Начало пенсионной реформы было положено в 2002 году, была введена накопительная часть пенсии, и появился СНИЛС – Страховой Номер Индивидуального Лицевого Счета.
С начала 2004 года было разрешено самостоятельное управление (сохранение и увеличение) накопительной части пенсии. Происходит рассылка «Писем счастья» из Пенсионного Фонда РФ.
В 2013 году население обретает право выбора страхового тарифа. С 2014 года граждане обязаны делать выбор о том, нужна им накопительная пенсия или нет. Правительство с 2014 года заморозило перечисление накопительной части из Пенсионного фонда в негосударственные пенсионные фонды, так как страховой части не стало хватать на выплаты нынешним пенсионерам.
С 2016 года работодатели отчисляют в Пенсионный фонд 22% зарплаты каждого сотрудника. Эти деньги делятся на три части. Базовая часть (6%) идет в счет выплаты (в будущем, по выходе на пенсию) фиксированной суммы, которая составляет сейчас 4559 рублей. Страховая часть (10%) идет на фиксированные и прочие выплаты нынешним пенсионерам. Накопительная часть (6%) призвана увеличиваться благодаря различным финансовым инструментам. Именно эта часть пенсии и является главным предметом реформы [1].
Суть очередной реформы сводится к тому, что с 2018 года не работодатели будут отчислять 6% в счет накопительной части, а сами работники.
Новая пенсионная формула включает в себя:
пенсионные баллы, количество которых зависит от стажа, официальной заработной платы и возраста выхода на пенсию (максимальное количество баллов за год = 10);
стоимость пенсионных вкладов, которая ежегодно устанавливается Федеральным законом, публикуется в СМИ и интернете, не может быть ниже уровня инфляции;
фиксированные выплаты, которые ежегодно устанавливаются Правительством РФ и увеличивается по доходам Пенсионного Фонда России и не может быть ниже уровня инфляции;
накопительная пенсия, которая формируется по выбору гражданина.
Количество пенсионных баллов, которое гражданин может сформировать за год, имеет ограничение. Например, при формировании только страховой пенсии будет начисляться следующее количество баллов: в 2016 году – 7,83; в 2017 году – 8,26; в 2018 году – 8,70; в 2019 году – 9,13; в 2020 году – 9,57; в 2021 году – 10. При формировании страховой и накопительной пенсии баллы начисляются в следующем виде: в 2016 году – 7,83; в 2017 году – 5,16; в 2018 году – 5,43; в 2019 году – 5,71; в 2020 году – 5,98; в 2021 году – 6,25 [3].
Выделим следующие ключевые факторы, которые влияют на размер будущей пенсии:
1) размер официальной (белой) заработной платы;
2) продолжительность страхового стажа;
3) возраст выхода на пенсию (сразу при возникновении права на нее или в более позднем возрасте).
За каждый год более позднего обращения за назначением пенсии (в том числе досрочной) или отказа от получения назначенной страховой пенсии фиксированная выплата и страховая пенсия увеличиваются на премиальные коэффициенты.
Страховая пенсия граждан формируется в системе обязательного пенсионного страхования с применением индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов). Они начисляются за каждый год трудовой деятельности.
В основе начисления количества пенсионных баллов за год лежат страховые взносы, которые работодатель платит за своего работника в Пенсионный фон России по установленному тарифу.
Приведем пример расчета индивидуального пенсионного коэффициента:
30 000 рублей – это ежемесячная зарплата гражданина до вычета из нее НДФЛ, то есть 360 000 рублей – это годовая зарплата.
127 360 рублей – это сумма страховых взносов с максимальной взносооблагаемой базы по тарифу 16% (в 2016 году взносооблагаемая база – 796 000 рублей, соответственно максимальная сумма страховых взносов по тарифу 16% - 127 360 рублей).
Дальше по формуле ((360 000 рублей * 16%)/127 360 рублей) * 10. В конечном итоге получается 4,522 балла.
Право на страховую пенсию по старости на общих основаниях возникает в том случае, если одновременно выполняются следующие условия:
- достижение определенного возраста (достижение общеустановленного пенсионного возраста (60 лет – для мужчин, 55 лет – для женщин) или возраста, дающего право на досрочную пенсию (при наличии оснований));
- наличие минимального страхового стажа (в 2016 – 7 лет с последующим ежегодным увеличением до 15 лет в 2024 году (для пенсии на общих основаниях). Для досрочников действуют другие условия для стажа. Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей, учреждений (организаций), социальных категорий граждан и условий, дающих право на получение досрочной страховой пенсии по старости, утверждены Правительством РФ);
- наличие минимальной суммы пенсионных баллов (в 2016 году – 9 баллов с последующим ежегодным увеличением до 30 баллов в 2025 году).
При назначении пенсии баллы, начисленные за каждый год страхового стажа, суммируются и умножаются на стоимость одного балла, установленную на день назначения (74,27 рубля – стоимость одного пенсионного балла с 1 февраля 2016 года), к полученному результаты прибавляется фиксированная выплата. Все это дает размер будущей страховой пенсии по старости.
За некоторые социально значимые периоды жизни (например, уход за гражданином, достигшим 80 лет, инвалидом 1-й группы, ребенком-инвалидом, уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения им 1,5 года (но не более 6 лет в общей сложности), военная служба по призыву), которые включаются в стаж, как нестраховые периоды, начисляются пенсионные баллы.
Поэтапное повышение пенсионного возраста связано с возрастом выхода на пенсию: с 1 января 2017 года – для мужчин 60,5 лет, для женщин 55,5 лет; с 1 января 2018 года – для мужчин 61 год, для женщин 56 лет; с 1 января 2019 года – для мужчин 61,5 год, для женщин 56,5 лет; с 1 января 2020 года – для мужчин 62 года, для женщин – 57 лет; с 1 января 2021 года – для мужчин 62,5 года, для женщин 57,5 лет; с 1 января 2022 года – для мужчин 63 года, для женщин 58 лет [4].
Если соотнести количество пенсионеров и трудоспособных граждан в разные годы в СССР и в России, то наблюдается ярко выраженная тенденция в возрастании численности пенсионеров. Так, в 1926 году на все население приходилось около 8 миллионов пенсионеров, в 1959 году число пенсионеров вырастает до 14 миллионов, в 1979 году до 22,5 миллионов, в 2009 году их численность равняется 30,9 миллионам. При всем этом, количество трудоспособного населения не имеет тенденции к такого быстрому росту [5].
Суть пенсионной реформы на сегодняшний день состоит в том, что для получения достойной пенсии работать придется долго и с высокими пенсионными отчислениями. Но вопрос стоит еще и в том, чтобы выбрать предприятие, где работодатель честно выплачивает «белую» заработную плату, а не наличные в конвертах.
Пенсионная реформа будет проводиться еще долгое время, но уже сейчас можно сделать важный и не столь утешительный для многих выводы – к трудовому стажу работы требования стали в разы жестче.
Необходимо сделать акцент и на том, что хоть Пенсионная реформа может показаться очень удачной, но, вопреки этому можно найти и существенные ее минусы. Одним из самых главных недостатков является увеличение минимального стажа до 15 лет. Вторым отрицательным моментом можно назвать и то, что сама накопительная система баллов является новшеством, механизм работы которого остается непонятным для части граждан нашей страны. Для того, чтобы понять все особенности при подсчете и начислении баллов, люди должны быть очень хорошо проинформированы в данной теме.
Также хорошо было бы упомянуть о разделе пенсии на два типа. Страховая пенсия будет начисляться по новой формуле, а вот накопительная, как и в 2014 году, так и по сегодняшний день, остается в «повешенном» состоянии. Все переводы, сделанные на накопительный пенсионный счет как были, так и остаются замороженными. Но, по утверждению Пенсионного фонда, эти деньги не пропадут, и через определенное время они будут так же пересчитаны по пенсионному коэффициенту и перечислены на счет страховой пенсии.
Если посмотреть на Пенсионную реформу с положительной стороны, то, по утверждению руководителя страны, результаты новой реформы носят многообещающий характер. Во-первых, данный законопроект приведет к уменьшению расходной части государственной казны, и, более того, люди теперь могут «дорабатывать» баллы, для того, чтобы в будущем не оставаться на руках с минимальными денежными средствами. По факту, все теперь будет зависеть только от самого работающего человека. Показатель по пенсионным выплатам будет прямо зависеть как от качества, так и от количества выполненной работы, и, конечно же, от произведенных страховых и налоговых взносов. Каждый человек в праве самостоятельно рассчитать собственный пенсионный коэффициент, и тем самым он будет держать под контролем свои денежные поступления и растраты. Еще это дает позволение с легкостью и без чьей-либо помощи рассчитать сумму повышения своей пенсии вплоть до 2020 года [2].
Использованная литература:
1. Пенсионная Реформа. - [http://www.fontanka.ru/2016/09/24/035/]. – 2016
2. Пенсионная реформа 2017. – [http://pensiaexpert.ru/reforma]. – 2016
3. Пенсионный Фонд Российской Федерации. Как формируется и рассчитывается будущая пенсия. – [http://www.pfrf.ru]. – 2016
4. Российская газета: повышение пенсионного возраста в России. – [https://rg.ru/sujet/4072/]. – 2016
5. Электронный журнал «Новый пенсионер»: численность пенсионеров в России – [http://www.pencioner.ru/news/ekspertiza/chislennost-pensionerov-v-rossii-v-2015-godu/]. - 2014