КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ С УЧЕТОМ РЕСУРСО – И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ С УЧЕТОМ РЕСУРСО – И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Сватовая Н.П. 1
1Ивановский Государственный Политехнический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Капитальный ремонт – одна из основных задач для эффективной эксплуатации зданий. Его проведение необходимо в ситуациях, когда здание еще пригодно для эксплуатации, но нуждается в серьезной модернизации.

В декабре 2012 года Жилищный кодекс РФ был дополнен нормами [2], регулирующими отношения по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (МКД). Кроме этого, положения Жилищного кодекса РФ были конкретизированы в 2013 году Законом Ивановской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Ивановской области» [5].

Обязанность по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД на территории Ивановской области возникла с 1 января 2015 года. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт МКД в полном объёме возложена на собственников помещений, проживающих в этом доме, и с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

Жилищный кодекс РФ определил два способа формирования фонда капитального ремонта МКД: перечисление взносов на счёт регионального оператора и перечисление взносов на специальный счёт [1].

На территории Ивановской области региональный оператор – это некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области», утверждённая постановлением Правительства Ивановской области от 17 декабря 2013 года № 531-п. Он осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в МКД на территории Ивановской области.

Формирование фонда капитального ремонта на специальном счёте означает, что взносы собственников помещений в МКД перечисляются на специальный счёт в кредитную организацию (в банк), фонд капитального ремонта формируется в виде денежных средств, находящихся на таком специальном счёте.

Владелец специального счёта – это лицо, на имя которого открыт специальный счёт в кредитной организации. Владельцем специального счёта может стать:

  • товарищество собственников жилья (ТСЖ);

  • жилищно-строительный кооператив (ЖСК);

  • управляющая компания (УК);

  • региональный оператор.

Выбор лица, которое может быть владельцем специального счёта, зависит от способа управления домом. Собственники помещений в доме, который управляется ТСЖ, ЖСК, УК, могут выбрать в качестве владельца специального счёта ТСЖ, ЖСК, УК, а также регионального оператора. Собственники помещений в МКД, который управляется непосредственно собственниками помещений в качестве владельца специального счёта, могут выбрать регионального оператора.

Средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в МКД, могут использоваться только для финансирования капитального ремонта общего имущества в этих домах (использование указанных средств на иные цели, в том числе, на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается).

Минимальный размер в Ивановской области является одним из самых низких в Центральном федеральном округе и составляет 5,9 рублей в месяц [3] на один квадратный метр общей площади помещения, принадлежащего собственнику такого помещения.

Для сравнения, в Костромской и Рязанской областях взнос на капитальный ремонт установлен на уровне 6 рублей, во Владимирской области – 6,5 рубля, в Белгородской области – 5,9 рубля, в Тамбовской области – 5,98 рубля, в Курской области – 6,2 рубля.

Платить меньше, чем установленный минимальный размер взноса, собственники помещений не вправе. Но, в целях ускорения работ по капитальному ремонту, либо для выполнения дополнительных работ сверх запланированных, собственники могут на общем собрании принять решение об увеличении размера взноса на капитальный ремонт общего имущества дома, или вправе вносить ежемесячно больше установленного минимального размера. Собственник помещений также может установить размер единовременного дополнительного взноса на капитальный ремонт.

В случае, если собственники помещений в МКД в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в МКД должны быть определены:

- размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;

- перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;

- сроки проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;

- владелец специального счета;

- кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.

Критерии очередности проведения капитального ремонта в каждом из МКД, расположенных на территории Ивановской области определены Постановлением Правительства Ивановской области [6], с которым можно ознакомиться на сайте Правительства Ивановской области, а также на сайте регионального оператора www.kaprem37.ru.

Наибольшие шансы попасть в программу дают возраст дома, наличие проектной документации ремонта, наличие энергетического паспорта и доля финансового участия собственников. То есть, чем старше дом и активнее собственники в продвижении своих интересов, тем раньше строение будет отремонтировано. В приложении к постановлению уже есть список очередности домов во всех муниципалитетах. Ремонту подлежит не здание целиком, а та его часть или инженерная система, которую обозначила управляющая организация.

Так же, определены следующие условия проведения капитального ремонта:

  • капитальному ремонту подлежит только общее имущество МКД;

  • объектами капитального ремонта из состава общего имущества могут быть только те конструктивные элементы и инженерные системы, которые указаны в ч. 3 ст. 15 [4];

  • объем и состав ремонтных работ по каждому из установленных Федеральным законом N 185-ФЗ [4] видов работ должен быть не меньше объемов текущего ремонта и не больше того, который рассматривается как реконструкция.

При выполнении перечисленных условий должны быть решены задачи:

  • повышения энергоэффективности МКД;

  • создания благоприятных условий проживания граждан;

  • применения современных материалов и оборудования, что соответствует понятию модернизации зданий при проведении капитального ремонта.

Как было сказано выше, одной из главных задач при выполнении капитального ремонта МКД является повышение энергетической эффективности МКД. В соответствии с этим, 1 сентября 2016 г. правительство РФ утвердило план мероприятий - «дорожную карту», которые должны помочь повысить энергетическую эффективность зданий и сооружений. Благодаря ему должны максимально уменьшиться технические и информационные барьеры повышения энергоэффективности.

«Дорожная карта» была разработана для того, чтобы:

  • обеспечить рациональное использование энергетических ресурсов при использовании объектов капитального строительства;

  • снизить платежную нагрузку на население за КУ путём повышения энергоэффективности домов, проведения капитальных ремонтов и общего развития энергосервисных услуг;

  • увеличить объем проектирования и строительства зданий высокой энергоэффективности;

  • обеспечение энергоэффективности при закупках услуг по строительству, ремонтных работах зданий;

  • привлечь частных инвестиции в указанную сферу;

  • создать действенную систему стимулирования в целях повышения энергоэффективности зданий;

  • сделать лучше систему контроля за соблюдением условий энергоэффективности зданий;

  • создать методологию, информационное обеспечение в области повышения энергоэффективности зданий.

«Дорожная карта» включает в себя тринадцать мероприятий, которые, при регулярном и правильном проведении, смогут существенно повысить энергетическую эффективность зданий.

Оказалась ли эффективной утверждённая «дорожная карта» окончательно можно будет сказать только в 2025 году. В 2018 и 2020 годах будут оцениваться промежуточные результаты по четырём контрольным показателям:

  • уменьшение удельного годового расхода тепловой и электрической энергии на 1 м² всех площадей в МКД;

  • уменьшение удельного годового расхода тепловой и электрической энергии в административных и общественных зданиях;

  • доля МКД наивысшего класса энергоэффективности в общем числе вводимых в эксплуатацию МКД;

  • доля административных и общественных зданий наивысшего класса энергоэффективности в общем количестве.

Таким образом, капитальный ремонт МКД необходим, но организован он должен быть таким образом, чтобы не только обеспечивать безопасность и надёжность зданий, но и повышать их энергетическую эффективность. Это возможно при внедрении схем государственно-частного партнёрства, концессионных соглашений, энергосервисных договоров. И, на наш взгляд, решающим фактором в этом процессе является мотивация жильцов - собственников помещений в МКД, к энергосбережению, перестройка менталитета наших граждан начиная от раздельного сбора мусора и заканчивая желанием улучшать качество жизни в своих домах. Для внедрения мотивационных механизмов необходима мощная государственная поддержка: стимулирование энергосберегающих мероприятий и повышенные тарифы за их отсутствие. Работа в этом направлении активно проводится в Министерстве строительства и ЖКХ.

Библиографический список

  1. Жилищный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: принят Государственной Думой от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 06.07.2016). – Режим доступа: Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

  2. О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 25.12.2012 N 271-ФЗ (ред. от 29.06.2015). – Режим доступа: Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

  3. О внесении изменения в постановление Правительства Ивановской области от 31.12.2013 № 578-п «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области» [Электронный ресурс]: Постановление правительства Ивановской области от 21.01.2016 N 3-п (ред. от 21.01.2016). – Режим доступа: Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

  4. О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 23.06.2016). – Режим доступа: Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

  5. Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в ивановской области [Электронный ресурс]: Закон Ивановской области от 27.06.2013 N 51-ОЗ (ред. от 04.12.2015). – Режим доступа: Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

  6. Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области [Электронный ресурс]: Постановление правительства Ивановской области от 30.04.2014 N 164-п (ред. от 25.12.2015).

Просмотров работы: 510