ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА И ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ У СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА И ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ У СТУДЕНТОВ

Пехотская А.И. 1
1Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Конфликт, по мнению А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, наиболее острый способ поиска решения сложившихся противоречий в процессе взаимодействия, который заключается в противодействии субъектов конфликта и чаще всего сопровождается негативными эмоциями. В.П. Шейнов говорил о том, что конфликт – это столкновение и противостояние сторон, при котором одна сторона враждебно настроена по отношению к действиям другой, воспринимая их как угрозу своим интересам.

Актуальность темы нашей работы заключается в том, что в современном мире все больший интерес представляет проблема социальных конфликтов, а также причины их возникновения и пути разрешения. Увеличение данного интереса связано с широким распространением конфликтов в общественной жизни. Конфликты неизбежны в любой социальной структуре. Каждый человек желает добиться поставленной цели, вследствие чего часто может действовать в ущерб другим, что порождает соперничество и напряженность между людьми. Поэтому большой интерес вызывает проблема проявления возможностей и особенностей темперамента личности в конфликте. Человек в разных конфликтных ситуациях может вести себя абсолютно по-разному. В зависимости от ситуации, человек может выбирать разные стратегии поведения, при этом у него есть индивидуальные особенности, которые взаимосвязаны с поведением в конфликте и одной из таких особенностей является темперамент.

Нами была поставлена следующая цель: исследовать взаимосвязь особенностей темперамента и выбора стратегии поведения в конфликте. Выборка составила в общей сумме 30 студентов Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов направления подготовки социальная работа и актерское искусство в возрасте от 19 до 24 лет.

Для достижения нашей цели были использованы: опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова и методика оценки способов реагирования в конфликте (К. Н. Томас), а также метод математико-статистической обработки данных с использованием корреляционного анализа Пирсона.

Были получены следующие результаты. По методике оценка способов реагирования в конфликте (К. Н. Томас) мы выявили преобладание у респондентов выбора стратегий сотрудничества и избегания. Студенты, которые выбирают сотрудничество, предпочитают принимать активное участие в поиске общего решения, которое будет удовлетворять все стороны конфликта. При такой стратегии, для решения конфликта учитываются интересы всех сторон. При выборе стратегии избегания, студент показывает нежелание отстаивать свои интересы и нежелание участвовать в конфликте. Студент стремится переложить всю ответственность на других людей, а также максимально отгородить себя от каких-либо серьезных решений. Так же часто в конфликте предпочитают использовать стратегию компромисса. При данной стратегии оппоненты пытаются найти решение путем взаимных уступок. Приспособление и соперничество используется реже, чем остальные стратегии. Однако данные стратегии так же имеют высокий средний показатель, что говорит о том, что соперничество и приспособление тоже часто используются в конфликте.

Результаты опросника структуры темперамента В.М. Русалова показали следующие особенности. У респондентов наблюдаются очень высокие показатели по шкалам пластичности, темпу и социальному темпу. Так же высокие результаты наблюдаются по шкале социальная эргичность. Это говорит о том, что у респондентов наблюдается легкость в переключении внимания с одной деятельности на другую. У всех участников исследования проявляется высокая потребность в социальных контактах. Также у респондентов хорошо развиты ораторские умения, а именно говорить быстро и внятно.

Корреляционный анализ показал следующие результаты. Социальная пластичность прямо связана со стратегией сопротивление. Социальная пластичность характеризует автоматическое включение и легкость вступления в социальные контакты, легкость переключения с одной темы на другую в процессе общения, а также проявляет коммуникативную импульсивность. А стратегия сопротивления характеризуется активной борьбой личности за свои интересы, взгляды и цели, при этом используя все возможные средства для достижения успеха. Чаще всего человек используют такие средства, как давление на оппонента, принуждение, а также зависимость других участников от него. Отсюда можно сделать вывод, что умение автоматически включатся в общение, коммуникативная импульсивность, а так же желание отстаивать свою точку зрения могут привести к конфликтным ситуациям, в которых человек будет стремиться любыми способами подавить своего оппонента. Данную взаимосвязь можно считать прямой, так как она имеет значение r=0, 0412, при p≤0, 01. Другая взаимосвязь говорит нам о следующих особенностях. Социальная эмоциональность взаимосвязана со стратегией компромисс. Уверенность в себе в процессе общения и высокая чувствительность к неудачам в деятельности у людей предполагает выбор стратегии компромисса в ситуациях конфликта. Такая взаимосвязь возможна при r= 0,0778, при р≤0,05. Так как при выборе компромисса противостоящие стороны могут пойти друг другу на уступки, тем самым снижая вероятность неудачи в решении тех или иных вопросов. Таким образом, у людей с высокой чувствительностью к неудачам, уверенность в себе остается на высоком уровне. При данной взаимосвязи решение любых вопросов будет успешным, так как люди с высокой социальной эмоциональностью и стратегией компромисса будут искать такое решение, которое удовлетворит все стороны конфликта, при этом все останутся довольны.

С нашей точки зрения на появление таких взаимосвязей может влиять выбранная студентами профессия. Ранее упоминалось, что участники обучаются на социальной работе и на актерском искусстве. Обе данные специальности связаны с работой с людьми, где необходимо уметь отстаивать свою точку зрения, а также уметь общаться с людьми. Подводя итог, мы можем наблюдать, что на выбор стратегий поведения в конфликте влияют только социальные факторы. Это может означать, что чем больше у человека развита социальная эмоциональность, то тем выше вероятность выбора стратегии компромисс в конфликте. А чем выше показатели по социальной пластичности, тем большая вероятность выбора стратегии сопротивления в конфликте.

Подведя итоги, мы сделали предположение, что данные результаты могут быть обусловлены выбранной профессией, на которых обучаются участники исследования. Однако наше исследование показало, что выбор стратегии поведения в конфликте все таки зависит от особенностей темперамента.

Список литературы:

  1. Анцупов А.Я Конфликтология: учебник для ВУЗов – 2-е изд., перераб. и доп. / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 390 с.

  2. Кречмер Э. «Теория темпераментов. Психология индивидуальных различий» / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. - 2-е изд. - М.: ЧеРо ; М.: МПСИ, 2002. – 745с.

  3. Психология конфликта. Компендиум кейсов: учеб. пособие/ под ред. Т.И. Короткиной. – СПб.: СПбГУП, 2016. – 116 с.

  4. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования – СПб., 2012 – 272стр.

Просмотров работы: 854