Условно основными параметрами логистической услуги можно назвать качество, время и затраты, другими словами, оптимальное сочетание основных параметров логистической услуги должно выглядеть как: качественно, своевременно и недорого. Но что мы имеем в Российской практике? Чаще встречаются комбинации «качественно и в срок, но дорого», «качественно и дёшево, но не быстро» или «дёшево и быстро, но некачественно».
Такие сочетания связаны с весьма объективными причинами. Прежде всего это низкий уровень развития транспортно-логистической инфраструктуры, что обусловливает невысокое качество услуг. Высокая доля транспортной составляющей в цене товара делает логистику как неотъемлемую часть транспортного процесса высокозатратной. У нас самый высокий уровень логистических издержек (20%), в то время, как например, в Японии и Германии около 8,5%. Примерно 70% логистических операций: перевозки, хранение грузов, управление запасами и цепочками поставок, производится собственными транспортно-логистическими службами предприятий-товаропроизводителей, дистрибьюторов или ритейлеров.1 К тому же достаточно большие по сравнению с западными расстояния, на которые перевозятся грузы, означают проигрыш во времени, да и качество российских дорог оставляет желать лучшего.
Все эти причины привели к тому, что Россия существенно отстаёт в развитии рынка логистических услуг от большинства европейских стран. Например, по интегральному показателю логистической привлекательности и развития страны (LPI) Россия отстаёт от Германии на 96 пунктов.2
Одним из перспективных направлений развития транспортно-логистических центров для России является Республика Татарстан, т.к. именно Казань находится на перекрёстке основных направлений дорожной сети, которая связывает центр нашей страны с её восточными регионами. Сегодня в Татарстане потребность в логистических центрах и транспортных терминалах стабильно растёт. Темпы роста рынка в сегменте складских услуг определяются потребностями в аутсорсинге хранения и дистрибуции со стороны потенциальных клиентов логистических компаний, а в сегменте транспортной логистики потребностью в международных терминалах и включением Татарстана в международные транспортные ветки. На рынке присутствуют российские и многие международные логооператоры. Так, рынок логистики в Татарстане стабильно растёт на 18-20% в год.3 Транспортная логистика – тема номер один для промышленных предприятий Татарстана.
Огромные инвестиции федерального правительства, правительства Татарстана, частных инвесторов, российских и иностранных девелоперов, и других крупных логооператоров, вкладываются сегодня в развитие данной отрасли в Татарстане. Набирает оборот проект строительства высокоскоростной железнодорожной трассы «Москва-Казань», которой предназначено стать важной транзитной магистралью в пассажирских железнодорожных перевозках. Набирает обороты также проект «Западная Европа – Западный Китай» по реконструкции 806 км дорог, а также строительства почти 8500 км новых дорог, завершение которого намечено на 2016 год, что позволит увеличить объёмы грузоперевозок в 2,5 раза уже к 2020 году. Трансконтинентальный дорожный коридор «Западная Европа – Западный Китай», соединяющий Россию, Казахстан и Китай является одним из главных проектов отрасли начала этого столетия.
Проект строительства аэропортового комплекса «Южный» в рамках подпрограммы «Строительство и реконструкция транспортной инфраструктуры» будет полностью осуществлен в 2018 году к чемпионату мира по футболу. Новый аэропортовый комплекс будет обслуживать 8 млн. человек в год, а объём обрабатываемых грузов составит 70 тыс. тонн в год.
Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр позволит разместить в едином кластере независимые транспортные, складские, распределительные компании, поставщиков логистических услуг, промышленные и торговые предприятия с прямым доступом к мультимодальному терминалу и основным грузовым коридорам. Этот проект был завершен к 2015 году. При общей стоимости реализации в 18,3 млрд. рублей, предполагается, что проект окупится в течение 7 лет.
Все проекты осуществляются в рамках концепции, принятой правительством РФ, одной из таких является федеральная целевая программа «Развитие экспорта транспортных услуг», реализация мероприятий которой позволит сформировать транспортную систему, которая обеспечит стране конкурентное преимущество на международном рынке транспортных услуг. 4
Транспортный коридор, развитие аэропортового комплекса, мультимодальный логистический центр – все это осуществляется в рамках федеральных программ, в которых непосредственно участвует Татарстан. 5
На фоне улучшения транспортных сетей, главную ставку теперь делают на инновации в логистике. Особое внимание развитию логистики уделяется её наиболее новым направлениям, в частности, следующим:
- оптимизации инвентаризации (как запасы, заказы и люди могут взаимодействовать в условиях изменяющегося спроса и в итоге управлять потоком товаров);
- WEB-логистике: в связи с ростом интернет-магазинов услуги складского хранения приобретают всё больший спрос;
- обратной логистике: все компании сталкиваются с обратным потоком, но далеко не все знают, как им правильно управлять;
- модальности: в условиях развития общества каждый грузовладелец должен искать перевозку, причиняющую наименьший вред окружающей среде;
- «цепочке безопасности»: большое значение имеет расширение интегрированной «цепочки безопасности» путём обмена знаниями с партнёром.6
Таким образом, находясь фактически в центре Европы, мы переходим на глобализацию международных торговых связей, и в первую очередь успех в этом нам обеспечат через пару лет максимально развитые на данном этапе транспортные системы, крупные логистические центры. Так как транспортная логистика связана, в основном, с оптимизацией маршрутов и подбором транспортных средств, то в скором времени действительно, наша страна просто обязана будет «догнать» в развитии данной сферы европейские страны. Если долгое время в нашей стране большое внимание уделялось хранению продукции (складской логистике), в итоге это привело к возведению огромных логистических комплексов. При этом остался в тени важный резерв для снижения логистических затрат, а именно сокращение времени хранения товаров на складах, а также времени погрузки и разгрузки. Сегодня оптимальные маршруты практически проложены, что касается транспорта, теперь перевозки осуществляют не только организации – огромное количество частных перевозчиков возникают в этом бизнесе, но и здесь также важна квалификация водителей, которую нужно регулярно повышать.
1 ТРАНСПОРТ И ЛОГИСТИКА: Риски и перспективы, РБК daily, 30.11.2012 [Электронный ресурс]: http://rbcdaily.ru
2 Проблемы развития транспортной логистики в РФ журнал «Российское предпринимательство» № 11 Вып. 3 (172) за 2010 год, cтр. 128-132
3 Розанова А. Из рук в руки. Рынок логистических услуг в Татарстане, [Электронный ресурс]: http://www.g9e.ru/case
4 Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. N 848 "О федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)", [Электронный ресурс]: http://base.garant.ru
5 Логистика в Татарстане будет современной. И востребованной, 30.07.12 http://airtat.ru/
6 «Транспорт и логистика 2013»: инновации – основное направление развития логистики, [Электронный ресурс]: http://fb.ru/
4