Однако успешная деятельность каждого экономического субъекта во многом обусловлена наличием собственного капитала, его рациональной структурой, обеспечением финансовыми источниками для проведения всех хозяйственных, производственных и других операций.
Открытие бизнеса и его последующее развитие зависит от размера собственного капитала в виде уставного фонда, а также обусловлено способностью экономического субъекта постоянно наращивать собственные источники финансирования деятельности. Следовательно, развитие хозяйствующего субъекта подразумевает постоянное обновление структуры, увеличение собственного капитала и привлечение средств частного инвестора, в том числе иностранного.
Появление индустриальных парков стало важной тенденцией развития государственно-частного партнёрства в России, что связано с ростом внимания государственных органов власти к данным проектам и их государственной поддержкой в различных формах.
Региональные органы власти большое внимание уделяют процессам инвестиционного управления. В связи с этим в Ивановской области в 2015 году разработана Инвестиционная стратегия на период до 2020 года. Она направлена на создание благоприятного инвестиционного климата региона [2].
Текстильно-промышленный кластер Ивановской области представлен тремя индустриальными парками, расположенными на территории региона, одним из которых является предприятие «Родники».
Финансирование данного индустриального парка осуществляется путём привлечения в проект средств частного инвестора, кредитных ресурсов Внешэкономбанка, а также путём участия проекта в программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Основными задачами государственной поддержки индустриального парка являются:
Недопущение снижения темпов развития отрасли в условиях более сложной ситуации с банковским финансированием и собственными источниками вложений:
- прямая финансовая поддержка проектов;
- создание «Единого окна».
Загрузка построенных площадей высокотехнологичными предприятиями с высокой локализацией:
- приведение индустриальных парков к единым стандартам деятельности на территории России;
- методическая поддержка регионов при создании индустриальных парков;
- повышение инвестиционной привлекательности и открытости парков.
Постановлением Правительства РФ утверждена новая редакция государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности». Программа реализуется в период 2012-2020 гг. Впервые в государственную программу включена отдельная подпрограмма «Индустриальные (промышленные) парки», в рамках которой предусмотрены следующие мероприятия:
- субсидирование процентной ставки по кредитам для управляющей компании;
- предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ на софинансирование обязательств по предоставлению субсидий российским организациям на компенсацию части затрат на реализацию инвестиционных проектов по созданию инфраструктуры индустриальных парков и на осуществление бюджетных инвестиций субъектов РФ в объекты государственной собственности, относящихся к инфраструктуре индустриальных парков [1].
Для обобщения информации о наличии и движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого финансирования, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. используется пассивный счет 86 «Целевое финансирование».
По мере фактического получения бюджетных средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств и т.п.
При вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов в соответствии с п.п.8 и 9 ПБУ 13/2000.
Бюджетные средства списываются со счёта учёта целевого финансирования на увеличение финансовых результатов организации, то есть на счёт 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы», в периоды признания расходов, на финансирование которых представлены средства.
Полученные средства могут расходоваться только на строго определённые цели, например, на:
- подведение к границе индустриального парка сетей инженерной инфраструктуры (электричество, вода, газ, тепло и др.);
- инженерную подготовку в границах земельного участка индустриального парка (внутриплощадочные сети);
- реконструкцию производственных помещений;
- оснащение производственным и технологическим оборудованием коллективного пользования;
- выплату процентов и погашение кредитов (займов), выданных на осуществление вышеуказанных мероприятий и пр.
В 2011 году индустриальный парк «Родники» включён в целевую Программу Минэкономразвития РФ по поддержке малого и среднего бизнеса. В рамках программы индустриальных парков из федерального и регионального бюджета объем инвестиций в проект в течение 2011 - 2014 гг. составил 946,2 млн. рублей (рис.1)
Рис.1 – Общий объём инвестиций в проект создания и развития
индустриального парка «Родники» в Ивановской области
Эффективность реализации регионом мероприятий государственной поддержки за счёт субсидий определяется на основании фактического достижения значений показателей результативности их предоставления. По данным Минэкономразвития по состоянию на 1 октября 2015 года Ивановская область обладает 100-процентной эффективностью реализации данных мероприятий.
Эффективность можно оценить по бюджетным доходам. На площадях индустриального парка «Родники» в настоящее время осуществляет свою деятельность 51 резидент, в том числе 27 - работают в производственной сфере. На этих предприятиях сейчас трудятся порядка 1800 человек. Результаты по общему объем налоговых платежей малых и средних предприятий представлены в таблице 1:
Таблица 1 - Поступления в бюджеты и фонды от малых и средних предприятий - резидентов индустриального парка.
(тысяч рублей)
Статья |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Всего: |
Налог на имущество |
2 100 |
4 440 |
6 642 |
9 050 |
11 325 |
33 557 |
Налог на прибыль |
9 750 |
32 095 |
50 160 |
74 448 |
98 736 |
265 189 |
НДФЛ |
3 847 |
15 090 |
25 013 |
38 302 |
51 590 |
133 843 |
НДС |
26 325 |
86 657 |
135 432 |
201 010 |
266 587 |
716 011 |
Платежи в фонды |
10 062 |
39 466 |
65 420 |
100 174 |
134 929 |
350 051 |
Всего налогов |
52 084 |
177749 |
282667 |
422984 |
563167 |
1498650 |
Таким образом, на данном этапе развития индустриального парка «Родники» основным источником формирования капитала является целевое направление средств на совершенствование промышленных предприятий региона. Данный вид государственной поддержки формирует определенную базу для развития Ивановской области совершенно в новом направлении, которое обеспечивает формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, а также обуславливает переход экономики региона к инновационному типу развития.
Литература:
Государственная программа РФ «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности».
Стратегия социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года (в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 27.01.2016).
Министерство экономического развития РФ. Официальный сайт www.economy.gov.ru