В основе древнегреческого спорта лежит агон- соревнование, связанные с культом тела, а с другой — соревнование в интеллектуальной и духовной культуре. Данные соревнования проходили на различных играх: Немейских , Истмийских и других. Однако, наиболее прославились а первую очередь Олимпийские игры.
В те времена многочисленные войны были частым и обыденным явлением в Древней Греции, поэтому физическое воспитание было тесно связано с военной подготовкой.
Физическое воспитание в Спарте.
Спарта— греческий полис, который располагался на полуострове Пелопоннес. Данный полис имел особый государственный строй, в котором прослеживаются пережитки родоплеменных отношений. Спартиаты ( главенствующее сословие в Спарте) не занимались ни сельским трудом, ни ремеслом, так как их содержали полу-рабы илоты. Поэтому спартанцы посвящали себя исключительно военной и физической подготовке с раннего детства.
Всех новорожденных младенцев спартанцы были обязаны показывать совету старейшин, которые решали: оставить ребенка в живых (если он был достаточно здоров и крепок) или же предать смерти (если ребенок казался им больным и хилым). Всех младенцев , которые не прошли отбор, старейшины безжалостно скидывали со скалы (хотя данный факт оспаривается рядом историков).
Затем до достижения детьми возраста семи лет они получали физическое воспитание от родителей, где основной упор делался на закаливание. После этого они забирались от родителей и переводились в специальные общественные дома .Здесь их разбивали на группы. На этом этапе подготовки с ними занимались самые заслуженные спартанцы. Воспитание было довольно суровым. Мальчики скудно питались , ходили босыми и без верхней одежды. В ходе выполнения физических упражнений разрешалось бить ногами , кусаться и даже царапаться. Среди детей иногда специально провоцировались драки и ссоры, чтобы сделать их более ожесточенными.Каждый год завершался состязаниями в беге, прыжках, метаниях копья и диска .
Здоровые дети до 7 лет воспитывались дома. С 7 до 17 лег, живя в общественных домах, которые больше напоминали казармы, дети, занимались в основном физическими упражнениями. По достижении пятнадцатилетия после очередного испытания юноши попадали в группу эйренов. В ней они занимались в основном строевыми занятиями и военной подготовкой. Физическая подготовка состояла из кулачного боя и пентатлона( пятиборья). Кулачный бой, а также приемы рукопашной схватки составляли «спартанскую гимнастику». Когда молодым спартанцам исполняется двадцать лет, они (после испытания ) переводятся в группу эфебов, затем их зачисляли в разряд воинов, и они были обязаны нести военную службу до самой старости.
Физическое воспитание в Спарте распространялось и на девушек. Воспитателями детей были старшие спартиаты (педономы), назначаемые государством. На умственное воспитание молодежи обращалось незначительное внимание. Регулярные военные занятия продолжаются до 30-летнего возраста.
Таким образом по завершении курса военной подготовки и физического воспитания спартанцы становятся почти идеальными воинами с совершенной физической формой
Физическое воспитание в Афинах.
Афины–это греческий полис, расположенный в Аттике и игравший ведущую роль в истории Древней Греции. Данный полис считается родиной демократии. Также он преуспел в развитии ремесла и торговли , ввиду бедности местных почв. Отличились Афины и своей системой физического воспитания для граждан полиса.
В Афинах физической подготовкой занимались в специальных школах—палестрах, где мальчики в возрасте от двенадцати до шестнадцати лет овладевали бегом, прыжками, борьбой, метаниями копья и диска, плаванием и гимнастическими упражнениями.
Палестры состояли из беговой дорожки, открытой площадки и бассейна. Данный школы были частные. Дети проживали в месте с родителями.
Юноши из наиболее знатных семей, достигшие шестнадцати лет, могли продолжить обучение в государственных школах—гимназиях, где большую часть времени посвящали физической подготовке. Военно-физическое воспитание свободнорожденных юношей после 18 лет завершалось в эфебии своеобразной трехлетней военной службой, когда юноши жили в лагерях, овладевая искусством военного дела.
Необходимость защищать собственную территорию и держать в подчинении зависимое население значительно повлияли на античную гимнастику. Она стала состоять из трех частей: игр, палестрики и орхестрики.
Игры для детей в возрасте от года то семи лет проводились под присмотром взрослых: это были занятия с обручем, мечом, с элементами бега, метание диска и копья и другие упражнения развивающие ловкость.
Палестрика состояла из целого комплекса упражнений и занятий. Он включал в себя: панкратион( соединение борьбы с кулачным боем),езда на колеснице, пентатлон( бег на один стадий, прыжки в длину с гантелями в руках, метание диска, борьба и метание копья), кулачный бой, плавание, стрельба из лука и верховая езда.
Орхестрика состояла из ритуальных танцев, которые были связаны с особыми обрядами посвящения. Также к ней относились акробатические упражнения, игры с мячом для развития ловкости и различные( в том числе и боевые танцы.
Олимпийские игры.
Олимпийские игры– величайшее древнегреческое спортивное событие, которое проходило в городе Олимпия на Пелопоннесе. Они проводились в период с 776 года до нашей эры по 394 год нашей эры( когда их отменили по указу императора Римской империи Феодосия I как языческий праздник). Основным элементом Олимпийских игр были спортивные состязания, хотя они имели и религиозное значение.
Согласно историческим документам первым упоминанием об Олимпийских играх принято считать 776 год до нашей эры. Тогда спортивная часть игр состояла из бега на один стадий. Победителем стал повар из Элиды Корэб. Программа спортивных дисциплин, из которых состояли Олимпийские игры менялась со временем. В разное время в нее входили: диа-улос( бег на два стадия), доли -ходром( бег на выносливость, от семи до двадцати четырех стадий), кулачный бой, пентатлон, борьба, скачки на колеснице, панкратион и бег атлетов в полном вооружении( вес составлял тридцать три килограмма).
В общественной жизни Древней Греции VI — IV вв. до н.э. спортивные мероприятия такого рода как Олимпийские игры выполняли в значительной степени прогрессивную роль. Во время этих состязаний Олимпия превращалась в политико-экономический и культурный центр жизни Эллады и ближайших регионов. Игры способствовали объединению постоянно враждующих между собой полисов и помогали установлению мира в Элладе.
Таким образом, древнегреческая цивилизация преподнесла много нового в развитие спорта и физического воспитания. Опыт древних греков лег в основу многочисленных поздних работ , которые были посвящены физической подготовке. Можно с уверенностью констатировать тот факт, что наследие Древней Греции в плане развития спорта бесценно.
Список литературы.
Физическая культура и спорт в Древней Греции. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://30school.ru/referaty/fizicheskaya-kultura/fizicheskaya-kultura-i-sport-v-drevnej-gretsii.html
Особенности системы физического воспитания Древней Греции. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://biofile.ru/his/32944.html
Система физического воспитания Древней Греции. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xreferat.com/35/1697-1-sistema-fizicheskogo-vospitaniya-drevneiy-grecii.html