НАЛОГОВЫЙ КОМПЛАЕНС КАК МЕТОД ЗАЩИТЫ ОТ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НАЛОГОВЫЙ КОМПЛАЕНС КАК МЕТОД ЗАЩИТЫ ОТ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Шинкаренко Л.И. 1, Притыко Е.А. 1
1РЭУ им. Г.В. Плеханова ивановский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Предпринимательской деятельности свойственны риски. Одним из видов рисков, которым подвержен бизнес, являются налоговые риски. Чтобы минимизировать потери нужно уметь управлять налоговыми рисками.

Отсутствие налоговых претензий или их успешное обжалование повышает доверие инвесторов и в конечном итоге повышает стоимость бизнеса. При этом успешное управление налоговыми рисками в широком смысле позволяет компании экономить, поскольку налоговые риски – это не только риск налоговых доначислений, это еще и инструмент для повышения эффективности налогообложения, т.е. исключения переплат налогов, использования налоговых льгот, налоговых резервов, отсутствие кредитования бюджета.

Комплаенс – это внутренний контроль за соответствием деятельности предприятия законодательству, следовательно, налоговый комплаенс является неотъемлемой частью эффективного функционирования предприятий. Так как налоговый комплаенс - это основной элемент налогового жизненного цикла предприятий, он является системой, которой руководит комплаенс-менеджер [1].

Чтобы выявить налоговые риски, комплаенс-менеджеру придется проанализировать бизнес-процессы компании, сопоставить принимаемые решения и действия с их налоговыми последствиями. При этом может потребоваться помощь налогового эксперта, который разъяснит нюансы налогового законодательства. Полезно также изучить судебную практику по налоговым спорам. На рисунке 1 представлены зоны налоговых рисков, которые могут повлиять на развитие предприятия.

 

Зоны налоговых рисков

 

 

Исчисление и уплата налогов

- налог на прибыль: калькуляция доходов и расходов

- НДС: начисление и вычеты

- налог на имущество: определение налоговой базы

- заполнение и представление деклараций

-налоговые платежи в бюджет

Корпоративное строительство

- разработка корпоративной структуры

- регистрационные действия

- планирование договорных схем

- заключение договоров

Коммуникация с налоговыми органами

- предоставление документов в налоговый орган

- подготовка объяснений для налогового органа

 

Рисунок 1 - Зоны налоговых рисков

Однако в числе налоговых комплаенс-рисков необходимо выделять не только штрафные санкции, установленные НК РФ, но и взыскание самих ошибочно неуплаченных сумм налогов с начисленными пенями. Несоблюдение норм НК РФ может влечь уголовную ответственность. Налоговый менеджер или финансовый директор, который допустил нарушение в сфере налогообложения, также несет личные репутационные потери.

В рамках работы по выявлению рисков необходимо соблюдать баланс основных принципов налоговой политики [2]:

  • соблюдение осторожности суждений о требованиях налогового законодательства;

  • взвешенный подход к налоговым рискам, которые могут возникнуть при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве;

  • достаточная степень профессионального консерватизма в отношении налогообложения операций и сделок при ­неоднозначном толковании действующего законодательства;

  • оптимизация налогообложения, т.е. разработка комплекса мер, направленных в рамках действующего законодательства на оптимизацию уплачиваемых налогов и снижение налоговых рисков, предполагающих баланс уровня налоговой нагрузки и удержание налоговых рисков в допустимых пределах.

Система налогового комплаенса подразумевает комплекс мер, направленных на предотвращение реализации рисков или исключение самих налоговых рисков.

Система внедрения налогового комплаенса включает 6 этапов:

  1. Анализ бизнес-процессов, организационной структуры, интервью с менеджментом.

  2. Анализ принятых решений.

  3. Выработка контрольных действий (контролей) - подготовка отчета, описание функций, таблица контролей.

  4. Внесение изменений во внутренние документы компании.

  5. Выявление персонала, вовлеченного в систему контроля.

  6. Обучение персонала компании.

Система налогового комплаенса реализуется через внедрение в документацию предприятия разработанных норм, регламентов и комплаенс-функций и контроля. Разработка карты комплаенс-рисков, дизайна комплаенс-функций и таблицы контроля производится комплаенс- менеджером совместно со специалистом в области налогообложения.

Последовательные этапы разработки системы налогового комплаенса [3]:

  1. Проводится комплексный анализ деятельности предприятия.

  2. Определяются центры разработки и принятия решений.

  3. Выявляются налоговые риски.

  4. Производится выработка контрольных действий и механизмов налогового комплаенса, которые внедряются в действующие регламенты и бизнес-процессы.

  5. Проводится обучение персонала, вовлеченного в комплаенс-процедуры, вносятся соответствующие корректировки и дополнения в должностные инструкции ответственных сотрудников.

  6. Контроль над функционированием системы.

В международном праве комплаенс-контроль представляет собой особую культуру, где находят отражение такие принципы внедрения комплаенс-функции как [4]:

  1. независимость;

  2. официальный статус;

  3. четкая подотчетность сотрудников функции комплаенс;

  4. исключение конфликта интересов;

  5. Доступ к любой внутренней информации;

  6. необходимое ресурсное обеспечение;

  7. взаимодействие с регулирующими и надзорными органами.

Таким образом, налоговый комплаенс - это система, которая позволяет предприятию соблюдать налоговое законодательство, предотвращать риски или их минимизировать. Эффективное функционирование такой системы, по-моему мнению, возможно лишь при привлечении квалифицированного специалиста – комплаенс-менеджера, который знает все тонкости налогового права и налогообложения.

Список литературы:

1. Пепеляев Групп - ведущая юридическая компания России/Материалы конференции «Комплаенс для юристов». [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.pgplaw.ru/news/article/komplaens-dlya-yuristov-nalogovyy-komplaens. Дата обращения 18.11.2016

2. Информационный портал/Налоговый комплаенс, инструменты такс комплаенс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nalogitax.ru/nalogovyy-komplaens-tax-compliance-instrumenty-taks-menedzhment.html. Дата обращения 19.11.2016

3. ConflateConsulting/Налоговое право. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://conflate-consulting.ru/uslugi/yuridicheskiy-konsalting/nalogovoe-pravo/. Дата обращения 19.11.2016

4. Инф ормационный портал/Комплаенс контроль. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.iccwbo.ru/blog/2016/komplaens-kontrol-chto-takoe-i-dlya-chego-nuzhen/ . Дата обращения 20.11.2016

Просмотров работы: 755