет исследовательскую активность как настойчивое стремление ребенка реализовать посредством поисковой деятельности (экспериментирования, метода проб и ошибок, опытов, наблюдений) потребность в познании окружающих объектов, результатом чего является открытие новых для ребенка свойств и качеств объектов и возможность дальнейшего обогащения самостоятельного познания и практической деятельности [1, с. 11]. При этом активность ребенка проявляется как внутреннее стремление, порождающее исследовательское поведение. Она создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития [2, с. 83]. На основе анализа современных подходов О. В. Киреева определяет исследовательскую активность как выраженное стремление субъекта, направленное на поиск решения значимой для него проблемы с помощью определенной системы методов, приемов и средств [2, с.84].

При этом исследовательская активность старшего дошкольника имеет сложную структуру, в ней выделяют мотивационный компонент, связанный с интересом, желанием ребенка вести исследовательский поиск решения проблемы и проявлением настойчивости в достижении цели; содержательный компонент, связанный с представлениями о возможных способах и средствах осуществления исследовательского поиска решения проблемы; операциональный компонент, отражающий опыт практического использования дошкольником исследовательских умений для решения проблемы [2, с. 84].

Таким образом, ученые определяют исследовательскую активность ребенка дошкольного возраста как стремление к деятельности, использование различных практических приемов для осуществления этой деятельности.

В тоже время психолого-педагогические характеристики понятия «исследовательская активность» представляют актуальную проблему для современной дошкольной педагогики. Условия успешного развития исследовательской активности в педагогическом процессе у детей старшего дошкольного возраста требуют дальнейшего изучения.

Список литературы:

1. Киреева, О. В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.07 / Киреева Ольга Владимировна. - Спб., 2008. - 22 с.

2. Киреева, О. В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании [Текст] / О.В. Киреева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. -№ 73-2. - С. 83-87.

3. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Б. М. Бим - Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. -528 с.

4. Поддьяков, А. Н. Исследовательская активность ребенка [Текст] / А.Н. Поддьяков // Детский сад от А до Я. 2004. - № 2. - С. 10-20.

5. Поддьяков, Н. Н. Очерки психического развития дошкольников [Текст] / Н. Н. Поддьяков. - М.: Просвещение-Альфа, 2012. - 341с.

6. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf

7. Смолер, Е. И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста Пособие для педагогов учреждений дошкольного образования [Текст] / Е. И. Смолер. - Минск: Национальный институт образования, 2012. - 104 с.

8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf

Просмотров работы: 4325