Впервые порядок в системе вынесения наказаний и их исполнения на Руси был введен в XIII-XV веках. Сборники законов древнерусского феодального права поочерёдно назывались Краткой, Пространной и Сокращенной правдой, позже переименованные в «Русскую правду». Они содержали своды законов Ярослава Мудрого и его сыновей, Устав Владимира Мономаха и другие законы. Положения в «Русской Правде» основывались на традициях практики наказания за преступления тех времен. Практиковалась кровная месть, когда смертная казнь приводилась в исполнение родственниками убитого или устанавливался штраф. Штраф брали в зависимости от положения и сословия потерпевшего и преступника. За нанесение телесных повреждений полагался штраф в размере 3 гривен.1 Застав на месте преступления вора, любой человек мог убить его.
В 1497 и 1550 годах «Судебники» содержали перечень наказаний, исполнение которых имели публично-позорящий характер и были жестокими. Это делалось для устрашения населения. Система штрафов за кражу и ложный донос была вытеснена публичной смертной казнью. Применялась торговая казнь - публичное битье кнутом на торговой площади. Преступники в виде наказания впервые стали помещаться в тюрьму.
«Соборное уложение» 1649 года состояло из 25 глав и 967 статей. Ведущими видами наказания стали смертная казнь, членовредительские меры, тюремное заключение и ссылка. Более 50 разновидностей преступлений карались смертной казнью. Применялись не только простые виды-повешение, отсечение головы, но и квалифицированные – сожжение за богохульство, умышленный поджог, залитие горла расплавленным металлом за фальшивомонетничество, закапывание в землю до наступления смерти за отравление или убийство мужа. Новым видом наказания стала ссылка преступников в остроги, крепости, имения и монастыри. Особенностью этого документа являлось то, что в нем присутствовал принцип неопределенности наказания. Можно было назначать любой вид смертной казни и определить лишение свободы на любой срок. Это способствовало судебному произволу.
В период правления Петра I (1699—1725 гг.), который является значимым этапом становления пенитенциарного законодательства, было принято более 100 законодательных актов, в том числе военного характера, и разработана система уголовно-исполнительных отношений. Самые важные законы действовали без значительных изменений около 100 лет. «Артикул воинский» 1715 года был попыткой систематизации уголовно-правовых норм при непосредственном участии Петра I. Участилось применение смертной казни, телесных наказаний, тюремного заключения. Появились наказания в виде каторжных работ, ссылки на галеры, новые разновидности позорящих наказаний. Более100 видов преступлений влекли смертную казнь, которая могла быть простой (повешение, отсечение головы, расстрел), либо квалифицированной (сожжение, колесование, четвертование и др.). К опасным деяниям относились идолопоклонничество и чародейство, за что назначалась смертная казнь в виде сожжения. За измену Родины следовало четвертование. За убийство и отравление родственников предназначалось колесование. В соответствии с Артикулом расширилось применение телесных наказаний.
Только во второй половине ХVII века в России обратили пристальное внимание на проблемы правовой защиты заключенных. В результате проводимой Екатериной II реформы местного самоуправления появляются приказы общественного призрения, на которые в соответствии с Учреждением по управлению губерниями Российской империи 1775 года возлагаются функции организации и управления исполнением лишения свободы в работных и смирительных домах. Большое значение имело создание пенитенциарного права и проект Екатерины II об устройстве тюрем. Он предусматривал развитие системы тюремных учреждений, более мягкие условия содержания заключенных, определял правовой статус администрации тюрем. Было применено раздельное содержание мужчин и женщин, подследственных и осужденных, а также содержание в камере не более двух–трех человек. К сожалению, данный проект был востребован только лишь спустя сто лет.
Министерство внутренних дел Российской империи было создано в 1802 году, и в его составе была образована 4-я экспедиция. Они отвечали за управление тюрьмами. В феврале 1817 г. введена этапная система конвоирования арестантов, осуществляемая подразделениями Отдельного корпуса внутренней стражи. В июле 1819 года в Петербурге было образовано «Попечительское о тюрьмах общество». В августе 1822 г. утвержден Устав о ссыльных. Это положило начало созданию исправительно-трудового законодательства, введению режима труда и его воспитательного воздействия на осужденных2.
В мае 1831 года Кабинет Министров ввел в действие «Инструкции смотрителю губернского тюремного замка». Они регулировали размещение, режим, труд и быт заключенных. В 1832 году Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей ссыльных (с изменениями и дополнениями, внесенными в 1842 году) развивал и детализировал положения упомянутой выше тюремной инструкции.
Систематизация уголовного права была проведена при Николае I. В августе 1845 года были приняты «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных». В результате система наказаний, в сравнении с Соборным уложением 1649 года и Артикулом 1715 года, стала менее жестокой. В марте 1858 г. утверждено Положение о перевозке арестантов по Николаевской железной дороге3.
Российское государство принимало участие в международных тюремных конгрессах, которые с 1872 г. становятся мероприятиями межгосударственного сотрудничества в вопросах реформирования и гуманизации пенитенциарных систем разных стран. Первый международный тюремный конгресс состоялся в Лондоне. На втором конгрессе в1878 г. в Стокгольме была создана Международная пенитенциарная комиссия. Туда вошла и Россия, внося взнос в размере 800 рублей ежегодно. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, введен в январе 1864 г. Издано Положение о земских учреждениях, где расходы на содержание тюрем были перенесены из местного в государственный бюджет. 20 ноября того же года принят Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. За год до этого были отменены телесные наказания для женщин, клеймение. В 1871 году отменены шпицрутены для ссыльных, а в 1885 году – розги. Устав был одобрен современниками за гуманность, демократизм и простоту применения. 4
Накануне реформы управление местами заключения в Российской империи находилось в ведении департамента исполнительной полиции Министерства внутренних дел. Управление тюрьмами составляло только часть обязанностей департамента, поэтому места лишения свободы не получали требуемого внимания5.
В системе МВД в 1879 году было создано Главное тюремное управление (ГТУ), а в его составе – Тюремная инспекция. Это положило начало созданию в России единой централизованной государственной системы управления учреждениями, исполняющими наказания. Она занималась разработкой проектов законодательных актов и руководством местными тюремными учреждениями. Вся работа Тюремной инспекции велась в соответствии с «Временными правилами для первоначального руководства тюремным инспекторам во время осмотра и ревизии учреждений, входящих в состав карательной системы». 12 марта в России отмечают День работника уголовно-исполнительной системы. Эта дата приурочена к созданию Главного тюремного управления в составе Министерства внутренних дел.
В 1890 г. были созданы 24 губернские тюремные инспекции (прообраз современных территориальных органов УИС).
С января 1893 года Главным тюремным управлением ведётся издательская деятельность. До января 1917 года выходит ежемесячный журнал «Тюремный Вестник» , его объём доходил до 20 листов. Также издаются справочные материалы, пособия, проекты нормативных правовых актов. В воспитании заключенных использовали школьную и внешкольную работу, чтение книг из библиотеки, разрешалось выдавать только прошлогодние газеты. В 1909 г. Закон «О воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних» определил условия содержания детей и подростков от 10 до 17 лет. Было создано сначала11 таких заведений, а к 1917 году работало уже 57 колоний и приютов, в которых отбывали наказание 2570 воспитанников. Ставилась задача нравственного исправления молодых преступников, подготовка их к честной трудовой жизни. Поэтому большое значение имело религиозно-нравственное, умственное и физическое развитие на основе общего образования, а также обучения различным профессиональным навыкам и умениям. В 1911 г. был принят план строительства новых тюрем и переустройства существующих (кроме каторжных). В 1912 г. разделили все делопроизводство ГТУ на отделы с различными видами деятельности: личный состав служащих по тюремному ведомству; оклады содержания классных чинов; распорядительная часть; строительная часть; хозяйственная часть; арестантские работы; счетная часть; законодательная и статистическая часть: воспитательно-исправительные заведения и общества патроната.
Общая тюремная инструкция 1915 г. стала последним крупным дореволюционным российским пенитенциарным нормативным правовым актом. Она продолжала действовать в период Временного правительства, и впоследствии многие ее нормы были использованы в нормативных актах Советского государства. Изучая историю развития пенитенциарного законодательства России в дореволюционный период, можно сделать вывод, что оно во многом соответствовало законодательству других развитых стран.
После Февральской революции 1917 года Временное правительство приступило к разработке новой тюремной системы. Руководил центральным тюремным ведомством профессор А. Д. Жиленко. В своем первом приказе на этой должности он отмечал, что главной задачей наказания является гуманное отношение к заключенным, уважение их гражданского достоинства и их перевоспитание. Администрация мест лишения свободы не должна применять телесные наказания и наложения кандалов на арестантов. В марте 1917 г. вышло Постановление Временного правительства «Об отмене смертной казни»и были изданы постановления, предусматривавшие отмену применения оков, арестантской одежды, телесных наказаний, объявлена амнистия политическим заключенным. Постановление от 26 апреля 1917 г. отменило ссылку на поселение, а также ссылку на поселение после отбытия срока каторжных работ и за бродяжничество, предоставив последним право выбора места жительства, за исключением отдельных местностей.
В июле 1917 года Постановлением Правительства устанавливается новая структура ГУМЗ Минюста. Она включала канцелярию и четыре отдела, ответственные за организацию производственных работ, службы надзора (делопроизводство распорядительное и по режиму), тылового, медицинского обеспечения. ГУМЗ вплотную подошло к определению содержания основных средств исправительно-воспитательного воздействия. Труд заключенных был признан основным. В циркуляре ГУМЗ № 62 от 18 июля 1917 года указывалось, что работы должны давать заключенным «знания, с которыми они при выходе на свободу могут найти себе подходящие занятия. Они же доставляют некоторым заключенным значительное облегчение во время содержания под стражей».
Внедрение передовых идей, сформировавшихся в дореволюционный период, продолжилось и в советский период развития пенитенциарного права. Многим известным ученым пришлось принять советскую власть и работать в государственных учреждениях. Они внесли в их организацию передовые демократические принципы исполнения наказания. В 1918 г. Была учреждена Тюремная комиссия, задачей которой являлось «заведование всеми отраслями тюремного быта и принятие основных начал тюремной реформы». Постановление Народного комиссариата юстиции «О тюремных рабочих командах» ввело общественно полезный труд, который становился одним из основных средств исправления осужденных.
В мае 1918 г. Тюремное управление НКЮ переименовано в Карательный отдел. В июле утверждено Постановление Наркомата юстиции РСФСР «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового (временная инструкция)». Была разработана новая система мест лишения свободы. Исполнение данного решения возлагалось на Карательный отдел Наркомата юстиции.
В условиях Гражданской войны и интервенции на базе постановления СНК РСФСР от 5.09.1918 года «О красном терроре» ВЦИК в мае 1919 года принимает постановление «О лагерях принудительных работ». Были организованы обычные лагеря и для наиболее опасных противников советской власти. Одним из лагерей особого назначения стал в 1920 году Соловецкий лагерь.
На коллегии НКВД формируется Центральное управление уголовного розыска при Главном управлении рабоче-крестьянской милиции, отвечающее за оперативную работу в тюрьмах. Наркоматом юстиции утверждено «Положение об общих местах заключения РСФСР», которое регламентировало деятельность и управление тюрьмами.
Приказ ВЧК «О карательной политике органов ЧК» был подписан в январе 1921 года, где определены основные правила режима (распорядок дня, правила обращения с заключенными, порядок предоставления свидания с родственниками, организация медицинского обслуживания и т.д.). Утверждены условия содержания уголовников-рецидивистов и преступников из числа трудящихся, ставился вопрос о привлечении общественности к перевоспитанию правонарушителей.
Декрет СНК РСФСР «О лишении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения заключенных» принят 21 марта 1921 г. Центральный карательный отдел Наркомюста РСФСР образован в сентябре. Декрет СНК «Об использовании труда заключенных в местах лишения свободы РСФСР» издан 28 октября. Очевидно, что в двадцатых годах прошлого века складывалась неприемлемая ситуация, когда вместе с Министерством юстиции с собственной структурой управления и нормативной базой исполнением наказаний занималось и другое ведомство. Поэтому СНК постановлением от 12 октября 1922 года подчинил все тюрьмы НКВД, где было создано Главное управление местами заключения. Конвойная стража передается из НКВД в ведение ГПУ и переименовывается в Корпус конвойной стражи ГПУ. Принято Временное положение о Главном управлении местами заключения НКВД РСФСР и его местных органах. Также была реформирована система мест лишения свободы (отпала необходимость в лагерях принудительных работ, сократилось число заключенных в особых лагерях и т.д.). Декрет ВЦИК и СНК «О служащих в местах заключения» издан в июне 1924 г. Данная централизация повлекла за собой разработку законодательного обоснования последующих реформ6.
Исправительно- трудовой кодекс РСФСР принят 16 октября 1924 года на второй сессии ВЦИК XI созыва. В нем были поставлены воспитательные задачи и идея исправления осужденных. Основным видом лишения свободы становились исправительно-трудовые колонии. В 1925 г. образовано Центральное управление конвойной стражи СССР. Постановление «О карательной политике и состоянии мест заключения» вышло в 1928 г. Подписана Инструкция по санитарно-просветительной работе в местах заключения, утвержденная НКВД и Наркомздравом .
В 1929 г. создано Управление Северных лагерей особого назначения (УСЛОН). Декретом ВЦИК и СНК вводится раздельное наказание в виде лишения свободы в зависимости от общественной опасности совершенного преступления. В 1930 г. подписано Постановление ВЦИК и СНК «О высылке и ссылке, применяемым по судебным приговорам».
Положение об исправительно-трудовых лагерях введено 7 апреля 1930 года Постановлением СНК СССР. Принято Постановление ВЦИК и СНК «О высылке и ссылке, применяемым по судебным приговорам». Вступает в действие Положение об исправительно-трудовых лагерях ОГПУ, положившее начало массовому внедрению лагерной системы при исполнении уголовных наказаний. Приказом ОГПУ № 130/63 образовано Управление лагерями (УЛАГ). Созданы Конвойные войска СССР. Подписано Положение «Об исправительно-трудовых лагерях». Места лишения свободы, в связи с упразднением НКВД, переданы в состав республиканских народных комиссариатов юстиции и Объединенного государственного политического управления.
Постановление СНК СССР № 130/сс о передаче работы по использованию спецпереселенцев в ведение ГУЛАГа ОГПУ принято 1 июля 1931 г. Утвержден Устав службы в ИТУ РСФСР. Система ГУЛАГ просуществует до 1958 года.
Новый (второй) Исправительно-трудовой кодекс РСФСР принят 1 августа 1933 г. постановлением ВЦИК и СНК.
НКВД СССР, включивший в свой состав Главное управление исправительных лагерей, трудовых поселений и мест заключения, образован в июне 1934 г. Центральное управление конвойных войск упразднено, руководство этой службы передается Главному управлению пограничной и внутренней охраны НКВД СССР. Подписано Постановление ЦИК и СНК «О передаче исправительно-трудовых учреждений НКЮ союзных республик в ведение НКВД СССР». Постановлением ЦИК и СНК СССР при Народном комиссариате внутренних дел СССР было сформировано Особое совещание, получившее право без суда назначать ссылку и высылку на срок до 5 лет в исправительно-трудовой лагерь.С конца 30-х до начала 50-х годов ИТК РСФСР фактически перестал действовать, законодательную базу исполнения наказаний заменили закрытыми для общественности ведомственными нормативными актами.
На основании Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об усилении борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью» приступили к созданию приемников-распределителей. Постановлением ВЦИК и СНК СССР введено тюремное заключение за особо опасные преступления. Подписан приказ НКВД СССР № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». Это стало одной из наиболее массовых карательных акций.
Главное управление конвойных войск НКВД СССР создано 2 февраля 1939 г. Образовано Управление лесной промышленности ГУЛАГа. Сформирован Тюремный отдел НКВД СССР, преобразованный в Главное тюремное управление НКВД СССР. Вышел приказ НКВД СССР «Об отмене зачета рабочих дней и условно-досрочного освобождения». Принята Временная инструкция о режиме содержания заключенных в ИТК. Создано Управление по военнопленным и интернированным НКВД СССР (УПВИ).
Указами Президиума ВС РСФСР в 1943 г.создана каторга для предателей и изменников Родины. Подписан приказ НКВД СССР «Об организации внутренней надзирательной службы в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД».7
Постановлением Совета Министров СССР № 416–159- сс 21 февраля 1948 г. были организованы особые лагеря для осужденных к лишению свободы за шпионаж, диверсии, террор, а также лиц, «представлявших опасность по своим антисоветским связям». Положение «О Главном управлении исправительно-трудовых лагерей и колоний», основной задачей которого трудовое перевоспитание заключенных, принято в июле 1949 г.
Конвойные войска реорганизованы в конвойную охрану МГБ СССР 6 мая 1951 г.
Исправительно-трудовые учреждения были переданы из МВД в Минюст СССР10 марта 1953 г. В январе 1954 г. они были возвращены назад. Организовано Тюремное управление МВД СССР. Упразднено Управление по делам военнопленных и интернированных МВД СССР.
В 1954 году началось восстановление демократических начал и реформ исправительно-трудового права. Исправительно-трудовые учреждения ГУЛАГа возвращены из Минюста в МВД СССР. В составе Комитета государственной безопасности при СМ СССР организован Тюремный отдел учетно-архивного отдела КГБ. Приказом МВД СССР утверждено «Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР», которое отменило действие многочисленных приказов, инструкций и других ведомственных нормативных актов. Вводится в действие «Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР». Подписан Указ Президиума ВС СССР «О введении условно-досрочного освобождения из мест заключения».
В составе МВД СССР 28 марта 1957 г. сформировано Главное управление внутренних и конвойных войск (выведены из состава КГБ СССР). В целях усиления общественного контроля за работой исправительно-трудовых учреждений при исполкомах советов были организованы наблюдательные комиссии. В исправительно-трудовых учреждениях вводится отрядная система. Организацией объединенных наций приняты Минимальные стандартные правила обращения с заключенными.
Постановление СМ СССР, утвердившее Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД СССР, которое предусматривало изменение организации тюрем, вышло 8 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР утвердил Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, определявшие основную реформу советской карательной системы. В январе 1960 г. Указом Президиума ВС СССР упразднено Главное управление исправительно-трудовых колоний МВД СССР. На базе Основ уголовного законодательства принят Уголовный кодекс РСФСР.
Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах было утверждено 29 августа 1961 года Указом Президиума ВС РСФСР. Введено в действие Типовое положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах.
Указ Президиума ВС РСФСР «Об организации исправительно-трудовых колоний-поселений и о порядке перевода в них осужденных к лишению свободы, твердо вставших на путь исправления» издан 26 июня 1963 г.
Указ Верховного Совета СССР «Об условном освобождении вставших на путь исправления осужденных с направлением на стройки народного хозяйства» принят в 1964 г.
Указом Президиума Верховного Совета СССР 26 июля 1966 г. утверждено Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.Указом Президиума Верховного Совета СССР утверждено Положение о трудовых колониях для несовершеннолетних.
Законом СССР 11 июля 1969 года были введены в действие Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик.
В 70-80-х годах шел активный поиск новых методов воспитательной работы с осужденными, несмотря на производственный приоритет в политике. Большое внимание уделялось правильному и полезному использованию свободного времени, увеличивалось количество общеобразовательных школ и профессиональных училищ, открывались самодеятельные организации осужденных. Пропагандировали передовой опыт ИТУ Белоруссии, Саратовской, Вологодской, Челябинской, Харьковской и других областей, где проводились воспитательные и образовательные эксперименты8.
Указ Президиума ВС СССР «Об условном осуждении к лишению свободы с обязательным привлечением к труду» принят в июне 1970 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР образовано союзно-республиканское Министерство юстиции СССР. Воссоздано Министерство юстиции РСФСР. Введен в действие Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, просуществовавший до июля 1997 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании больных наркоманией» 25 августа 1972 г. принято решение о создании сети лечебно-трудовых профилакториев. Воспитательно-трудовые профилактории, призванные проводить работу с бродягами и лицами, ведущими паразитический образ жизни, созданы 11 октября 1982 г.
В период перестройки во второй половине 80-х годов, в России наблюдалась нестабильность политической и экономической жизни, которая отразилась и на местах лишения свободы. Массовые беспорядки в колониях и следственных изоляторах, в том числе взятие в заложники сотрудников, прокатились по всей стране. Было понятно, что существующая пенитенциарная система, основанная на неуважении к личности, должна в корне измениться.
Приказ МВД СССР «О совершенствовании структуры аппаратов МВД, ГУВД, УВД по управлению учреждениями и органами, исполняющими наказания» принят в апреле 1988 г. Приказ МВД СССР № 421 «О создании отрядов специального назначения в системе ГУИД МВД СССР» подписан в 1990 г. Закон РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» подписан в 1991 г.
Правила внутреннего распорядка исправительно-трудовых учреждений приняты в 1992г. Приказом МВД РФ № 259. Утверждено Положение об отряде исправительно-трудовой колонии, тюрьмы и следственного изолятора. Подписан Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», заложивший современные основы деятельности отечественной пенитенциарной системы. ГУИН и ГУЛИТУ сливаются в единое Главное управление исполнения уголовных наказаний (ГУИУН) МВД РФ.
Закон РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» принят 15 июля 1995 г. Подписано Постановление Правительства РФ «О передаче внутренними войсками МВД РФ учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы МВД РФ функций по охране учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и их объектов9.
Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России (на период до 2005 г.) утверждена 13 января 1996 г.
Федеральный закон о введении действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации принят 8 января 1997 года. В новом кодексе впервые была гарантирована свобода совести и вероисповедания, приняты нормы соблюдения безопасности граждан, лишенных свободы. Теперь они могли пользоваться платными лечебными услугами, телефоном, во время трудового отпуска покидать пределы ИТУ. Некоторым заключенным было разрешено проживание за пределами учреждений, исключены некоторые дисциплинарные взыскания.
Постановление Правительства РФ № 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативах их штатной численности» вышло 16 июня 1997 г. Подписан Указ Президента РФ «О реформировании уголовно-исполнительной системы МВД Российской Федерации», предусматривающий ее передачу из МВД в Министерство юстиции.
Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы», который закрепил переход уголовно-исполнительной системы из ведения МВД в Минюст России, подписан 21 июля 1998 г. Вышел Указ Президента РФ № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы МВД РФ в ведение Минюста РФ». Указом Президента РФ уголовно-исполнительная система Минюста России была определена как силовое ведомство и передано в непосредственное подчинение Президенту РФ10.
Постановлением Правительства РФ уголовно-исполнительные инспекции вошли в состав УИС Минюста России 20 февраля 1999 г. Указом Президента РФ и Постановлением Правительства РФ № 366 определены порядок и условия выполнения учреждениями и органами УИС Минюста России функций конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу. Постановление об объявлении массовой амнистии, затронувшей интересы более 20 тыс. заключенных, введено18 июня 1999 г.
Постановление «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне», предусматривающее освобождение более 206 тыс. осужденных к лишению свободы, принято 26 мая 2000 г. Приказом Минюста № 52 в Рязани учреждена отраслевая Академия права и управления Министерства юстиции РФ. Принят Закон РФ № 25–ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и другие законодательные акты Российской Федерации».
Постановление № 636 «О федеральной целевой Программе реформирования уголовно-исполнительной системы Минюста РФ на 2002–2006 годы» подписано 28 августа 2001 г. Подписан приказ Минюста РФ «О введении в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации должности помощника начальника территориального органа по соблюдению прав человека». Издан Указ Президента РФ № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации». Вышла Федеральная целевая программа «Реформирование УИС Минюста РФ на 2002–2005 годы».11
Главное управление исполнения наказаний Минюста России 9 марта 2004 г. преобразовано в Федеральную службу исполнения наказаний РФ. Утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, Положение о Федеральной службе исполнения наказания. Указом Президента Российской Федерации от 02 декабря 2005 утвержден геральдический знак-эмблема Федеральной службы исполнения наказаний. Федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007–2016 годы)» принята в сентябре 2006 г.
Фактически во всех структурах УИС проведена модернизация. Большинство учреждений укомплектовано новыми комплексными системами безопасности и видеонаблюдения. Многие сотрудники используют в своей работе нагрудные видеорегистраторы. Для предотвращения влияния криминально настроенных осужденных на тех, кто впервые попал в места заключения, эти категории содержатся строго раздельно ‑ в разных колониях, в разных камерах СИЗО. С 2011 года положительно зарекомендовала себя система «социальных лифтов». При соблюдении определенных правил поведения заключенный может «передвигаться» к более гуманным условиям отбывания наказания. Нарушители же отправляются в более суровые условия. Критерии и правила устанавливают и оценивают комиссии, куда входят представители органов местного самоуправления, Общественного совета УФСИН, священнослужители. В местах лишения свободы созданы Центры трудовой адаптации и производственные мастерские. Там работают на швейном производстве, дерево- и металлообработке, производстве различных изделий и т.д. Многие осужденные получают профессии, востребованные в современном обществе. Созданы необходимые условия для оказания медицинской помощи лицам, находящимся в СИЗО: значительно улучшена материально-техническая база лечебных учреждений, появились новые стоматологические установки, рентгенооборудование, флюорографы. Все осужденные получают полисы ОМС, что позволяет оказывать необходимую помощь в структуре гражданского здравоохранения. Уголовно-исполнительная система в последние годы становится более открытой благодаря взаимодействию с институтами гражданского общества, чьи представители входят в Общественный совет при УФСИН России. Предприниматели, общественные деятели, журналисты, ветераны и священнослужители оказывают большую помощь в работе с осужденными, участвуют в мероприятиях для личного состава. Но, несмотря на произошедшие в России перемены в жизни общества, уголовно-исполнительная система во многом сохранила прежние принципы в организации своей деятельности. Не учитывалось современное состояние экономики, интеграция нашей страны в международное правовое поле, международные стандарты работы с заключенными, изменения в гражданском обществе. Поэтому потребовались новые реформы в данной сфере. Для реализации этих целей была принята Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р). В ней излагаются направления, формы и методы совершенствования уголовно-исполнительной системы, ее взаимодействие с институтами гражданского общества и государственными органами.
В Концепции определены цели развития уголовно-исполнительной системы:
повышение эффективности работы органов уголовно-исполнительной системы до уровня европейских стандартов;
улучшение условий содержания заключенных, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов;
развитие системы социальной помощи заключенным после их освобождения;
сокращение преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет улучшения социальной и психологической работы. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1.) улучшить организацию исполнения наказаний, направленную на социализацию осужденных;
2.) изменить структуру уголовно-исполнительной системы, создать новые виды учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, отказаться от коллективной формы содержания осужденных;
3.) осуществить раздельное содержание осужденных с учетом тяжести преступления и характеристики осужденного;
4.) изменить способы исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы;
5.) разработать новые методы воспитательной работы, образовательного процесса и трудового воспитания осужденных;
6.) совершенствовать охрану исправительных учреждений и укреплять их материальную базу;
7.)улучшать управление уголовно-исполнительными учреждениями путем использования современных методов информационной и телекоммуникационной системы;
8.) расширять применение наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы;
9.) достичь необходимого уровня социальной защиты работников уголовно-исполнительной системы;
10.) внедрять современные технологии и технических средства в практику исполнения наказаний;
11.) совершенствовать контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы, обеспечить гласность и подконтрольность институтам гражданского общества;
12.) создавать условия для участия общественности в решении этих задач;
13.) развивать международного сотрудничества с пенитенциарными системами других государств, международными органами и неправительственными организациями.
В Концепции не ставится перед ФСИН задача превращения тюрем и изоляторов в нечто среднее между хорошим учебным заведением и уютным санаторием. Она должна гарантировать заключенным достойную жизнь в период отбывания наказания, но со специфическими исправительными ограничениями в рамках закона их прав и интересов. Необходимо создать условия для мотивации здорового образа жизни среди осужденных.
Уголовно-исполнительная система прошла продолжительный и трудный исторический путь, который был отмечен многими реформами и преобразованиями. В данной работе были кратко рассмотрены вопросы, связанные со становлением пенитенциарной системы России, законодательным регулированием ее деятельности, проведен анализ исторических тенденций ее развития. Эти знания облегчают поиск новых подходов в организации деятельности правоохранительных органов страны. Реформирование уголовно-исполнительной системы России в настоящий период происходит в условиях целостной, сбалансированной, основанной на международно-правовых стандартах уголовной и уголовно-исполнительной политики. Согласно мировым стандартам политика государства в области борьбы с преступностью должна опираться на принципы неотвратимости и соразмерности наказания, гуманизма, защиты прав личности и уважения человеческого достоинства на всех стадиях отправления правосудия и исполнения наказания.
Список использованной литературы:Уголовно-исполнительное право России. Общая и особенная части. Под редакцией Владимира Эминова, Владислава Орлова, М.: Юрайт. 2016.
История царской тюрьмы. Издание 6-ое: Том 2 (1792-1825 гг.) . Под редакцией Гернета М.Н. 2011.
Тюремная политика и тюремное законодательство в дореволюционной России. Под редакцией Гайдука С.Л. 2012.
Уголовно-исполнительное право. Под редакцией Ивана Козаченко, Алексея Деткова, М.: Юрайт.(2016.
Уголовно-исполнительное право Российской Федерации. Под редакцией: Александра Романова. 2014.
Уголовно-правовые основы. Теория и правоприменительная практика. Под редакцией Малинина В.Б., Тангиева Б.Б., М.: Алеф-Пресс. 2015
Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. Под редакцией Зубкова А.И., Калинина Ю.И.,Сысоева В.Д., М.: История и современность. 2013
История пенитенциарной системы России. Под редакцией Аладьиной Л.С. 2011.
Федеральная служба исполнений наказаний. 2016 - [Электронный ресурс] - URL:http://www.fsin.su/fsin/history
СПС Консультант Плюс. 2016 - [Электронный ресурс] - Режим доступа- URL:http://www.consultant.ru
Министерство юстиции Российской Федерации. 2016 - [Электронный ресурс] - URL: http://minjust.ru/
30) 2009
1 Уголовно-исполнительное право России. Общая и особенная части. 2016. Под редакцией Владимира Эминова, Владислава Орлова, М.: Юрайт. 24 с.
2 История царской тюрьмы. 2011. Издание 6-ое: Том 2 (1792-1825 гг.) . Под редакцией Гернета М.Н, 86 с.
3 Тюремная политика и тюремное законодательство в дореволюционной России. 2012, Под редакцией Гайдука С.Л., 53 с.
4 Уголовно-исполнительное право. 2016. Под редакцией Ивана Козаченко, Алексея Деткова, М.: Юрайт. 45 с.
5 Федеральная служба исполнений наказаний. 2016 - [Электронный ресурс] - URL:http://www.fsin.su/fsin/history
6 Уголовно-исполнительное право Российской Федерации. 2014. Под редакцией: Александра Романова, 98 с.
7 Уголовно-правовые основы. Теория и правоприменительная практика. Под редакцией Малинина В.Б., Тангиева Б.Б. 2015, М.: Алеф-Пресс, 113 с.
8 Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. Под редакцией Зубкова А.И., Калинина Ю.И.,Сысоева В.Д. 2013, М.: История и современность. 153 с.
9 СПС Консультант Плюс. 2016 - [Электронный ресурс] - Режим доступа- URL:http://www.consultant.ru
10 История пенитенциарной системы России. 2011. Под редакцией Аладьиной Л.С., 261 с.
11 Министерство юстиции Российской Федерации. 2016 - [Электронный ресурс] - URL: http://minjust.ru/