КИБЕРБУЛЛИНГ КАК ФАКТОР КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТРЕТЬЕЙ СТУПЕНИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ ИНТРЕНЕТ-СРЕДЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КИБЕРБУЛЛИНГ КАК ФАКТОР КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТРЕТЬЕЙ СТУПЕНИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ ИНТРЕНЕТ-СРЕДЫ

Маркасова Т.В. 1
1Московский Педагогический Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям мы сделали вывод, что в 21-м веке стоит проблема агрессивного подростков в социальных сетях интренет-среды. Сейчас невозможно представить свою жизнь без интернет-пространства. Оно помогает нам во многих сферах нашей жизни, будь то развлечение, общение, поиск информации, образование. В интернет-среде мы можем реализовывать себя и даже зарабатывать деньги. Но в этой статье мы рассмотрим именно процесс воспитания и образования. Ни для кого не секрет, что в наше время ученики 9-11 класса очень активно используют интернет-пространство практически во всех сферах своей жизни. И поэтому социальный педагог должен уметь работать и понимать эти увлечения учеников, что бы благотворно влиять на их процесс воспитания и социализации. Стоит заметить, что «Киберсоциализация – процесс качественных изменений структуры самосознания личности и потребностно-мотивационной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, цифровых и компьютерных технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности» (Плешаков В.А,). И из этого следует, что ученики старших классов переносят свое поведение в реальной жизни на интернет-среду, однако введу анонимности, они могут вести себя так, как они бы побоялись вести себя в реальной жизни. Это включает в себя как негативные, так и позитивные моменты, ведь очень многое зависит от самого подростка. Он может начать практиковать троллинг, кибербуллинг в сети, или же реализовывать свой творческий потенциал, стесняясь делать это в реальной жизни. Для того, что бы лучше разбираться в данной теме, стоит сказать о факторах киберсоциализации, они делятся на несколько групп в зависимости от размера (по В.А. Плешакову):
  • Мегафакторы киберсоциализации, к ним относятся киберпространство, т.к. это пространство в котором функционируют различные общества, интернет, самый активный сектор киберпространства, WWW и сотовая связь, т.к. они создают пространство для социализации человека.

  • Макрофакторы киберсоциализации: национальная доменная зона, которая является пространством для киберсоциализации. Многие страны имеют свои национальные домены, а так же существуют домены верхнего уровня, интернет-порталы, сайты, интернет-реклама и так далее.

  • Мезофакторы киберсоциализации: интернет-словари, интернет-радио, IP-телефония и видеозвонки, форумы интернет-среды, чаты, компьютерные игры и т.д.

  • Микрофакторы киберсоциализации: программное обеспечение, игровой персонаж в компьютерной игре, персональная зона киберпространства.

В основном старшие школьники реализуют себя в рамках мезофакторов киберсоциализации, таких как социальные-сети, блоги и прочее. И именно в данных сферах подростки могут довольно часто столкнуться с различными видами кибербуллинга. Здесь стоит углубиться в данное понятие что же это такое? Буллингом называют агрессивное поведение одного или нескольких человек по отношению к другому человеку. Это могут быть насмешки, оскорбления, унижение и даже побои. Однако в век информационных технологий данное явление мы можем увидеть не только в реальной жизни, но и интернет пространстве, и в таком случае его называют кибербуллингом. Существуют различные классификации травли в сети. Так например Нэнси Виллард предлагает такую классификацию:

  • Оскорбление: чаще всего происходит в открытом пространстве Интернета, с помощью замечаний, оскорбительных комментариев и т.д.

  • Домогательство: является целенаправленным и систематическим и им подвергаются люди из ближайшего окружения.

  • Очернение и распространение слухов: жертва намеренно выставляется в плохом свете и для этого используются фото или видео материалы в Интрент-пространстве.

  • Использование фиктивного имени: человек намеренно выдает себя за другого в корыстных целях.

  • Публичное разглашение личной информации

  • Социальная изоляция

  • Преследование

  • Угроза физической расплаты

Так же к различным видам кибербуллинга относятся троллинг, флейминг, сектиг и хорасминг. Все эти различные виды кибербуллинга очень сложно разделить между собой, так они очень легко перетекают из одного в другое, или же один внутри другого. Так например флейминг может происходить в виде троллинга. Поэтому стоит попытаться разобраться чем они отличаются. Флейминг зачастую является спором ради спора и зачастую уже не касается темы, с которой он начался и зачастую переходит на личности. И иногда происходит в виде троллинга. «вид виртуальной коммуникации с нарушением этики сетевого взаимодействия, выражающейся в виде проявления различных форм агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения» (В.А. Внебрачных).

Существует огромное количество причин, по которым начался троллинг. Одной из первых и крайне важных является анонимность, старшие школьники перестают задумываться о том, что они говорят и кому относятся их слова, когда никто не знает, кто они и человек к которому они обращаются довольно далеко. Также причиной троллинга является некомпетентность, так как троллинг может начаться случайно, из-за эмоций. Так, например, если человек, который задает вопрос на форуме недостаточно разбирается в определенном вопросе, а другие являются экспертами в этом вопросе, то некоторые из них могут не корректно ответить ему. Причиной троллинга может быть дефицит социального общения, проблемы в семье или обществе. В целом нарушения психики. Существует также прямой троллинг, он создается специально, для того чтобы спровоцировать другого человека.

Мы говорим именно про подростков, потому что именно в этом возрасте человек находится на той границе между ребенком и взрослым, тогда когда у него меняются ценности, он начинает иначе относиться ко всему, что было в его жизни: школа, друзья, семья. Часто он старается сепарировать от взрослых, однако он научается сопереживать им. Так как его оценка окружающей среды изменяется и оценка семьи тоже, именно поэтому подростку кажется, что его никто не понимает, и поэтому за этим пониманием они часто обращаются к интернет-среде. Ведь там он может быть самим собой, или же наоборот примерить на себя другую личность.

Большьшое количество врмени подросток проводит в социальных сетях интернет-среды, ведь именно там подросток может все это попробовать, найти новых друзей, знакомых, друзей по интересам. Но так же он может столкнуться и с негативными факторами социальных сетей интернет-среды, таких как кибербуллинг. Это может иметь довольно сильное влияние на старшего школьника, ведь именно в это время они подвержены влиянию. Однако, иногда, при встрече с троллингом старший школьник воспринимает это как вызов м дает отпор, и завязывается спор. Победа в этом споре практически невозможна и поэтому подросток только зря тратит нервы и силы. Человек может избавиться от травли в интернет-среде, ведь в сети это сделать намного проще, чем в реальной жизни. Человеку следует ограничить список людей, которые могут писать ему, звонить. Существует один главный совет по противодействию кибербуллингу, это игнорирование. Нельзя позволять «троллю» влиять на жизнь человека.

В связи со всем вышеизложенным мы можем дать социальному педагогу следующие рекомендации по работе с учениками третьей ступени.

  1. Просвещение обучающихся о культуре общения в интернет-пространстве.

  2. Диагностика личностных и поведенческих особенностей и их влияние на киберсоциализацию обучающихся

  3. Профилактика девиантного поведения в интернет-среде

  4. Организация досуговой деятельности обучающихся

  5. Просвещение родителей и учителей в вопросах киберсоциализации подростков

  1. Внебрачных Р. А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах // Вестник Удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2012. В. 1. С. 48-51.

  1. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека. Монография. / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., профессора А. В. Мудрика. – М.: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011. – С. 24.

  2. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека. Монография. / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., профессора А. В. Мудрика. – М.: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011.- С.49-59.

  3. [Электронный ресурс] https://bo0om.ru/socialnaya-inzheneriya/trolling.html

Просмотров работы: 546