ОПЫТ АВТОЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОПЫТ АВТОЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ.

Кожаева А.А. 1
1Самарский Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Как известно, XXI век век-это век информационных технологий. То, что еще совсем недавно казалось новым и неизведанным, сегодня уже неактуально. В наше время молодёжь целиком и полностью живет в Интернете: у них виртуальная любовь, дружба, и даже свои эмоции они выражают электронным языком – смайликами. Все реже встречаются в реальной жизни, предпочитая переписки или звонки по телефону. Все остальное время они проводят социальных сетях. Поэтому они и носят с собой свои переносные порталы (ноутбуки, нетбуки, макбуки, планшеты,смартфоны), чтобы в любом удобном месте снова подключиться к бесконечному потоку океана информации.

По всемирной статистике, около 50 % населения состоят в какой-либо социальной сети, а некоторые даже в нескольких сразу. В наше время существуют такие социальные сети как: «Вконтакте», «Одноклассники», «Instagram», «Facebook», Twitter и т.д

В основном, социальные сети вызывают особый интерес у подростков. Например, 96 % молодых людей общаются в социальных сетях.

Актуальность данной работы обусловлена слабой изученностью Интернет – коммуникации, низким уровнем разработанности данной темы, хотя Интернет всё прочнее входит в нашу жизнь не только как средство работы или учебы, но и как средство общения.

Предметом работы является коммуникация в социальных сетях.

Цель работы изучить особенности интернет-коммуникации, происходящие во время общения.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие исследовательские вопросы:

1.Выявить мотивацию использования социальных сетей.

2.Выявить основные проблемы при общении в социальных сетях.

3.Выявить основные функции социальных сетей.

4.Изучитьособенности общения в социальных сетях.

5.Изучить феномен интернет – зависимости.

Исследование проводилось с помощью автоэтнографии как стратегии качественного исследования.

Так как автоэтнография тесно связана с этнографической стратегией, будет целесообразно остановиться на ней немного подробней.

Цель этнографии состоит в том, чтобы представить публике нормы и образцы поведения данной общно­сти «глазами чужого», так, чтобы любому незнакомому с данной средой стали понятны «правила игры» и традиции, принятые в данной культуре.

В рамках этнографической стратегии не используется жесткий план действий, все зависит от действий со стороны объекта. Важно отмечать каждую деталь, причем не по отдельности, а учитывать это все в совокупности.

Главным выражением этнографического подхода стала цитата Дж.М. Хаммерсли «сделать знакомое неизвестным». Исходя из этого высказывания, можно выделить двенаиболее важных идеи:

-Во-первых, исследоваться должен знакомый мир, то с чем мы имеем дело в своей повседневной жизни: рынки, социальные организации, промышленные организации и т.д.

-Во-вторых, ко всему привычному нужно относиться с долей скептицизма, как к чему-то неизведанному и незнакомому. Именно это поможет понять скрытые смыслы в изучаемом социальном объекте.

Данные в этнографической стратегии можно получить с помощью ряда методов:

1) Включенное наблюдение

2) Глубинное интервью

3) Фотографирование или видеосъемка

4) Сбор и анализ документов

5) Интроспекция/ саморефлексия

Субъектом и объектом в рамках автоэтнографичсекого исследования выступает один и тот же человек. Объект исследования интересен своим опытом, переживаниями и чувствами, которые выражаются с помощью не терминологической лексики, а повседневного языка.

В автоэтнографии изучение направлено на познание типичных замыслов, норм самых разнообразных общностей с помощью изучения конкретных повседневных практик. Социолог изучает себя для последующего анализа, оценки социальных аспектов. В рамках автоэтнографической стратегии исследуется внимательно свой мир, свои привычки, уточняя все значимые детали.

Для фиксирования в исследовании использовался дневниковый метод.

На протяжении 4-х месяцев (с 25.10.15- 27.03.16) делались записи в дневник.

Обобщив все эти данные, были сделаны следующие выводы.

В ходе анализа записей в личном дневнике было выделено несколько наиболее важных категорий: ошибки коммуникации, грамотность и ее значения в ходе беседы, значение общественного мнения, зависимость от социальных сетей и указание большого количества информации о себе.

Стоит начать, с наиболее часто встречающейся ситуацией - ошибки коммуникации.

Сюда относятся, как и обычные проблемы с сетью, так и непонимание со стороны собеседника. Что касается проблем с сетью, то они встречались во время исследования крайне редко. А непонимание со стороны собеседника - частое явление в социальной сети.

«Она ответила сухое спасибо, и я подумала, что из-за чего-то на меня обиделась», «Я написала сообщение ей, а она, была онлайн и не ответила. Я подумала, что она обиделась, но потом она ответила, что смотрела фильм». Подобные ситуации в социальной сети встречаются на каждом шагу. Связано это, скорее всего с тем, что мы видим в сообщении лишь текст, без какой либо эмоциональной окраски. Читая сообщение, человек сам в своем воображение читает ее с такой интонацией, с которой мог написать его собеседник, по его мнению.

Связано это с тем, что человек, как элемент коммуникации - это очень сложный и чувствительный получатель информации, со своими желаниями и чувствами. Полученная им информация может вызвать внутреннюю реакцию любого рода, которая, может усилить, исказить или же вообще заблокировать посланную ему информацию.

Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к получателю (это касается проблем с сетью).

Во-первых, эффективному общению может препятствовать барьер субъективной интерпретации смысла информации. Этот барьер возникает потому, что интерпретация любой полученной информации зависит от личного опыта собеседника, его образования, знаний, предубеждений, страхов, симпатий и антипатий, желаний и ожиданий на момент передачи информации. В результате человек слышит не то, что было сказано, а то, что он думает, что было сказано.

Вторым барьером коммуникации часто является психологический феномен восприятия самого собеседника и отношения к нему: чувство недоверия, неприязни, которое он вызывает, передается и на сообщаемую им информацию, она не воспринимается как значимая. Огромное значение для возникновения барьера играет авторитет в глазах партнера. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения преподносимой информации, а низкий авторитет ,соответственно, вызывает нежелание прислушиваться к его мнению.

Третьим барьером, который может искажать смысл полученной информации - эмоциональный барьер. Возникает он тогда, когда, получив информацию от коммуникатора, человек занят своими чувствами, предположениями, нежели реальными фактами. Слова обладают сильным эмоциональным зарядом, говорят даже о существовании энергии слова. Они порождают ассоциации, вызывающие эмоциональную реакцию.

Следующей категорией в исследовании выступает - значение мнения окружающих. Конечно, мнение людей для человека в современном мире имеет огромное значение. Постоянная погоня за «лайками» (кнопка «Мне нравится») в социальных сетях тому пример. «Зашла в Instagram, посмотреть, кто оценил мою фотографию», «Одноклассница прокомментировала мою запись».

Большинство молодежи с помощью «лайков» проявляют внимание, симпатию в социальных сетях. Кстати, такое символическое проявление симпатии к человеку способствует изменению проявления чувств и в повседневной жизни.

Многие девушки, выкладывая фото в социальную сеть, ждут определенной реакции публики на ее фото. Если ожидание не совпадает с реальностью, не получив запланированного внимания, девушка думает, что ее фото не так уж хорошо и удаляет его через какой-то промежуток времени. Это может говорить о том, что значения чужого мнения, внимания в социальных сетях выше, нежели в повседневной жизни. «Я выложила фото в сеть, но мало кто оценил. Я удалила это фото. Похоже, что оно не так хорошо, как мне показалось, раз собрало мало лайков».

Безусловно, человек как часть социума с раннего детства подпадает под зависимость чужого мнения. Сначала это вызвано стремлением заслужить одобрение родителей и уважение сверстников, а в более взрослом возрасте – желанием выглядеть успешным и «правильным» человеком в глазах окружающих.

Внутренне многие из нас соглашаются с тем, что зависеть от чужого мнения глупо. Но на практике дело обстоит совсем иначе. И проявляется зависимость от мнения окружающих в зависти чужим успехам, озлобленности, вызванной собственными неудачами, страхе разочаровать близких, хвастовстве материальными достижениями. Но, чем меньше вы придаете значения мнению окружающих, тем реже они обращают внимание на ваши поступки. И, как сказал Эйнштейн, «нашедший себя теряет зависимость от чужих мнений».

Так же, немаловажна грамотность в процессе общения. У большинства активных пользователей социальными сетями страдает языковая грамотность, насыщенность и образность речи. Ошибки в речи могут быть связаны как с обычной опечаткой, так и безграмотностью собеседника.

Незнакомый молодой человек написал « Превет. Как дела? На мое игнорирование был получен ответ – Почиму молчишь? Нехочешь говорить?» Если же ошибку в первом сообщении можно было принять за опечатку, то дальнейшая речь говорит о неграмотности оппонента. Если человек допускает простейшие ошибки в беседе посредством интернет-сети, то какие же он допускает ошибки в повседневной жизни. Несомненно, намного приятнее общаться с грамотными людьми. Если сравнить сообщение грамотного и неграмотного собеседника, то разница колоссальна. Сообщения, написанные без знаков препинания, могут неправильно интерпретироваться собеседником. Все-таки запятые указывают на акценты в предложении, можно догадаться об эмоциональном состоянии человека, а без знаков препинания сообщение может звучать совсем по-разному.

Безусловно, важной категорий является интернет-зависимость.

За время ведения дневника отмечалось количество посещений в день той или иной сети. В первые месяцы наблюдения посещение социальных сетей превосходило 15 раз в день. Со временем, появилась тенденция к снижению пользованию соц.сетями, и во в дальнейшем посещение соц.сетей колебалось около 3-4 раз в день. Можно сделать вывод, что исследование положительно отразилось и поспособствовало снижению времяпровождению в сети. В последний день наблюдения 2 раза зашла ВКонтакте и 2 раза в Instagram.

«Автоматически зашла посмотреть, кто оценил фото», «Выложила фото в сеть и постоянно обновляла, кто лайкнул, кто прокомментировал».

Подобных записей огромное количество и это уже говорит о зависимости от социальных сетей. Как оказалось, немаловажной мотивацией зайти в сеть является уведомление о действии, которое произошло в сети. Интерес оказывается выше, и ты снова и снова заходишь посмотреть, что же происходит в сети, пока тебя нет. Во время исследования, изучая себя, было решено убрать уведомления и посмотреть, будет ли это как то влиять на посещение сетей. Ожидания оправдались, интерес зайти в сеть становиться все ниже и ниже. Конечно, он не пропал совсем, но в разумный пределах удалось уменьшить времяпровождения в сети.

Так что же приводит людей к добровольной зависимости? Зависимость от интернета возникает по ряду причин и может выражаться в разнообразных формах.

Самым распространенным видом интернет-зависимости считается необходимость в беспрерывном общении.

Наиболее подвержены интернет-зависимости люди, в реальной жизни которых общения недостаточно. Отсутствие социальных и коммуникативных навыков погружает их в виртуальный мир, который заменяет им круг друзей, а с помощью интернета зависимые люди стремятся социализироваться за счет новых знакомств.

Еще одной причиной появления интернет зависимости является невозможность самовыражения. Человек, неуверенный в себе ,с трудом высказывающий свое мнение, неспособный отстоять свою точку зрения, испытывающий страх публичных выступлений, в сети может спокойно высказать то, что накипело, не боясь неодобрения и непонимания.

И последним критерием в нашем исследовании выступает слишком большой поток информации, оставленный о себе в социальной сети.

За время ведения дневника, лишь 2 раза была сделана запись «об указании местоположения, где было сделано фото». Делается это по разным причинам, но все они сводятся к одному - чтобы подписчики проявили определенную эмоциональную оценку этому действию.

Так же к этой категории относится и информация, которую несет то или иной фото. По профилям многих современных людей можно узнать информации больше, нежели из его уст.Нередко на практике оказывается, что абсолютно незнакомый тебе человек может знать о тебе слишком много - твой возраст, место учебы (работы), твоих друзей и родственников. Получается, что пользователь сети выкладывает безобидное фото, но в совокупности с другими фото – это целая опасность для вашей безопасности.

Обобщая все выше перечисленные категории и причины, характеризующие их, можно сделать вывод, что все зависит от психологических особенностей человека. Интерпретация полученной информации, времяпровождение в сети, хвастовство в социальных сетях посредства фото и видео-все это исходит из психологии и установок человека.

Просмотров работы: 766