Отрасль гостиничного сервиса является одной из отраслей сферы услуг, которая развивается быстрыми темпами. При этом мест в гостиницах, отелях, хостелах города Санкт-Петербурга катастрофически не хватает, так как северная столица России ежегодно принимает огромное количество туристов [5].
Гости города часто ищут места для проживания с комфортабельными условиями и по приемлемым ценам, что-то среднее между гостиницей и общежитием, именно такими характеристиками и обладает хостел. Хостелы набирают популярность благодаря тому, что могут предложить туристам и путешественникам низкобюджетный вариант проживания.
Хостелы выгодно отличаются от гостиниц не только ценой, но и атмосферой, которая располагает к общению и заведению новых знакомств.
Помимо этого, хостелы предлагают такие услуги, как: уборка комнат и помещений общего пользования, оборудованную всей необходимой бытовой техникой и мебелью кухню, бесплатные чай, кофе, сахар, бесплатный wi-fi, телевизор. Подобный перечень услуг можно встретить в гостиницах за большую цену.
По этим причинам хостел вполне может заполнить имеющуюся нишу на рынке сбыта и принести неплохой доход предпринимателям при условии проведения активной маркетинговой политики.
АНАЛИЗ РЫНКА
Согласно данным ассоциации «Межрегиональное объединение развития индустрии хостелов» [4], общее количество хостелов, зарегистрированных на основных площадках бронирования, на 2015 год составляло 270 объектов. Стоит учесть, что некоторые хостелы все еще не зарегистрированы на сайтах бронирования. Таким образом, фактическое количество хостелов в Санкт-Петербурге уже превышает 300 объектов. Всего в структуре номерного фонда Санкт-Петербурга хостелы продолжают занимать небольшую долю – порядка 9% [4].
Основная география размещения хостелов – центр города, преимущественно рядом со станциями метро «Сенная», «Невский проспект», «Площадь Восстания», «Владимирская», «Адмиралтейская», «Чернышевская» [3]. В то же время, наблюдается тенденция к специализированному размещению вне «Золотого треугольника» и центра Санкт-Петербурга, поблизости с локальными центрами притяжения (ВУЗы, выставочные площадки, район порта, крупные бизнес-центры).
Один из самых интересных показателей – это средняя загрузка номерного фонда. В среднем, по всему номерному фонду в высокий сезон загрузка в 2016 г. составила 82%, в низкий – 61%. Среднегодовая загрузка – 71,5%, что близко к показателям загрузки трехзвездочных гостиниц города. В целом можно говорить о том, что средняя загрузка хостела, работающего несколько лет, составляет не менее 70% [6].
НЕОБХОДИМЫЕ ВЛОЖЕНИЯ
Для оценки необходимых вложений был рассмотрен хостел с максимальной вместимостью 22 места, в котором кухня оборудована всей необходимой бытовой техникой (холодильник, электрические чайники, плита с духовым шкафом, микроволновая печь, телевизор и т.д.), кухонными принадлежностями общего пользования, мебелью. Также учитывались затраты на дизайнерское оформление, проведение ремонтных работ и маркетинговых мероприятий (разработка сайта, создание вывески и визиток, регистрация в системах онлайн бронирования, реклама в Интернете).
С помощью программы Project Expert был разработан бизнес-план и оценены инвестиционные вложения.
Проанализировав текущие цены, мы определили сумму денежных средств, необходимых для приобретения оборудования, мебели и элементов оформления, в размере 600 тысяч рублей. На ремонт помещения понадобится порядка 432,5 тысяч рублей. Затраты на предварительный маркетинг составят 25 тысяч рублей. Также стоит учесть некоторые организационные расходы, например, оплата гос. пошлины, проведение телекоммуникаций и проч., в сумме 36 тысячи рублей. Всего – 1 093,5 тысяч рублей.
Кроме того, ежемесячно возникают расходы на оплату труда, арендную плату, коммунальные платежи, маркетинг, услуги клининговой компании, связь и Интернет, канцелярию, средства для уборки, услуг систем онлайн бронирования и проч.
Рассчитанный ФОТ персонала, в числе директора, 3х администраторов и 2х горничных, составит 188,5 тысяч рублей ежемесячно. Из них 43,5 тысячи рублей выплачиваются в социальные фонды.
Общие административные издержки – 1470 рублей ежемесячно.
Общие производственные издержки – 178 тысяч рублей ежемесячно.
Общие издержки на маркетинг – 6400 рублей ежемесячно.
Итого, ежемесячно - 375 тысяч рублей.
Предполагается, что источниками финансирования проекта являются собственные средства в размере 1 000 тысяч рублей и краткосрочный заем в банке на сумму 650 тысяч рублей. Собственные средства необходимы для оплаты первых месяцев аренды, ремонта помещения, заработной платы директора и дизайнера и проведения предварительных маркетинговых мероприятий. Кредитные средства пойдут на приобретение оборудования и мебели.
При учете средней загрузки хостела в 70% и средней цены 1200 рублей, выручка хостела с вместимостью 22 места составит порядка 554 тысячи рублей. При 100% - 792 тысячи рублей.
Система налогообложения - упрощенная, так как характеристики хостела соответствуют условиям ее применения. Есть возможность выбора налогооблагаемой базы: доходы или доходы – расходы, что позволяет оптимизировать затраты. Мы выбрали доходы – расходы, т.к. по Санкт-Петербургу ставка составляет 7%, а на доходы 6% - разница является небольшой, но при больших затратах хостела это оказывается выгоднее [7].
Таким образом, в результате проведения расчетов в программе Project Expert выявлено, что уже с первых месяцев работы хостел будет приносить прибыль. Сумма прибыли составит около 200 тысяч рублей при 70% и 320 тысяч рублей при 100% загрузке.
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Далее были проанализированы показатели эффективности деятельности хостела, полученные с помощью данной программы (таблица 1).
Таблица 1
Показатели эффективности
Показатель |
Рубли |
Ставка дисконтирования, % |
~PE_Get( 1,0,0){24,80} |
Период окупаемости - PB, мес. |
~PE_Get( 1,1,0){13} |
Дисконтированный период окупаемости - DPB, мес. |
~PE_Get( 1,2,0){17} |
Средняя норма рентабельности - ARR, % |
~PE_Get( 1,3,0){109,86} |
Чистый приведенный доход - NPV |
~PE_Get( 1,4,0){1 241 331} |
Индекс прибыльности - PI |
~PE_Get( 1,5,0){1,76} |
Внутренняя норма рентабельности - IRR, % |
~PE_Get( 1,6,0){136,00} |
Модифицированная внутренняя норма рентабельности - MIRR, % |
~PE_Get( 1,7,0){64,25} |
Ставка дисконтирования рассчитана по методу WACC. Согласно данному методу, ставка дисконтирования рассчитывается по формуле:
WACC = WдRд + WaRa ,
где Wд и Wa — это целевые веса для долгового (д) и собственного (принадлежащего акционерам) (а) капитала. Понятно, что Wд + Wa = 1.0.;
а Rд и Ra — это соответствующая стоимость капитала.
В нашем случае, доля собственных средств – 60%, заемных – 40%, стоимость заемного капитала – 17%, стоимость акционерного капитала – 30%. В итоге, ставка дисконтирования равна 24,8%.
Срок окупаемости определяет календарный промежуток времени от момента первоначального вложения капитала до момента, когда нарастающий итог суммарного чистого дохода (чистого денежного потока) становится равным нулю [1]. В нашем случае срок окупаемости составил 13 месяцев. Срок проекта – 24 месяца. Значит, проект окупится до достижения своего окончания.
Дисконтированный срок окупаемости - это промежуток времени с момента начала инвестирования проекта до момента, когда дисконтированный чистый денежный поток полностью окупит начальные капитальные вложения в проект, т.е. с этого момента проект начинает приносить чистый доход [1]. В нашем случае дисконтированный срок окупаемости составил 17 месяцев. Срок проекта – 24 месяца. Значит, проект окупится до достижения своего окончания.
Интегральный экономический эффект (NPV) от инвестиционного проекта рассчитывается как разность дисконтированных денежных потоков поступлений и выплат в процессе реализации проекта, за весь инвестиционный период [1]. В нашем случае NPV является положительным значением, что свидетельствует о целесообразности принятия решения о финансировании проекта.
Индекс прибыльности PI характеризует соотношение дисконтированных денежных потоков поступлений и выплат в течение инвестиционного периода [1]. В нашем случае он оказался равен 1,76 > 1, что говорит об эффективности инвестирования. Однако, стоит заметить, что это значение не очень велико.
Расчет внутренней нормы рентабельности (IRR) проекта предполагает определение такой нормы дисконтирования, при которой дисконтированные поступления по проекту становятся равными дисконтированным выплатам [1]. В нашем случае IRR = 136%, что говорит о целесообразности вложения средств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инвестиционный проект оказался экономически целесообразным, и об этом свидетельствуют следующие показатели:
Срок окупаемости меньше длительности проекта;
NPV является положительным значением;
Индекс прибыльности PI больше 1;
Внутренняя норма рентабельности IRR превышает минимальный уровень рентабельности.
Для данного проекта можно выделить такие риски, как: риски, связанные с экономическими и политическими изменениями, риск порчи имущества, риск чрезвычайной ситуации, риск неполучения прибыли в первые месяцы реализации, риск изменения объема сбыта. Эти риски могут негативно повлиять на реализацию проекта, но при этом их можно минимизировать за счет того, что:
с уменьшением курса рубля Россия стала более привлекательной для туризма;
на 2015-2020 годы утверждена Программа развития Санкт-Петербурга как туристического центра, что будет способствовать потоку туристов в город, а значит, и спросу на временное размещение [2];
будут проводится активные маркетинговые мероприятия.
Рассчитанные финансовые показатели указывают на то, что проект целесообразно реализовать, и в ближайшем будущем, а именно с момента начала производства он уже будет приносить хорошую прибыль.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Васюхин О.В., Павлова Е.А. Экономическая оценка инвестиций. Учебное пособие. – СПб: СПб НИУ ИТМО, 2013. – 98 с.;
2. Постановление правительства Санкт-Петербурга от 17 июня 2014 г. N 488 о государственно программе Санкт-Петербурга «Развитие культуры и туризма в Санкт-Петербурге на 2015-2020 годы;
3. Статистика и аналитика гостиничного бизнеса. Исследования консалтингового агентства Umbrella Hospitality [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://umhos.ru/statistics/;
4. Статистика малых средств размещения в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://expert.ru/ratings/statistika-malyih-sredstv-razmescheniya-v-sankt-peterburge/;
5. Перспективы развития тризма в России. Исследования консалтингового агентства Сushman & Wakefield [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.cushmanwakefield.ru/ru-ru/research-and-insight/2015/russian-hospitality-and-tourism-development/;
6. Обзор рынка качественных гостиниц Санкт-Петербурга за январь-сентябрь 2016. Исследования гостиничных рынков компании JLL [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.jll.ru/russia/ru;
7. Официальный сайт ФНС [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.nalog.ru/rn78/;