Основные организационно-технологические циклы по возведению зданий и сооружений:
Подготовительный цикл. В результате которого имеется подготовленная строительная площадка к возведению зданий и сооружений.
Нулевой цикл. Выполнение работ, производимых ниже отметки нуля.
Возведение несущих и ограждающих конструкций надземной части здания.
Возведение внутренних строительных конструкций и закрытие контура здания. В итоге законченные общестроительные работы, возможность создания собственного микроклимата внутри здания.
Цикл специальных строительных работ.
Отделочные работы.
Сооружение наружных коммуникаций.
Благоустройство территории.
Пусконаладочные работы.
Как видно из вышеизложенного, организация строительной площадки входит в подготовительный цикл и включает инженерную подготовку строительной площадки, подведение временных дорог и коммуникаций, устройство временных зданий и сооружений в соответствии со строительным генеральным планом. Непосредственно от него зависит успешное выполнение последующих циклов строительства.
Нарушения по организации строительной площадки оказывают прямое влияние на безопасность и введение в эксплуатацию строящегося объекта в целом. Такими нарушениями, могут быть, например, неверная реализация проектной документации, а именно, несоответствие разработанных решений проекта организации строительства (ПОС) с фактически реализованными на строительной площадке, что может привести к остановке строительства: не соответствие прокладки временных коммуникаций, расположения границ осваиваемой территории и т.д.
Так же, неотъемлемой частью является правильное ограждение строительной площадки и участков производства работ на ряду с размещением монтажных кранов и механизмов. Эти требования включают в себя расчет опасных зон, применение знаков безопасности. Размещение монтажных кранов и оборудования выполняется с учётом габаритов строительных машин, а также объемов подаваемых ими конструкций.
Нарушение проектных требований (ПОС) и нормативно-технических требований приводит к авариям и несчастным случаям. Они связаны, зачастую, с падением людей с высоты, попадания в зону действия рабочего оборудования, а также нарушением границ опасной зоны грузоподъемными средствами.
Причинами обрушения грузоподъемных механизмов становятся: нарушение эксплуатации машин, техники безопасности, неправильный подбор строительных машин.
Итогом по несоблюдению требований могут служить человеческие жертвы, порча технического оснащения, дополнительные издержки на ликвидацию последствий аварии, прекращение строительства, а также привлечение к уголовной ответственности.
Как показывает статистика по авариям и происшествиям уровень аварийности возрастает. Если в 2011 году аварий и происшествий составляло 187 случаев в год, то к 2015 году показатель вырос более чем в 2,5 раза, тем самым составил 517 случает в год. При этом зафиксирован 341 случай гибели людей и 263 случая травмирования [1].
Чтобы избежать таких последствий, необходимо четко соблюдать нормативно-технические требования по организации и безопасности строительства и осуществлять контроль за этим в процессе выполнения работ.
Новое строительство начинается не на строительной площадке, а в кабинетах разработчиков строительных проектов, которые, в свою очередь, анализируют и разрабатывают все мероприятия перед началом строительных работ, предусматривая экономичное и ритмичное ведение строительства. С помощью подготовки работ создают условия дальнейшего обеспечения рабочей силой, строительными материалами, вспомогательными материалами, а также машинами и механизмами в нужное время, в нужном количестве и в нужном месте.
Высокая культура проектирования обеспечивается за счёт внедрения новых технологий при разработке проектной документации. Эти нововведения включают в себя применение 3D моделирования на стадии ПОС. Что позволяет наглядно описать основные этапы строительства. 3D моделирование позволяет не допустить наложения объектов, исключить наличие ошибок, недочетов, недоделок. Так же при изменении параметров техники, например, размера крана, вылета крюка, объемно визуализировать границы опасных зон. Реализация таких технологий имеет соответствующие затраты, но применение их в условиях стеснённой застройки вполне оправдано.
Другим направлением является реализация новых технических решений уже непосредственно на строительной площадке.
Например, реализация стандартов безопасности спецтехники ROPS/FOPS[3]. Данная система обеспечивает пассивную безопасность – совокупность конструктивных и эксплуатационных свойств спецтехники, направленных на снижение тяжести дорожно-транспортного происшествия или опрокидывания. Каркас безопасности ROPS – это система конструктивных элементов, предназначенная для уменьшения риска нанесения повреждений машинисту-механизатору в случае опрокидывания на бок (т.е. нагрузок, направленных в горизонтальном направлении) управляемой им машины при условии применения ремней безопасности. Навес FOPS, установленный на каркас ROPS, предназначен для защиты от возможного падения предметов сверху. На территории РФ в основном применяются только устройства защиты от опрокидывания ROPS.
Также внедряются системы видеонаблюдения для спецтехники – это новое решение в области безопасности [4]. Её основная задача – это улучшение обзора вокруг машины и в труднодоступных местах (например, на высоте). В типовой состав систем видеонаблюдения для транспорта входят: видео камеры, видеомониторы, видеорегистраторы. Установка вышеуказанных систем имеет ряд преимуществ, таких как: обеспечение безопасности методов и условий труда, предотвращение аварий и несчастных случаев, снижение издержек на эксплуатацию техники и оборудования и т.п.
Актуальным вопросом на строительной площадке является то, как же обеспечить безопасную работу людей в зоне работы спецтехники. Для этого разрабатываются транспондеры (устройствами, сигнализирующими о приближении объектов друг к другу), устанавливаемые на спецтехнику и рабочий персонал [5]. Таким устройством является звуко-световой система ZoneSafe Compact, предупреждения о приближении персонала с транспондерами (специальными передающими карточками) к спецтехнике в радиусе 360°. Система работает по радиочастотной технологии в радиусе 3-8 метров от транспортного средства, на которое она установлена. В случае, когда транспондер (датчик) пешехода появляется в зоне обнаружения датчика, установленного на борту спецтехники, в кабине водителя раздается свето-звуковой сигнал.
Соблюдение требований, прописанных в нормативной документации, необходимо на любом цикле возведения здания и сооружения, что позволит уменьшить многие риски при строительстве, связанные с качеством и безопасностью. Внедрение в практику строительства достижения научно-технического прогресса, позволяет обеспечить этот процесс уже на данном этапе развития техники и технологий.
ЛИТЕРАТУРА
Мониторинг аварий и происшествий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nostroy.ru/information-disclosure/monitoring_proishestviya/.
СТО НОСТРОЙ 2.33.52-2011. Организация строительной площадки [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://nostroy.ru/.
Стандарты ROPS/FOPS. Что это такое и как обезопасить оператора специальной техники [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://szfo-online.ru/standarty-rops-fops-dlya-bezopasnosti-spectehniki/.
Видеонаблюдение для спецтехники [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nordcomp.ru/NC/solutions/sistemy-bezopasnosti/videonablyudenie-dlya-spetstekhniki/.
Транспондеры: безопасность людей в зоне работы спецтехники [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.nordcomp.ru/NC/solutions/sistemy-bezopasnosti/transpondery-bezopasnost-lyudey-v-zone-raboty-spetstekhniki/.