ДЕТИ УЛИЦ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДЕТИ УЛИЦ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ.

Старцева Е.М. 1
1Московский Педагогический Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям, мы сделали вывод, что очень остро стоит проблема детей улиц в современном обществе. Дети улиц - кто же это? К данной категории мы отнесли безнадзорных и беспризорных детей. Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 13.01.2001 №1-ФЗ, от 07.07.2003 №111-ФЗ) дает следующие определения: «безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания».

Каждый ребенок по праву является объектом социальной защиты со стороны общества и государства. От того, в каких условиях находится подрастающее поколение сегодня, напрямую зависит будущее.

Если в семье все члены получают добро, тепло, ласку и любовь, если родители всегда готовы выслушать своего ребенка и подсказать выход из ситуации, то эта семья является благополучной. Семейное неблагополучие - основная, но не единственная причина безнадзорности детей. К факторам риска можно отнести безработицу родителей, нарушение прав детей, не оперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Безнадзорные дети и подростки имеют сложный социальный, медицинский и психолого-педагогический статус, поскольку условия, в которых они живут, тормозят их социальное, физическое и умственное развитие. Детей улиц очень легко обнаружить среди детей, не находящихся в группе риска: сильнее развит инстинкт самосохранения, повышенная возбудимость, гораздо ярче выражают свои эмоции. Большинство детей имеют различной степени выраженности эмоциональные расстройства, отмечается наличие страхов, тревожность, замкнутость, агрессивность, низкая самооценка, нарушение доверия к окружающим людям. Некоторые дети не имеют навыков счета, письма, чтения, объем знаний и общий кругозор их чрезвычайно скудны. Из-за своих жизненных обстоятельств дети улиц не приучены к умственной работе. В приоритете оказывается выживание и поиск куска хлеба. Уровень развития социального интеллекта у таких детей достаточно низкий. Они привыкли к асоциальным формам жизнедеятельности. Безнадзорный ребенок редко осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты с людьми поверхностны, нервозны и поспешны.

У детей, находящихся в группе риска, больше предрасположенность к табакокурению, алкоголю, наркотическим веществам и ранним половым связям. Данные вещества серьезно влияют на состояние здоровья и работу мозга несовершеннолетнего. Очень важно аргументировано донести до детей, какие последствия возможны в ходе употребления данных веществ. Работа по данному направлению должна проводиться в несколько этапов. Первый этап: беседа о вреде запрещенных препаратов и совместный поиск альтернативы для получения положительных эмоций и острых ощущений( например: классные соревнования по пейнтболу). Так же возможно проведение ролевой игры: преподаватель выступает в роли торговца наркотиками, который предложит ребенку попробовать запрещенное вещество. В такой ситуации у ребенка появляется выбор, который нужно аргументировать. Если такая беседа состоится у ребенка в жизни, в голове уже будет сформирован шаблон ответа. Второй этап: показ фильма, в котором отражены все последствия употребления химических веществ. Третий этап не возможен без включенности других организаций: полиция и наркодиспансер. Мы предлагаем организовать встречу обучающихся третьей ступени с людьми, поборовшими зависимость, а так же с теми, кто только проходит лечение. У подростков будет реальная возможность увидеть людей, сделавших неправильный выбор в жизни, услышать чего лишились эти люди и спросить сожалеют ли они о содеянном. Такая встреча обязательно оставит след в сознании каждого подростка.

3 октября 2002 года Правительством РФ принято постановление № 732 «О федеральной целевой программе «Дети России»» на 2003–2006 гг., которая включает в себя подпрограмму «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Целью программы является укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; создание условий для эффективной реабилитации и всестороннего развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Основные мероприятия – создание и внедрение электронной информационной системы выявления и учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; развитие новых технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних; укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности; организация и проведение мероприятий, способствующих всестороннему развитию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждено создание условий для духовного и физического развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: проведение профильных (тематических) смен для воспитанников специализированных учреждений для несовершеннолетних, образовательных кадетских учреждений; организация профильных лагерей для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; проведение общероссийских и межрегиональных спортивных мероприятий для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Необходимо продолжать работу в специализированных учреждениях: социальные приюты и социально-реабилитационные центры. Основными направлениями деятельности этих учреждений являются: профилактическая работа по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, оказание помощи по ликвидации трудной ситуации в семье ребенка; обеспечение несовершеннолетним временного проживания на полном государственном обеспечении до определения и осуществления совместно с органами опеки и попечительства оптимальных форм жизнеустройства; обеспечение доступности и своевременности квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим различные формы дезадаптации, на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социо-культурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты.

Социальный приют предназначен для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи. Социальный приют может включать в себя следующие подразделения: приемное отделение; отделение реализации программ социальной реабилитации; отделение социально-правовой помощи; семейную воспитательную группу.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних осуществляет профилактику безнадзорности, обеспечивает социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетних с различными формами и степенью дезадаптации. Центр может включать в себя следующие структурные подразделения: отделение диагностики социальной дезадаптации; отделение реализации программ социальной реабилитации; отделение социально-правовой помощи; семейную воспитательную группу.

Таким образом, мы можем сделать вывод об актуальности на сегодняшний день проблем детей улиц. Социальным педагогам и психологам школ стоит активнее выявлять детей из неблагополучных семей для проведения профилактической работы, как с детьми, так и с родителями, а не ждать пока они обратятся за помощью. Так же проблема безнадзорности несовершеннолетних требует пристального внимания со стороны управленческих структур и общественности. Никто не должен оставаться равнодушным к этой проблеме, ведь дети - это наше будущее.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 24 июня 1999 года №120-ФЗ. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Сборник законов и нормативных актов. - М.: Юрист, 2000. - С. 42-64.

  2. Федеральная целевая программа "Дети России" на 2003 - 2006 годы(утв. постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 732)

  3. http://libraryno.ru/

  4. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: Учебное пособие для вузов / Под ред. Ф.А.Мустаевой. – М.: Академический Проект, 2003. – 208с.

Просмотров работы: 727