Пенсионное обеспечение выступает важным институтом социальных гарантий государства. Успешное функционирование системы пенсионного обеспечения обеспечивает социальную стабильность в обществе. Пенсионная система является частью финансовой системы и отражает особенности национальной политики государств.
На современном этапе в Конституциях большинства стран обозначена социальная функция государства. Она выражается, в том числе, в необходимости материальной защиты населения страны от различных социальных рисков. В связи с этим в экономических отношениях выделяется особая категория – социальное обеспечение, в состав которого входит пенсионное обеспечение.
Негосударственные пенсионные фонды в России осуществляют деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию. Пенсионные активы по этим двум видам деятельности представлены пенсионными резервами и пенсионными накоплениями соответственно. В последние годы все большую популярность приобретают термины «накопления», «накопительная пенсия», «заморозка пенсионных накоплений». Все это связано, отчасти, в проводимой государством пенсионной реформой и радикальными мерами по изъятию пенсионных активов у НПФ и частных управляющих компаний в связи с дефицитом федерального бюджета. Однако доля пенсионных резервов в структуре пенсионных активов традиционного ниже, чем доля пенсионных накоплений, что свидетельствует о низкой заинтересованности граждан в добровольном инвестировании в будущую пенсию в России[2].
Вступившим в силу с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 410-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон № 410-ФЗ) предусмотрено, что все НПФ, осуществляющие деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, должны поменять свою организационно-правовую форму. До 1 января 2016 года такие фонды, являющиеся в настоящее время некоммерческими организациями, должны быть преобразованы в акционерные общества (акционерные пенсионные фонды). Те НПФ, которые не осуществляют деятельности в качестве страховщика по ОПС, подлежат преобразованию в акционерные пенсионные фонды до 1 января 2019 года. В противном случае и первые, и вторые будут ликвидированы (ст. 11 Закона № 410-ФЗ). Все вновь образуемые фонды также должны будут создаваться в форме акционерных обществ[3].
Вопрос о пенсионном обеспечении, несмотря на кардинальные изменения и дополнения, внесенные в последние годы, до сих пор остается открытым. В процессе реализации в России пенсионной реформы возникают все новые и новые проблемы. «По-прежнему сохраняется неопределенность в отношении порядка и сроков введения ряда более спорных регулятивных норм. Это, в частности, нормы, касающиеся механизмов контроля за структурой рынка и за выбором участниками вариантов инвестиций, минимальных норм обеспеченности денежными ресурсами для пенсионных систем с установленными выплатами, требований в отношении инвестирования либо ограничений в отношении определенных типов активов, правил мобильности, требований к прибыльности вложений или минимальным нормам окупаемости, а также гарантий» [5]. С одной стороны, это нормально, с другой стороны, государство, однажды определившись с курсом на переход к накопительной системе пенсионного обеспечения, всякий раз находит причины для того, чтобы свернуть с этого курса и вернуться к распределительной системе.
Таким образом, негосударственное пенсионное обеспечение, осуществляемое НПФ, является важной и перспективной частью российской пенсионной системы. В связи с новой «заморозкой» пенсионных накоплений, осуществляемой в 2016 году, а также планируемыми аналогичными мерами и в 2017-2018 гг., а также с учетом крайне отрицательной динамики в развитии российской экономики в связи в падением мировых цен на нефть, а также обострившимися международными отношениями, следует ожидать, что пенсионные резервы и деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению в ближайшие годы будут основной для российских НПФ. Также следует учесть и тот факт, что модель накопительной пенсии в России так и не определена, и Правительство до сих пор не внесло ясности в вопрос о возможности выбора накопительной пенсии для граждан после 2015 года[4]. В связи с этим, государству, диктующему данный курс, следовало бы осуществлять стимулирование для увеличения добровольных инвестиций граждан в виде пенсионных резервов. Хотя, вероятно, в данных условиях власть пытается решать совсем другие вопросы. А ведь пенсионные активы является важным инструментом для долгосрочных инвестиций в различные инфраструктурные проекты по развитию российской экономики.
Использованные источники:
1. Статья 3 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» [Электронный ресурс] – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18626/
2. Е. С. Лавренова. Деятельность негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению в рамках российской пенсионной системы. [Текст]: //Экономика и управление. – 2016. - № 1.- С. 82-86.
3. А.С.Петренко, Н.А.Баканова. Новый формат негосударственных пенсионных фондов. [Текст]: // Международный научный журнал «Инновационная наука».- 2015.- №12.- С. 60-63
4. Т. Д. Одинокова. Актуальные проблемы реализации пенсионной реформы в Росии. [Текст]: // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - № 3(25). - С. 485–494.
5. Хольцман Р. Обеспеченная старость в XXI веке: пенсионные системы и реформы в международной перспективе [Электронный ресурс] –: http://pensionreform.ru/files/21060/2005.pdf.