УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кудряшова П.С. 1, Алексеева О.В. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Цели современного обучения математике формулируются через призму компетентностного подхода. Это предполагает ожидание иных конечных результатов обучения. Результатом современного образования является формирование компетенций. Так в Федеральном государственном образовательном стандарте отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций. Образовательный процесс должен быть ориентирован на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.

Для достижения этих целей используются различные методы работы с обучающимися. Одним из способов развития исследовательских умений в процессе обучения математике в курсе начальной школы является применение учебных заданий с элементами истории изучаемой дисциплины.

Применение учебных заданий с элементами истории математики в процессе обучения детей младшего школьного возраста изучено недостаточно. По мнению Д.В. Смоляковой, учебный материал, используемый в процессе обучения детей младшего школьного возраста математике, обычно либо ограничивается рассказами о фактах из жизни ученых, их работах, об открытиях, которые они совершили, либо повествовательно излагают обучающимися историю некоторых разделов математики. Д.В. Смолякова считает, что использование учебных заданий по истории математики, которые учили бы детей анализировать материалы истории, обогащали умственный опыт, учили устанавливать связи времен способно не только повысить математическую подготовку, творческие способности и интерес к изучаемому предмету у обучающихся, но и создать условия для «внутренней историчности» математического знания, обеспечить включенность его в «человеческий контекст»[4].

Сами задания, содержащие в себе исторический материал, являются лишь частью всей совокупности заданий, используемых в процессе обучения детей младшего школьного возраста математике, и подчинены общей классификации. Само по себе учебное задание представляет собой любую конструкцию, вызывающую тот или иной вид деятельности у обучаегося. В том числе среди заданий выделяют: а) задачи – если задание предъявляется как система определенных условий и требований, вынуждающих ученика осуществлять поиск способа решения, которого не было в его предшествующем опыте; б) упражнения – если задание предполагает выполнения действия по образцу на основе известного правила с целью закрепления определенного навыка[4].

Д.В. Смолякова, которая в свою очередь, анализируя позиции таких авторов как З. П. Матушкина и Н. В. Метельский выделяет функции учебных заданий, включающих в себя элементы истории математики, которые соответствуют базовым функциям учебника таким, как информационная, воспитательная, развивающая, управляющая, функция индивидуализации и дифференциации обучения.

Информационная функция учебных заданий,включающих в себя элементы истории математики,заключается в информировании обучающихся об определенной области научных знаний в рамках изучаемого предмета (в том числе фактах,явлениях, понятиях, закономерностях развития науки). Задание берет на себя функцию носителя адаптированной научной информации. Одной из проблем, которые могут возникнуть в связи с реализацией данной функции, является проблема доступности формулировок задания для работы с ним обучающихся младшего школьного возраста, в силу возрастных особенностей и развитости кругозора обучающихся.

Управляющая функция учебных заданий с элементами историзма предполагает создание условий для исследовательской деятельности учащихся (проблемные задания, дискуссионная форма изложения учебного материала, вопросы), создание условий для стимулирования их самостоятельной работы, посредством повышения интереса обучающихся как к конкретной предметной области, так и к обучению в целом.

Развивающая функция учебных заданий заключается в создании условий для формирования общих интеллектуальных умений (способность рассуждать, сравнивать, обосновывать, критиковать, сравнивать); понятийного мышления; развитии рефлексивной позиции по отношению к способам собственной познавательной деятельности и к учебному содержанию (сравнение своих результатов с историческими); в развитии творческих способностей обучающихся, стимулировании мотивации математической деятельности учащихся.

Воспитательная функция учебных заданий предполагает направленность на формирование таких качеств личности как терпимость к чужому мнению, готовность с уважением относиться к культурному интеллектуальному богатству прошлого, способность воспринимать противоречивую, непривычную информацию.

Функция дифференциации и индивидуализации учебных заданий представляет собой различные формы представления информации (чувственной, аналитико-логической, визуальной); способствует более глубокому усвоению материала, а также предполагает возможность выбора режима исследовательской деятельности [4].

Говоря о функциях заданий, содержащих элементы истории математики, Д.В. Смолякова считает, что учебные задания такого типа создают условия для реализации всех перечисленных функций.

В виду заявленной темы, наибольший интерес для нас представляет управляющая функция, поскольку именно она предполагает создание условий для стимулирования исследовательской деятельности учащихся (проблемные задания, дискуссионная форма изложения учебного материала, вопросы), их самостоятельной работы. Актуальной проблемой раскрытия сущности исследовательских умений детей младшего школьного возраста так же занимались В.И. Андреев, А.И. Савенков, Н.А. Семенова, С.П. Арсенова, В.В. Успенский и др.

Исследовательские умения, согласно теоретическим положениям педагогов и психологов (С. Л. Рубинштейн, А.И. Савенков, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков,Л.Ф. Тихомирова, С.П. Арсенова) обеспечивают обучающимся оптимальные условия для развития творческого потенциала, приобретения познавательно-практического опыта, а также личности в целом.

Семенова Н.А. к исследовательским умениям относит следующие: умения организовать свою работу (организационные); умения работать с информацией, текстом (информационные); умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые); умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные); умения оформить и представить результат своей работы (презентационные) [3].

Авторы, изучающие вопрос развития у обучающихся исследовательских умений, говорят о том, что для их развития необходимо создание определенных условий. Большинство авторов рассматривают такие основные группы педагогических условий, способствующих формированию исследовательских умений у детей младшего школьного возраста:

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей: необходима адаптация понятий, связанных с исследовательской деятельностью, к возрасту учеников;

- использование адекватных методов обучения;

- доступность методов и форм исследований, соответствие тематики исследования возрастным особенностям и личностным интересам младших школьников;

- мотивирование исследовательской деятельности учащихся через создание ситуаций интеллектуального и практического затруднения в деятельности, актуализации потребности в новых знаниях.

- специфика деятельности педагога, выступающего в роли организатора исследовательской деятельности[1].

Таким образом, проблема формирования исследовательских умений в начальной школе является актуальной и реализация этой задачи обучения возможна на примере изучения предметной области математика. Этому будут способствовать создание необходимых педагогических условий для формирования у обучающихся исследовательских умений, в частности мотивация обучающихся через создание ситуаций интеллектуального затруднения, потребности в новых знаниях. Достижению этой цели будет способствовать использование учебных заданий, содержащих элементы истории математики, поскольку задания такого типа дают возможность решать большой спектр задач обучения, в том числе и стимулирования самостоятельной работы обучающихся, посредством повышения интереса обучающихся как к конкретной предметной области, в частности математике, так и к обучению в целом.

Литература:

1.Ахматова, Л.Н. Проблема формирования исследовательских умений у детей младшего школьного возраста. [Текст] / Л.Н. Ахматова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2009. - № 5. – С.3

2.Григорян, М.Э. Дидактические функции истории математики. [Текст] / М.Э. Григорян // Успехи современного естествознания. - 2014. - №3. - С.5

3.Семенова Н.А. Формирование исследовательских умений младших школьников: автореф. дис. канд. психол. наук / Н.А. Семенова. – Томск, 2007.

4.Смолякова, Д.В. Теория и методика обучения математике: конструирование учебных заданий с элементами истории математики: учебно-методическое пособие / ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет»; Д.В. Смолякова. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. – 50с.

Просмотров работы: 501