СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ.

Хусаинова Р.М. 1, Хусаинова А.М. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Термин «сопровождение» сегодня твердо вошёл в отечественную науку и практику работы, он динамично используется в различных направлениях педагогики и психологии. Однако, до сегодняшнего дня нет единой трактовки этого термина в научно-педагогическом пространстве, более того, наряду с ним используются такие близкие по смыслу и содержанию понятия как «психологическая поддержка», «содействие» (К. Гуревич, И.В. Дубровина, И.В. Макарова), «со-бытие» (В. Слободчиков), «со-работничество» (С. Хорунжий), «психологическое обеспечение» (А.А.Деркач Т.В.Шеломова и др.), «психологическое или социально-психологическое сопровождение» (Г.Л.Бардиер, М.Р.Битянова, А.В Волосников, В.С.Мухина, Н.Г.Осухова, Ю.В.Слюсарев).

Сопровождение означает идти рядом с человеком, движущимся вперед, преодолевая трудности. Оно используется по отношению к человеку, которому нужна помощь, поддержка в преодолении возникающих (возникших) трудностей (проблем) в процессе самореализации, достижения жизненно важных целей [4, с. 4].

Сопровождение – сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, итогом которого является разрешение ситуации жизненного выбора, решение и действие, ведущие к исправлению положения сопровождаемого. В педагогике это − деятельность, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора. Таким образом, когда мы говорим о сопровождении процесса, мы имеем в виду, двух действующих субъектов в контексте трудной жизненной ситуации. Вместе с тем, в качестве субъекта может выступать как отдельная личность, так и социальный институт, малая группа. Примером может послужить - семья и сопровождающие ее организации и отдельные профессионалы.

В словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «сопровождение» рассматривается как определенное действие, происходящее одновременно с чем-нибудь, следование или нахождение с кем-нибудь рядом. Наиболее точно выразить цель сопровождения позволяет психологическое понятие «помогающее отношение».

В рамках концепции Е.И. Казаковой сопровождение может рассматриваться и как метод, и как процесс и как служба.

Метод сопровождения обеспечивает создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Процесс сопровождения предстаёт как осуществление четырёх основных функций, которые являются одновременно этапами реализации метода: 1) диагностирование возникшей проблемы и ее сути; 2) информирование о сути проблемы и путях её решения; 3) консультирование и выработка плана решения проблемы; 4) первичная помощь на этапе реализации плана решения.

Служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, реализующих сопровождение ребенка совместными усилиями. Ответственность специалистов за результат сопровождения означает более широкую деятельность, чем оказание первичной помощи.

Современная трактовка понятия «сопровождение» позво­ляет уточнить специфику отношений между воспитанниками реабилитационных центров и субъектами их сопровождения. Под сопровождением понимается комплекс действий представителей государственных и общественных институтов, обеспечивающих интериоризацию воспитанниками общест­венных ценностей, их включенность в значимые события, спо­собствующие становлению субъектной жизненной позиции и самореализации в соответствии с ней.

В современной педагогической практике парадигма сопровождения является одной из самых распространенных в оказании помощи людям с различными проблемами. Ее суть заключается в том, что специалист сопровождения вырабатывает такие методические приемы, которые включают в себя целостный комплекс мероприятий.

Так, например, Е.И. Казакова и А.П. Тряпицына считают, что сопровождение – это комплексный метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [1, c. 17].

В работах Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередниковой, М.Р. Битяновой, Т.В. Дворецкой, Н.Л. Коноваловой, Ю.В. Слюсарева сопровождение рассматривается как система профессиональной деятельности специалиста сопровождения (социального педагога), направленная на создание условий для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности.

И.А. Липский анализируя понятие «сопровождение» на уровне всеобщего, приходит к выводу, что «сопровождение развития человека представляет собой его социальное взаимодействие с окружающими людьми, функциями воздействий которых является развитие этого человека на его жизненном пути, в разнообразных личных и социальных ситуациях. Такое сопровождение может носить различный характер, которые в каждом конкретном случае определяется категорией «отдельное». Этот вывод подтверждается тем, что в практической деятельности и научной литературе встречаются понятия «медицинское сопровождение», «психологическое сопровождение», «научное сопровождение», «финансовое сопровождение», «социальное сопровождение» и др.» [3, с. 200].

Л. В. Мардахаев выделяет «основные характеристические особенности» социального сопровождения:

1) совместное движение (взаимодействие) субъекта и объекта сопровождения. В качестве субъекта выступает социальный педагог, лицо, выполняющее функции социального педагога (сопровождающего, субъекта сопровождения). Объектом является сопровождаемый (воспитанник, его родители, человек в ситуации сопровождения);

2) прогнозирование субъектом действий в ходе социально-психологического сопровождения:

  • совместного движения (взаимодействия) субъекта сопровождения и воспитанника, его родителей (объекта сопровождения);

  • характер образующихся трудностей в ходе самореализации объектом сопровождения в жизненной ситуации;

  • возможности поведения и самопроявления объекта в ситуации становления [5, с. 136].

При работе с воспитанниками реабилитационного центра часто используется термин «социальное сопровождение». Дети являются объектом социального сопровождения.

Новым элементом в системе социального обслуживания становится «социальное сопровождение» согласно статье 22 Федерального Закона от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», суть которого заключается в оказании содействия гражданам посредством межведомственного взаимодействия в получении различного вида услуг: юридических, медицинских, психологических, педагогических, а также социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. Определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Это наличие обстоятельств, которые ухудшают или которые могут ухудшить условия жизнедеятельности лица [6]

Социальное сопровождение является отдельной и специфической технологией, полностью несводимой к профилактике, помощи, поддержке.

Социальное сопровождение детей включает в себя элементы обучения и развития их способностей к дальнейшему повышению социального статуса, умению самостоятельно владеть подходами, социальными технологиями и практиками, предлагаемыми специалистами социальной сферы.

Социальное сопровождение базируется на принципах:

  • добровольности в принятии помощи, активного участия семьи или лица в преодолении сложных жизненных обстоятельств;

  • уважения к человеку, признание его ценности независимо от реальных достижений и поведения личности;

  • реализации первоочередного права ребенка на рост и воспитания в семье;

  • индивидуального и дифференцированного подхода к каждой личности, каждой семьи с учетом их потребностей и особенностей;

  • системности, комплексности, бесплатности, доступности социальных услуг;

  • толерантности и гуманизма, ответственности за соблюдение норм профессиональной этики;

  • приоритетности интересов семьи в целом и отдельных ее членов, сохранения целостности семьи [2, с. 60].

Социальное сопровождение с точки зрения технологий социальной работы – это вид социальной деятельности, форма социальной поддержки; оказание конкретному лицу или группе (семье) социальным работником / мультидисциплинарной командой специалистов комплекса правовых, психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-медицинских, информационных услуг на протяжении определенного периода времени (иногда длительного). Цель социального сопровождения – улучшение жизненной ситуации, минимизация негативных последствий или полное решение проблем пользователя услуг/клиента.

Социальное сопровождение базируется на индивидуальном подходе к клиенту, на изучении его потребностей и определении совместно с ним путей преодоления или решения проблем. Социальный работник разрабатывает план осуществления социального сопровождения и контролирует его выполнение, корректируя в случае необходимости. Как правило, проводится оценка и самооценка эффективности социального сопровождения.

Процесс социального сопровождения детей представляет собой взаимодействие двух равноправных субъектов, партнёров, где специалист по социальной работе и семья «идущие вместе», а не «ведущий и ведомый». У обеих сторон происходит в результате взаимодействия формирование определённого опыта, формируется рефлексивная позиция, происходит взаимоподдержка и взаимостимулирование.

В процессе социального сопровождения детей происходит их адаптация к жизни. Социальное сопровождение - это поддержка детей на всех этапах формирования новых отношений.

Таким образом, социальное сопровождение - это комплекс мер, направленных на поддержание процессов активной жизнедеятельности и развития естественных способностей клиента, а также создание условий для предупреждения развития негативных последствий и различных социальных проблем, мобилизация человека на активизацию скрытых резервов, обучение новым профессиям, способности самостоятельно справляться с возникшими проблемами.

Список использованной литературы:

  1. Винокурова, Д.А. Поддержка и психологическое сопровождение выпускников детских домов: практическое пособие / Д.А. Винокурова. ˗ Нижний Тагил, 2003. ˗ 80 с.

  2. Григорьев, С.И. Социальные технологии / С.И. Григорьев. - Барнаул: Речь, 2009. - 81 с.

  3. Никитина, В.А. Социальная педагогика: учеб. пособие для высш. учебн. заведения / В.А. Никитина. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 272 с.

  4. Мардахаев, Л. В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации [текст] / Л. В. Мардахаев // Педагогическое образование и наука. - 2010. ˗ №6. ˗ С. 4-10

  5. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. - М.: Гардарики, 2005. - 269с

  6. Федеральный закон от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 28.12.2013, № 51, ст. 5436

Просмотров работы: 1956