ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РФ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РФ

РАЭРИНДЗАТУВУ Ж.С. 1
1Уфимский государственный авиационный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Гордость каждых родителей - наш школьник закончил школу и поступил в университет! И ещё - он будет учиться за рубежом в чужой стране! Но это – далеко не простое дело и для родителей, и для абитуриента. Для родителей - в плане бюджета. Для студента - как жить без родителей и к тому же очень далеко от них? Как быть, когда рядом никого близкого нет? Как жить в чужом обществе, в чужой культуре? Чужая политика, чужой язык и т.д. В данной статье рассматривается общая проблема психолого-педагогической адаптации иностранных студентов в чужой стране - в данном случае на территории Российской Федерации, в Республике Башкортостан, в Уфе.

Для начала, посмотрим, сколько иностранных студентов учатся в России. Большая часть иностранных абитуриентов (79,2%) поступают в российские вузы из стран бывшего СССР: Казахстана, Туркменистана, Украины, Белоруссии и так далее. Следом за ними идут страны Азии, Африки и Ближнего Востока. А вот меньше всего студентов приезжают в Россию из Северной Америки, Австралии и Океании [1]. Распределение численности иностранных студентов по группам странам и регионам мира показана на рис.1.

Рис.1 Численности иностранных студентов в России по группам странам и регионам мира

По данным Министерства образования и науки РФ каждый год количество иностранных абитуриентов постоянно увеличивается: 25000 - в 2016 году, в 2015-м - 15000 (студенты очной формы) [2].

РУДН - лидер по числу иностранных студентов. В университете Дружбы Народов обучается 5139 человек. Для сравнения, в МГУ имени М.В. Ломоносова число иностранных студентов на порядок меньше — 1 637 человек, это шестое место в общем рейтинге. Интересно, что томские университеты появляются в рейтинге дважды: на втором и девятом месте (рис.2). А вот самым негостеприимным вузом (среди ведущих) можно считать Санкт-Петербургский академический университет - в нём нет ни одного иностранца [1].

В республике Башкортостан наибольшее количество иностранных студентов учится в УГНТУ (нефтяной университет) - 1150 студентов из 60 стран мира. Второе место – УГАТУ (авиационный университет): 170 иностранных студентов из 45 стран мира [3,4] (официальные данные получены от представителей международных отделов УГНТУ и УГАТУ).

Причина, по которой иностранные студенты стараются приехать учиться в Россию - высокое качество обучения в российских вузах. Россия занимает 26 место из 50 стран мира по версии британской компании QS "Рейтинг стран с лучшей системой высшего образования (Топ-50)" — QS SAFE National System Strength 2016 [6].

Основные проблемы иностранных студентов в РФ можно разделить на два типа: внешний (физический) и внутренний (морально-психический).

Внешние проблемы иностранных студентов в РФ следующие:

1. Погода.

Иностранцам очень сложно (некоторым практически невозможно) привыкнуть к русской погоде. Потому что по рейтингу самой холодной страны в мире в 2016 г. Россия заняла третье место после США (Аляска) и Канады. А большинство иностранных студентов приехали из теплых стран.

Среднегодовая температура воздуха (среднее арифметическое значение температур за все месяцы года) в Москве составляет +5,8 градусов Цельсия; в Санкт-Петербурге +5,8°С; в Уфе +3,8°С; а в Оймяконе -15,5°С [8].

Для сравнения: среднегодовая температура воздуха столиц стран бывшего СССР: Баку +14,5°С;Астана +3,1°С; Бишкек +9,8°С [9].

2. Языковой барьер.

Известно, что русский язык входит в тройку самых сложных языков мира после Китайского (1-ое место) и Арабского (2-ое). Многие иностранные студенты при приезде на территории РФ не имеют знаний по русскому языку. За первый год только начинают узнавать его - как тут же и сразу все занятия ведутся на русском языке (лекции на первом курсе – кошмар для иностранцев).

3. Социализация.

Основная часть россиян говорит только на русском языке, а иностранные студенты при приезде в Россию русского языка не знают – поэтому мало кто их понимает и может им помочь. Опрос «Левада-центра» подтвердил: 86% граждан России не готовы общаться с иностранцами на их родных языках и лишь 14% из них знают хотя бы один иностранный язык на среднем уровне [5].

4. Невысокий уровень толерантности российского общества.

Большинство иностранных студентов страдает от одиночества, так как рядом нет никого из родных и друзей. На основе опросов издание Insider Monkey составило сводный рейтинг самых расистских стран мира, и Россия оказалась в нем на 20 строчке. 17% её жителей не хотели бы видеть представителей другой расы даже в качестве соседей по дому. [5].

5. Кулинарные трудности.

Большая проблема иностранцев в том что не все свои национальные блюда и ингредиенты к ним они могут найти на территории РФ. Поэтому им нелегко адаптироваться к русской кухне.

6. Финансы.

Учеба за рубежом требует немало затрат и для бюджетных студентов, и ещё больше для коммерческих. Несмотря на постоянные отправки денег, которые делают родители, здесь играет роль и курс обмена валют. Все иностранцы сталкивались с проблемой денег.

К внутренним (морально-психическим) проблемам иностранных студентов относится в первую очередь СТРЕСС.

Стресс у любого иностранного студента - это следствие всех внешних вышеперечисленных проблем. Поэтому успеваемость в учебе у иностранцев низкая, многих отчисляют. Кто-то приболел и вынужден вернуться обратно домой. Некоторые не приходят на учебу, потому что денег нет, и они вынуждены работать и т.д.

Важно еще и то, что многие иностранные студенты приезжают учиться сразу после окончания школы, то есть в период становления личности - перехода от подросткового возраста в мир взрослых. В итоге мы имеем студентов, находящихся в социально-психологическом подростковом возрасте, декларирующих свою "взрослость", но не связывающие ее с социальной зрелостью, ответственностью и самоорганизованностью [14].

Вторая большая проблема в психологии иностранных студентов – это свобода от всех и от всего. Концепция «только я» моделирует у многих неправильное направление. Делаю как хочу и когда хочу. Ведь нет родителей рядом, которые разбудят и заставят идти учиться. Нет никого чтобы посоветоваться, что можно делать, и что нельзя. И отсюда все: пьянство, гулянки, пропуски занятий, наглость и др.

Многие иностранные студенты теряют свою самооценку в другой стране как в физическом, так и в психическом состоянии. Для решения этой проблемы, все могут подключиться - в первую очередь, сам студент, преподаватели и администрация вуза, родители, российское общество и представители закона РФ.

Список использованной литературы

1. http://mel.fm/2016/08/15/foreign_students

2. https://ria.ru/society/20160324/1396195257.html

3. http://ugatu.ac.ru/omo.html

4. http://www.rusoil.net/default.aspx?active=36007&link=1934

5. https://www.ucheba.ru/article/2895

6. https://ria.ru/sn_edu/20160518/1432025012.html

7. http://topkin.ru/best/strany/samaya-kholodnaya-strana-v-mire/

8. http://stroy-svoimi-rukami.ru/fundament/temperatura/43/

9.http://tehtab.ru/Guide/GuidePhysics/Climate/SNIP230199BuildingClimatology/SNIP230199BuildingClimatologyTable3ussr/SNIP230199BuildingClimatologyTable3ussrAzerGeorgia/

10. https://geographyofrussia.com/klimat-azii/

11. http://www.ecosystema.ru/08nature/world/geoworld/08-3.htm

12. http://geography7.wikidot.com/climate-of-south-america

13. http://top10a.ru/top-10-samye-slozhnye-yazyki-mira.html

14. Иванова А.Д., Шамсутдинова Д.Ф. Проблемы психолого-педагогической адаптации первокурсников // Оптимизация процесса социальной адаптации студентов к новым условиям жизнедеятельности: теоретические и методические аспекты. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. М.: ООО «РС Дизайн», 2013. С. 87-90.

Просмотров работы: 494