Однако невозможно обойти стороной главную цель любого предприятия – получение прибыли, что играет, пожалуй, основную роль в повышении конкурентоспособности. В условиях нынешней рыночной экономики является невозможным получение прибыли путём установления более высоких цен на выпускаемую продукцию. Перед руководителем всё чаще ставится вопрос, – каким образом сегодня можно получить дополнительную прибыль? Единственным способом зачастую остаётся снижение издержек на пути продвижения продукции до потребителя. Эта задача является основной компетенцией логистики.
При рассмотрении вопроса обеспечения конкурентоспособности можно прийти к выводу, что основную роль в данном вопросе играет компетентно подготовленный персонал.
Актуальность исследования: Наличие на предприятии подготовленного персонала приобретает особую актуальность в сложившийся период серьёзной конкурентной борьбы российского бизнеса. В современных условиях продолжать своё существование и развиваться имеют шанс те компании, опорой которых являются не талантливые высшие руководители, а компетентный персонал всех уровней – от рабочих до менеджеров среднего звена.
Цель настоящей работы заключается в обосновании необходимости обучения логистического персонала.
Объект исследования: обучение логистического персонала
Гипотеза исследования: вложение средств в обучение логистического персонала способствует оптимизации издержек, повышению финансово – экономических показателей.
Задачи исследования:
- рассмотреть процесс привлечения и подготовки логистического персонала на примере России;
- проанализировать мировой опыт в вопросе подготовки логистического персонала;
- установить взаимосвязь между обучением логистического персонала и успехом выполняемых бизнес-процессов на предприятии.
Идеи логистики в Европе и Америке узнали и начали применять в 50-х годах прошлого столетия, в России в начале 90-х годов. Как и в начале, Россия снова отстаёт, только теперь страна борется с затянувшимся процессом понимания важности развития персонала. По данным профессиональных американских изданий, свыше половины роста производственных возможностей США с 50-х годов до конца прошлого столетия обеспечивалось именно благодаря обученному персоналу.
До недавнего времени ситуация с персоналом не казалась опасной, т.к. рынок вакансий был пресыщен дипломированными специалистами, а формирование персонала происходило по принципу «понравился – не понравился». Специальных методик при отборе персонала не проводилось, способности будущих работников не сопоставлялись с потребностями и задачами компании.
Однако уже сегодня ситуация на рынке труда кардинально изменилась, от служб по подбору персонала требуется применение современных инструментов менеджмента, что обеспечивает более высокий уровень знаний будущих сотрудников.
Сегодня на рынке труда всё больше внимания уделяется профессиональной подготовке соискателя. Кроме стандартных требований (высшее образование и опыт работы от 2-х лет) к кандидату на должности высшего и среднего управленческого звена предъявляют такие требования, как профессиональная подготовка или переподготовка в сфере логистики и знание иностранного языка.
На данный момент в вопросах обеспечения качества логистического персонала решается важная задача – создание системы подготовки персонала по всей вертикали производства и управления. Инвестиции в подготовку персонала считаются одними из самых окупаемых и эффективных, т.к. справедливо считаются долговременными. Экономический эффект от вложений в развитие персонала является почти равным от вложений в развитие основных средств. Следует отметить, что плохо подготовленный персонал зачастую служит причиной снижения эффективности работы предприятия и уровня логистического обслуживания клиентов.
Как показывает мировой опыт, 1 доллар США, который был инвестирован в профессиональную подготовку, приносит в среднем от 3 до 8 долларов США прибыли. В 90-е годы крупные компании США в целях повышения квалификации работников ежегодно расходовали около 30 млрд. долларов США. Благодаря подобной кадровой политике страны в 1986 году более 14 млн. человек прошли профессиональную подготовку.
Обучение персонала положительно влияет на достижение ряда задач, призванных повысить профессиональный уровень работников. Благодаря квалифицированным сотрудникам повышается уровень производства и качества выпускаемой продукции, уменьшению издержек на её продвижение и, как следствие, большей прибыли. Среди основных задач можно выделить:
- формирование эффективного управляющего аппарата менеджеров;
- достижение принятия всеми сотрудниками целей и задач компании;
- введение инноваций и разумное управление изменениями;
- повышение уровня подготовки персонала;
- ускоренная адаптация новых сотрудников;
- получение персоналом дополнительных знаний и навыков (экономических, финансового планирования, контроллинга, менеджмента и др.)
Именно организация подготовки персонала способствует улучшению финансово-экономических показателей предприятия благодаря более полному использованию трудового потенциала сотрудников путём раскрытия их интеллектуальных способностей, повышения компетентности и профессионализма за счёт приобретения новых знаний и умений.