ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Пономаренко Е.Н. 1, Васильева В.С. 2
1ФГБОУ ВПО «Южно - Уральский государственный гуманитарно - педагогический университет»
2Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г.Челябинск, факультет инклюзивного и коррекционного образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сформированность навыков мелкой моторики оказывает значительное влияние на различные стороны развития ребенка. Именно поэтому данной проблеме уделяется большое внимание со стороны психологов, педагогов и врачей. Исследованием вопросов значения мелкой моторики в психофизическом развитии детей и закономерностей ее формирования в раннем возрасте занимались Л.А. Парамонова, Т.А. Ткаченко, Е.Ю. Тимофеева, Е.И. Чернова и другие ученые.

Совершенствование мелкой моторики ребенка оказывает влияние на его общее развитие. Развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга повышает работоспособность и внимание ребенка, стимулирует его интеллектуальную деятельность. [6] Благодаря полученным навыкам ребенку будут доступны различные виды деятельности: рисование, лепка, письмо, выполнение бытовых действий.

Благодаря проведению пальчиковой гимнастики и специальных упражнений по развитию мелкой моторики не только повышается тонус коры головного мозга, развивается чувство ритма и координации движений, но и стимулируется развитие речи ребенка, улучшается артикуляционная моторика. Как отмечают Г.В. Беззубцева и Т.В. Андриевская, огромное количество клеток, ответственных за управление рукой и пальцами, находится в двигательной области коры головного мозга, которая граничит с речевой областью. [1] Это обуславливает взаимосвязь между развитием активной речи ребенка и развитием функций обеих рук.

Важным является рассмотрение данной проблемы в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. У всех детей, которые имеют своеобразия в развитии, наблюдается достаточно низкий уровень сформированности навыков мелкой моторики. Это обуславливает необходимость изучения особенностей психофизического развития детей, имеющих двигательные нарушения.

И.Ю. Левченко и О.Г.Приходько отмечают, что нарушения функций опорно-двигательного аппарата (НОДА) наблюдаются у 5-7% детей. Наблюдается разнообразие врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата. Однако, очевидным остается то, что ведущим у таких детей является двигательный дефект. Большинство детей с НОДА страдают детским церебральным параличом (89%).[2]

ДЦП – это понятие, объединяющее множество видов двигательных нарушений. Церебральный паралич возникает в результате повреждения или нарушения развития головного мозга. Особенность детского паралича в том, что нервная система повреждается на тех участках, которые отвечают за двигательную активность. На сегодняшний день специалистами установлено, что на возникновение ДЦП у ребенка может повлиять множество факторов. Принято выделять пренатальные (действующие на плод в период беременности), перинатальные (во время родов) и постнатальные (оказывающие влияние на ребенка в раннем детстве) факторы. Выявлено, что наибольшее влияние на возникновение детского церебрального паралича оказывает сочетание поражения мозга во внутриутробном периоде и в момент родовой деятельности.

Двигательные нарушения у детей, страдающих ДЦП, имеют различную степень выраженности. У данной категории нарушается и задерживается формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы. Наблюдается и затруднение формирования манипулятивной деятельности. Только 50 % детей доступны движения рук. Часто они осложняются различными синкинезиями (содружественными движениями).

В рамках данной статьи, нас интересуют, прежде всего, особенности тонких движений и координации. У детей нарушена координация тонких, дифференцированных движений. Ребенок не может точно захватить предмет и поместить его в заданное место. В связи с этим многие дети (78%) не умеют в последствие держать карандаш, лепить из пластилина, конструировать. Стоит упомянуть и о навыках самообслуживания. Детям с данным заболеванием они практически недоступны из-за тяжелых нарушений манипулятивных функций. Исследования выявили, что около 80% дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями не владеют навыками личной гигиены и самообслуживания.[3]

Нэнси Р. Финни указывает на то, что развитие навыков мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом не просто затормаживается, но и может остановиться на ранних этапах.[4]

Все вышеперечисленные факторы обуславливают актуальность нашей проблемы. Исходя из этого, необходимым является развитие тонких движений пальцев рук у детей с двигательными нарушениями, в частности с ДЦП, всеми возможными способами.

Многие педагоги и психологи отмечают, что важным моментом в стимуляции двигательной активности является участие ребенка в актах самообслуживания. Иными словами, дети самостоятельно моют за собой посуду, убирают со стола, подметают и т.д. Осознание ребенком своего вклада в общее дело, полезности его деятельности, может эффективно повлиять на стимуляцию развития движений.

И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько и А.А. Гусейнова отмечают важность контроля за мышечным тонусом ребенка. Это обосновано тем, что повышенный мышечный тонус ограничивает возможности ребенка в воспроизведении сложных движений, а пониженный – создает трудности для выполнения движения с нужной соразмерностью и силой.

Для нормализации мышечного тонуса эффективными будут упражнения и приемы, ориентированные на развитие тактильных ощущений и мышечно-суставного чувства. Например, можно использовать материалы различной фактуры и плотности для того, чтобы ребенок умел различать дополнительные тактильные раздражители.

Контрастные ванны для рук, работа с глиной или тестом также можно отнести к приемам нормализации тонуса мышц. Первый метод улучшает кровоснабжение (воздействие горячей и холодной воды на руки ребенка попеременно), способствует снятию мышечного тонуса. Второй – нормализует мышечный тонус и способствует развитию ручной деятельности.

Для улучшения кровообращения и стимуляции рецепторов на кончиках пальцев многие врачи и педагоги советуют использовать в работе с детьми массаж рук и самомассаж. Игровой пальчиковый самомассаж - это нетрадиционный, высокоэффективный, доступный и безопасный метод оздоровления, развития речи, познавательной деятельности, общей и мелкой моторики детей. Такой метод может быть использован только в том случае, если ребенок уже способен осознать и выполнить то, что от него требует родитель или педагог. В остальных случаях взрослый сам проводит массаж пальчиков ребенка с целью стимуляции развития мелкой моторики, расслабления и улучшения кровообращения.

Развитию мелкой моторики детей с ДЦП способствует использование разнообразных пальчиковых игр и игр с материалами и предметами. Можно предлагать ребенку игры с бумагой, конструктором, пластилином, бытовыми предметами (пуговицы, крупа), лентами и тканями, резинками и бусинками.

Пальчиковая гимнастика, как и остальные приемы, влияет на развитие ребенка многогранно и может принести большую пользу и эффект от работы. Применение пальчиковой гимнастики, активизирует и повышает работоспособность головного мозга, развивает тактильную чувствительность и способствует развитию навыков мелкой моторики.

Таким образом, одним из важнейших направлений в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с ДЦП является развитие мелкой моторики, что является важным условием повышения эффективности коррекционно – реабилитационной работы в целом.

Список литературы:

  1. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет.) -М.: «ГНОМ и Д», 2003. — 120с.

  2. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2002

  3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. – М.: Книголюб, 2008

  4. Нэнси Р. Финни, Ребенок с церебральным параличом: Помощь, уход, развитие. Книга для родителей, 2009.
  5. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. — СПб.: КОРОНА-Век, 2007. — 128с.
  6. Ткаченко Т.А., Развиваем мелкую моторику / Т.А. Ткаченко ; [ил. Е. Нитылкиной]. – М. : Эксмо, 2010. – 80с.

Просмотров работы: 1349