О ПРИМЕНЕНИИ НА ПРАКТИКЕ ПРОЦЕДУРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

О ПРИМЕНЕНИИ НА ПРАКТИКЕ ПРОЦЕДУРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Яруничева И.В. 1
1Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Управление земельным фондом, как и большая часть правоприменительной деятельности государства, осуществляется через систему государственных органов. Важным звеном в системе управления земельными ресурсами является государственный земельный надзор, поскольку проведение мероприятий по его осуществлению направлено на достижение основной цели управления земельными ресурсами – рационального использования и охраны земель.

Под государственным земельным надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации (далее – РФ), за нарушение которых законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность [1].

Государственный земельный надзор осуществляется в форме [2]:

  • проведения плановых и внеплановых проверок. Плановая и внеплановая проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки;

  • принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;

  • систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства;

  • проведения анализа и прогнозирования состояния исполнения земельного законодательства.

Административное обследование объектов земельных отношений является одним из способов осуществления систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства. Данный инструмент у государственных инспекторов по использованию и охране земель появился совсем недавно, а именно в 2015 году.

Процедура осуществления административного обследования четко прописана на законодательном уровне:

  • ст.71.2 Земельного Кодекса Российской Федерации;

  • Постановление Правительства от 18.03.2015 № 251 «Об утверждении правил проведения административного обследования объектов земельных отношений»;

  • «Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 г. № 486.

Административное обследование фактически является сбором и анализом информации, сведений из официальных информационных источников, актуальность которых подтверждена на законодательном и государственном уровне. Вся необходимая для административного обследования информация запрашивается государственными инспекторами официально, в установленном для этого порядке.

Например, государственные инспекторы Управления в ходе проводимых ими административных обследований запрашивают сведения об объектах земельных отношений (т.е. земельных участках):

  • в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним,

  • в государственном кадастре недвижимости,

  • в государственном фонде данных,

  • в информационных базах и архивах органов государственной власти и местного самоуправления.

Кроме этого, могут быть использованы сведения, полученные в результате проведения мониторинга земель, из документов, оформленных в ходе землеустроительных мероприятий, данных, полученных дистанционными путями – зонированием, при проведении аэрокосмической съемки или аэрофотосъемки, почвенного, агрохимического или экологического анализов, камеральной инвентаризации земель.

Важным является то, что непосредственное обследование земельного участка на местности государственными инспекторами не проводится. Единственным действием инструментального исследования земельного участка при административном обследовании является визуальный осмотр земельного участка с внешней стороны его границ, установленного ограждения, возведенных на участке построек.

По результатам анализа всех полученных в рамках административного обследования сведений и информации государственный инспектор должен сделать вывод о наличии или отсутствии признаков нарушения земельного законодательства, допущенных при использовании конкретного земельного участка.

В случае выявления по итогам проведения административного обследования объектов земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений [3].

В случае отсутствия по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации [3].

В соответствии с действующим законодательством результаты административного обследования объекта земельных отношений подлежат опубликованию на официальном сайте органа государственного земельного надзора, осуществившего такое административное обследование, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения акта административного обследования объекта земельных отношений (заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации). Опубликование осуществляется с учетом установленных законодательством Российской Федерации ограничений, в том числе ограничений, связанных с защитой персональных данных [3].

Если же в результате административного обследования были выявлены признаки нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность, государственным инспектором, либо организуется проведение внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства в отношении лица, использующего земельный участок с признаками нарушений, либо составляется протокол об административном правонарушении.

Однако необходимо отметить, что в первом случае лицу, в отношении которого выявили нарушение требований земельного законодательства, выдается предписание об устранении выявленного нарушения, т.е. существует контроль за исполнением устранения выявленного нарушения, то во втором случае данного контроля нет, и это является существенным недостатком процедуры административного обследования, поскольку не достигается основная цель управления земельными ресурсами – рациональное использование и охрана земель.

За 2015 год Управлением Росреестра по Нижегородской области проведено 6 административных обследований. По результатам проведенных обследований в 3 случаях выявлены признаки наличия административного правонарушения, впоследствии в отношении данных лиц проведены внеплановые выездные проверки.

В 3 случаях нарушений не выявлено, по результатам административных обследований составлены заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства.

За 5 месяцев 2016 года, проведено 12 административных обследований. В 5 случаях выявлены признаки административных правонарушений, впоследствии в отношении данных лиц проведены внеплановые проверки соблюдения требований земельного законодательства, 2 из которых по согласованию с прокуратурой Нижегородской области.

Практика применения процедуры административного обследования показывает, что данный вид надзорных мероприятий все чаще используется инспекторами для выявления и привлечения нарушителей земельного законодательства к административной ответственности. Это связано с особенностями данной процедуры, которые облегчают государственным инспекторам выявлять и фиксировать нарушения. Первой и главной особенностью административного обследования является то, что данный вид надзорных мероприятий осуществляется государственными инспекторами без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений. Еще одной не мало важной особенностью административного обследования является то, что оно может быть осуществлено в отношении земельных участков, принадлежащих как гражданам, так и юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Согласование в органах прокуратуры административного обследования, организуемого в отношении земельного участка юридического лица или индивидуального предпринимателя, не требуется.

В отличие от плановых, внеплановых и документарных проверок соблюдения земельного законодательства в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя административное обследование проводится вне рамок действия Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Все это значительно упрощает осуществление государственного земельного надзора и как следствие делает его более эффективным. Кроме этого, как показывает практика, внедрение процедуры административного обследования существенным образом повышает качество информационного наполнения сведений о состоянии законности в сфере земельных отношений, что, в свою очередь, влечет за собой оперативность реагирования на поступающие в сигналы о возможных нарушениях земельного законодательства.

Подводя итог, применения на практике процедуры административного обследования объектов земельных отношений, необходимо отметить следующее.

Учитывая все большую распространенность данного вида надзорных мероприятий, возрастает потребность государственных инспекторов в актуальных данных о состоянии и использовании земель, к ним относятся: данные дистанционного зондирования Земли, мониторинга земель, камеральной инвентаризации земель, поскольку именно благодаря им данный инструмент будет функционировать и удастся достичь наибольшего эффекта при его применении. Поэтому для достижения эффективности процедуры административного обследования объектов земельных отношений кроме знаний и умений грамотно ее применять, на территориальном уровне необходимо обеспечить государственных инспекторов актуальными и своевременно обновляемыми сведениями о состоянии и использовании земель, а также создать единую базу данных таких сведений. Это позволит значительно повысить результативность работы государственного земельного надзора, а как следствие обеспечить рациональное использование и охрану земель, а также увеличить пополнение бюджета муниципальных образований.

Список литературы

  1. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации федер. закон Рос. Федерации от 25.10.2001 года № 136-ФЗ [Электронный ресурс] : [ред. от 03.07.2016]. – Режим доступа : КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.

  2. Приказ. Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора от 20.07.2015 года № 486 [Электронный ресурс] : – Режим доступа : КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.

  3. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 года № 251 – Режим доступа : КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.

Просмотров работы: 1065