УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» В ДЕТСКОМ САДУ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» В ДЕТСКОМ САДУ

Тажикеева А.Д. 1
1ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова»,
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи - обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально - экономический. Одной из важных задач ДОУ является обеспечение своевременного и полноценного овладения речью.

Анализ литературы показал, что в исследованиях В.Н.Макаровой, А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, О.С.Ушаковой, Е.М.Струниной др.) выделяют ряд условий речевого развития дошкольников: речевая развивающая среда как условие речевого развития дошкольников; повышение профессиональной квалификации педагогов в вопросах речевого развития дошкольников; взаимодействие с семьей в речевом развитии детей.

Такие исследователи, как Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.И. Максаков, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи. Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Исходя из этого на подготовительном этапе работы педагогам ДОУ необходимо продумать и создать обстановку в пределах детского сада и группы, внутри которой речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно. Для решения проблемы повышения культуры речи в литературе были выделены компоненты профессиональной речи педагога и требования к ней. Компоненты профессиональной речи педагога:

  • качество языкового оформления речи;

  • ценностно-личностные установки педагога;

  • коммуникативная компетентность;

  • четкий отбор информации для создания высказывания;

  • ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Важной является и предметная составляющая среды. Как отмечала Е.Н.Тихеева, «в пустой группе ребенок не заговорит». Требования к предметной среде речевого развития в ДОУ содержатся в работах В.В.Гербовой, О.С.Ушаковой А.И.Максакова и др. К основным элементам среды относят: речевые центы; уголки книги; детские библиотеки; игротеки. Содержание речевого центра составляют игрушки, картины, тематические альбомы, дидактические игры и пособия, способствующие развитию всех сторон речи. Конкретное содержание предметной среды для речевого развития определяется требованиями основной образовательной программы, по которой работает дошкольное учреждение.

Профессиональная компетентность педагога определяется в исследованиях как способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, регламентируемой требованиями должности, базирующаяся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение педагогом профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками.

В.Н.Макарова определяет следующий набор компетенций педагога, который позволит обеспечить успешное решение задач речевого и лингвистического развития детей дошкольного возраста. У специалистов, непосредственно занимающихся речевым и лингвистическим развитием воспитанников, необходимо сформировать специальные компетенции, обеспечивающие эффективность педагогического воздействия на речь детей. К ним относят следующие:

  • языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – языковая способность как система неосознанных правил речевой деятельности, по которым реализуется «индивидуальная система языка» (Л.В.Щерба) и знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; способность к анализу и оценке языковых явлений и фактов в соответствии с коммуникативной задачей и деятельностной ситуацией;

  • научно-методическая компетенция – это овладение системой научно-методических знаний:

- о процессе развития речи и речевого общения детей, возрастных и индивидуальных особенностях развития речи, речевого общения и усвоения языка на разных возрастных этапах;

- о способах обследования речи детей и изучения речевой среды, в которой находится ребенок;

- о построении педагогического процесса обучения родному языку и способах речевого и лингвистического развития детей;

- о перспективных направлениях исследований и передовом педагогическом опыте в области обучения речевой деятельности детей на разных возрастных этапах;

  • практическая методическая компетенция – это овладение педагогическими умениями:

- изучать речь ребенка и ориентироваться в условиях общения и конкретной речевой ситуации;

- моделировать процесс педагогического воздействия на речь и определять содержание речевой работы с группой детей и отдельным ребенком как на длительный период, так и в конкретных ситуациях дидактического общения; учитывая его возрастные и индивидуальные особенности овладения родным языком, потребности, интересы, склонности, право выбора способов деятельности и поведения.

Литература

  1. Левшина Н.И.Развитие языковой способности дошкольников//Дошкольная педагогика. 2015. № 3 (108). С. 10-12.

  2. Левшина Н.И.Интеграция науки и практики//Детский сад: теория и практика. 2012. № 2. С. 64-73.

  3. Левшина Н.И., Градусова Л.В.Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников//Фундаментальные исследования. 2015. № 2-9. С. 1988-1992.

  4. Левшина Н.И. Семейный проект «День Победы»//Управление дошкольным образовательным учреждением. 2013. № 6. С. 77-88.

  5. Левшина Н.И., Санникова Л.Н. Мониторинг, диагностика, экспертиза как методы исследования образовательного процесса// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. Т.15. №4. С. 5-8.

  6. Турченко В.И. Градусова Л.В. Левшина Н.И. Современный дошкольник в мире взрослых и сверстников, или «…племя молодое, незнакомое…»// Детский сад: теория и практика. 2011. № 1. С. 50-56.

Просмотров работы: 604