Мегафакторы киберсоциализации, к ним относятся киберпространство, т.к. это пространство в котором функционируют различные общества, интернет, самый активный сектор киберпространства, WWW и сотовая связь, т.к. они создают пространство для социализации человека.
Макрофакторы киберсоциализации: национальная доменная зона, которая является пространством для киберсоциализации. Многие страны имеют свои национальные домены, а так же существуют домены верхнего уровня, интернет-порталы, сайты, интернет-реклама и так далее.
Мезофакторы киберсоциализации: интернет-словари, интернет-радио, IP-телефония и видеозвонки, форумы интернет-среды, чаты, компьютерные игры и т.д.
Микрофакторы киберсоциализации: программное обеспечение, игровой персонаж в компьютерной игре, персональная зона киберпространства.
В основном старшие школьники реализуют себя в рамках мезофакторов киберсоциализации, таких как социальные-сети, блоги и прочее. И именно в данных сферах подростки могут довольно часто столкнуться с различными видами кибербуллинга. Здесь стоит углубиться в данное понятие что же это такое? Буллингом называют агрессивное поведение одного или нескольких человек по отношению к другому человеку. Это могут быть насмешки, оскорбления, унижение и даже побои. Однако в век информационных технологий данное явление мы можем увидеть не только в реальной жизни, но и интернет пространстве, и в таком случае его называют кибербуллингом. Существуют различные классификации травли в сети. Так например Нэнси Виллард предлагает такую классификацию:
Оскорбление: чаще всего происходит в открытом пространстве Интернета, с помощью замечаний, оскорбительных комментариев и т.д.
Домогательство: является целенаправленным и систематическим и им подвергаются люди из ближайшего окружения.
Очернение и распространение слухов: жертва намеренно выставляется в плохом свете и для этого используются фото или видео материалы в Интрент-пространстве.
Использование фиктивного имени: человек намеренно выдает себя за другого в корыстных целях.
Публичное разглашение личной информации
Социальная изоляция
Преследование
Угроза физической расплаты
Так же к различным видам кибербуллинга относятся троллинг, флейминг, сектиг и хорасминг. Все эти различные виды кибербуллинга очень сложно разделить между собой, так они очень легко перетекают из одного в другое, или же один внутри другого. Так например флейминг может происходить в виде троллинга. Поэтому стоит попытаться разобраться чем они отличаются. Флейминг зачастую является спором ради спора и зачастую уже не касается темы, с которой он начался и зачастую переходит на личности. И иногда происходит в виде троллинга. «вид виртуальной коммуникации с нарушением этики сетевого взаимодействия, выражающейся в виде проявления различных форм агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения» (В.А. Внебрачных).
Существует огромное количество причин, по которым начался троллинг. Одной из первых и крайне важных является анонимность, старшие школьники перестают задумываться о том, что они говорят и кому относятся их слова, когда никто не знает, кто они и человек к которому они обращаются довольно далеко. Также причиной троллинга является некомпетентность, так как троллинг может начаться случайно, из-за эмоций. Так, например, если человек, который задает вопрос на форуме недостаточно разбирается в определенном вопросе, а другие являются экспертами в этом вопросе, то некоторые из них могут не корректно ответить ему. Причиной троллинга может быть дефицит социального общения, проблемы в семье или обществе. В целом нарушения психики. Существует также прямой троллинг, он создается специально, для того чтобы спровоцировать другого человека.
Мы говорим именно про подростков, потому что именно в этом возрасте человек находится на той границе между ребенком и взрослым, тогда когда у него меняются ценности, он начинает иначе относиться ко всему, что было в его жизни: школа, друзья, семья. Часто он старается сепарировать от взрослых, однако он научается сопереживать им. Так как его оценка окружающей среды изменяется и оценка семьи тоже, именно поэтому подростку кажется, что его никто не понимает, и поэтому за этим пониманием они часто обращаются к интернет-среде. Ведь там он может быть самим собой, или же наоборот примерить на себя другую личность.
Большьшое количество врмени подросток проводит в социальных сетях интернет-среды, ведь именно там подросток может все это попробовать, найти новых друзей, знакомых, друзей по интересам. Но так же он может столкнуться и с негативными факторами социальных сетей интернет-среды, таких как кибербуллинг. Это может иметь довольно сильное влияние на старшего школьника, ведь именно в это время они подвержены влиянию. Однако, иногда, при встрече с троллингом старший школьник воспринимает это как вызов м дает отпор, и завязывается спор. Победа в этом споре практически невозможна и поэтому подросток только зря тратит нервы и силы. Человек может избавиться от травли в интернет-среде, ведь в сети это сделать намного проще, чем в реальной жизни. Человеку следует ограничить список людей, которые могут писать ему, звонить. Существует один главный совет по противодействию кибербуллингу, это игнорирование. Нельзя позволять «троллю» влиять на жизнь человека.
В связи со всем вышеизложенным мы можем дать социальному педагогу следующие рекомендации по работе с учениками третьей ступени.
Просвещение обучающихся о культуре общения в интернет-пространстве.
Диагностика личностных и поведенческих особенностей и их влияние на киберсоциализацию обучающихся
Профилактика девиантного поведения в интернет-среде
Организация досуговой деятельности обучающихся
Просвещение родителей и учителей в вопросах киберсоциализации подростков
Внебрачных Р. А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах // Вестник Удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2012. В. 1. С. 48-51.
Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека. Монография. / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., профессора А. В. Мудрика. – М.: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011. – С. 24.
Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека. Монография. / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., профессора А. В. Мудрика. – М.: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011.- С.49-59.
[Электронный ресурс] https://bo0om.ru/socialnaya-inzheneriya/trolling.html