ИНФАНТИЛИЗМ – БИЧ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИНФАНТИЛИЗМ – БИЧ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Алексеева К.О. 1
1ФГБОУ ВПО "Уфимский государственный авиационный технический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современные студенты, принадлежащие поколению Y и поколению Z, воспитаны в домашнем уюте и как нельзя лучше подходят под определение «инфантильные» [1,2]. Человек - существо ленивое, а если еще его лень подпитывается с детства, то неудивительно, что он может вырасти безвольным и безответственным.

На мой взгляд, зачатки инфантильности закладываются еще в родительской семье и родительском воспитании. В начале 90-х отношение к детям сильно поменялось. Возможно, это было связано с падением рождаемости: в семье появлялось по одному ребенку, который становился «центром Вселенной» для нескольких поколений родственников. Возможно, сказался и рост преступности. Но вместе с тем, что взрослое поколение (родители, воспитатели, учителя) стало крайне бдительным в отношении безопасности ребенка, оно стало оберегать детей и от всех психологически сложных ситуаций, тем самым поместив свое чадо в зону физического и психологического комфорта. Родители взяли на себя ответственность за все: за учебу, увлечения, отдых, а в дальнейшем и за личную жизнь. За привычкой к такому попечению, последовало осознание его удобства, и дети уже вполне осознанно отдали свою судьбу в руки заботливых взрослых. Гиперопека лишила ребенка возможности принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Помимо этого, несамостоятельность повлекла за собой возникновение многочисленных комплексов, связанных с чувством нереализованности. Воплощение в жизнь воли родителей (даже исходящей из лучших побуждений) не доставляет человеку внутренней удовлетворенности. Каждый должен испытать и груз ответственности, и чувство вины, и вкус собственной победы. Более того, отсутствие необходимости решать что-то самому в будущем привело к возникновению следующего жизненного принципа: «Мои проблемы – общие, чужие проблемы – не мои». Зачатки эгоизма, возникшие в семье и укрепившиеся во время взросления, обернулись в дальнейшем большими трудностями в создании собственной семьи и построении межличностных отношений в целом. Таким образом, сейчас мы имеем целое поколение «потребителей», для которых главным жизненным критерием является личный комфорт. Это поколение готово что-либо делать для создания комфорта и в условиях комфорта. Отсюда – так ярко выраженное в молодом поколении стремление к «халяве» и наивное ожидание чуда.

Окружающая в течение всего процесса взросления гиперопека вырастила поколение «больших детей». Порой, все немного впадают в детство: когда играют со своими младшими братьями и сестрами или когда попадают в места своей юности, но прелесть переживаемых чувств в том, что это – момент, приятный и ностальгический. Другое дело, когда молодежь позиционирует себя в межличностных отношениях в качестве детей, заведомо обременяя своим поведением других людей. Именно поэтому молодым людям друг с другом тяжело и общаться, и работать, и жить.

Конечно, воспитывают не только родители. Сложившееся в целом потребительское общество, поставило во главу угла деньги, как верный способ достижения комфорта. Поэтому их присутствие, неважно по каким причинам, избавляет молодежь от необходимости и желания что-то делать. У молодого поколения отсутствует потребность сделать что-то для общества, для будущего, во имя всеобщего развития и так далее. Им кажется, что они живут для себя, в свое удовольствие. Но, боюсь, что когда-нибудь осознание того, что после них ничего не осталось, настигнет и разочарует каждого.

Инфантильность молодого поколения уже принесла свои плоды. Одним из результатов, на мой взгляд, является возникновение такой субкультуры, как чайлдфри. Я не могу осуждать людей за то, что они просто не хотят иметь детей, но считаю, что феномен отсутствия желания завести ребенка именно связан с эгоистичностью и инфантильностью молодого поколения. Негативные результаты распространения данной субкультуры очевидны. Другим последствием, конечно, является безработица: не фактическое отсутствие рабочих мест, а ситуация, когда молодые люди при малейших сложностях и неудобствах отказываются от работы, меняют ее на другую, либо вообще перестают работать. Имеет место также и политическая инфантильность, результатом которой является абсолютное безразличие к судьбе своей страны, отсутствие патриотизма. В современном мире такая позиция молодежи очень опасна для страны в целом. Несмотря на формально приличный характер политических отношений, для достижения своих целей многие государства используют отнюдь не гуманные по отношению к людям методы. И если в данной ситуации население страны (а в особенности активная, сильная молодежь) безынициативно и безразлично, то растет уровень уязвимости государства.

Чтобы искоренить инфантильность современного общества, нужно, в первую очередь, начать с правильного подхода к воспитанию детей, как в родительской семье, так и в учебных заведениях, в том числе и университете. Большая ошибка в воспитании, на мой взгляд, заключается в политике запретов. Ведь мы, как воспитатели, никогда не можем быть полностью уверены в правильности своей позиции. Более того, необходимо понимать, что счастье человека – для каждого свое. Молодой человек с мягким характером, подчинившийся воле воспитателя, его руками может быть лишен счастья. А для человека с более жестким характером запрет будет верной дорогой к тяжелому конфликту. Поэтому, воспитателю следует чаще задавать себе вопрос: «Смогу ли я взять ответственность за чье-либо счастье?» Необходимо всегда находить в себе силы давать ребенку (или студенту) ошибаться. Пока что единственным верным способом что-то осознать и чему-то научиться, является совершение ошибок и их исправление. Конечно, нужно подсказывать, советовать, помогать. Одной из основных задач преподавателя, по моему мнению, - это предоставление вектора развития, направление студента в «правильное русло».

Сродни запрету, на мой взгляд, распространенной ошибкой воспитателей является всеобщая оценка действий и мыслей ребенка или студента. Подытоживая любой его поступок, мы лишаем его возможности самостоятельно оценивать свои действия и делать выводы. По моему мнению, только полученный опыт и самоанализ помогают повзрослеть и искоренить инфантильность. Поэтому, будучи преподавателями, мы должны взрослеть вместе с нашими студентами, не зацикливаться на своих убеждениях, давать себе возможность пересматривать свою точку зрения, прислушиваясь к словам студента. А главное, воспитательная задача преподавателя - не сделать для своего студента все, а научить его самого делать все. Не следует помещать студента в жесткие рамки, где его путь в обучении расписан по четким шагам от начала и до конца. Необходимо расставить контрольные точки, которые приведут его к успешному завершению обучения. А выбор пути, по которому будет двигаться студент между этими контрольными точками, необходимо оставить за самим студентом. Изменение преподавателем политики запретов «можно-нельзя» на политику «помощи», с одной стороны, повысит эффективность обучения, а с другой - поможет студенту повзрослеть и подготовит к независимой жизни.

Литература:

  1. Теория поколений XYZ: [Электронный ресурс]. 2015. URL: https://4brain.ru/blog/теория-поколений-xyz/ (дата обращения: 08.12.2016).

  2. Шамис Е. В каких условиях растет поколение Милениум и Z и что станет их ценностями: [Электронный ресурс]. 2009. URL: https://rugenerations.su/2009/05/21/в-каких-условиях-растет-поколение-мил/ (дата обращения: 15.12.2016).

Просмотров работы: 481