ЧИСЛО «ТРИ» И ЕГО СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЧИСЛО «ТРИ» И ЕГО СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Черкесов Т.А. 1, Рубан Д.А. 2
1Кубанский Государственный Технологический Университет
2Кубанский государственный технологический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На протяжении существования всего человечества, с момента рождения человека и до его смерти, нас окружает множество чисел, у каждого из которых свой сакральный смысл. Числа – это своеобразный порядок, последовательность, с их помощью мы даем качественную и количественную оценку окружающему нас миру. Числа, становясь символом чего-то, приобретают некую власть над сознанием субъекта. Несмотря на огромное разнообразие чисел, у некоторых из нас есть особые, которые мы нагружаем личностным смыслом: например «любимые», «нелюбимые», «несущие удачу», «роковые» и т.п. Если перечитать и проанализировать множество различных культурных текстов (священных писаний, былин, сказок, мифов и т.п.), то мы заметим, что число три очень часто фигурирует в них («Было у отца три сына», «ехали три дня и три ночи», «три раза плюнуть», «три раза хлопнуть в ладоши», «Святая троица», «Три всадника» и т. д.), поэтому можно утверждать, что множественность и частотность обращения народов в своих культурах именно к этой магической цифре дает возможность считать предметом данного исследования символическое значение числа три.

Символика чисел постоянно разжигает интерес ученых различных наук и эпох, а междисциплинарное изучение уже говорит о большой значимости символики и символического значения числа три. Мирча Элиаде призывает к изучению символических систем (содержащих в себе знания наших предков), составляющих одну из областей самопознания человека. Их изучение и наиболее объективное исследование мышления древних народов позволит нам в дальнейшем лучше понять человека и самого себя [9].

Изучение символики числа предполагает учет основополагающих принципов символообразования сгущения и амбивалентности, которые будут учтены в исследовании [1; 6]. Применение сравнительного анализа выявляет следующие символические значения числа «три».

В древние времена люди вели счет: «один, два, много». Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали «один, два, много», то после двух было «все». Число три обозначало «все», т.е. число «полноты», «эквивалентное множеству». Так же число три считалось в древности магическим потому, что оно складывалось из суммы предыдущих чисел (1+2=3).

Сравнительный анализ позволил выявить, что число три в геометрии символизирует плоскость, которая определяется тремя точками. Графически число три выражается треугольником, однако возможны и другие формы:

— трискеле: «наидревнейший символический знак, встречающийся у крито-македонцев, кельтов, этрусков, древних японцев и народов Гималаев, прообраз изображения движения Солнца, а в последствии символ «бега времени»» [7, с.38-39];

— трилистник, клевер: одна из древнейших эмблем единства и гармонии [7, с.38-39]; а также формы:

— китайские триграммы;

— трезубец;

— трикветра;

— три молнии;

— геральдическая линия;

— три рыбы с общей головой (символ христианской Троицы);

— трехлапые лунные животные (символ фазы Луны), символизирующие вечность непрерывностью своей линии.

В западных традициях тройка в треугольнике – символ Абсолюта, а у Пифагорийцев – знак Здоровья [7; 8]. Все виды движения в мире происходят под воздействием трех сил: положительных, отрицательных и направляющих (нейтрализующих).

В алхимии основополагающими являются три принципа: сера, ртуть и соль, что символизирует дух, душу и тело. Металлы алхимиков – это не обычные металлы, а живые эссенции, имеющие метафизическую природу. В пифагорействе тройка символизирует полноту и совершенство [2]. Пифагор считал тройку символом гармонии, а Аристотель – законченности: «Триада есть число целого, ибо содержит начало, середину и конец» [7, с.36]. Пифагорейцы различали три мира как вместилища принципов, разума и количеств [7, с.350].

Число три в языке чисел представляет собой не только интуитивное мышление, но и человеческую любовь. Тройка – число любви. На грубых, чисто материальных уровнях бытия и сознания цифра три – секс. А на самых высоких – Божественная Любовь. О глубокой древности этого числа и широком распространении формулы тройного деления мира говорил М. Элеаде. Он отмечал, что в традиционных цивилизациях, как правило, считается, что мир состоит их трех этажей – Неба, Земли и Преисподней, соединённых между собой центральной осью [9].

Тройка олицетворяет решение конфликта, поставленного дуализмом. Утверждение принципа единства между двумя полюсами в силу своей гармонизирующей функции позволяет отождествить тройку с мудростью, поскольку его использование дает людям возможность управлять временем, организуя настоящее, предвосхищая будущее и применяя опыт прошлого.

Значимое место в разных религиях занимает триада. В христианстве тройка является священным числом, представляя собой проявление наивысшего уровня в сфере духовного мира. Христиане крестятся три раза тремя перстами, во время крещения омывают три раза, повтор молитв осуществляется трижды, также в христиане часто пользуются пословицей: «Бог любит троицу». В Библейском тексте встречаем три ступени: первобытный хаос, над которым носился Дух, сотворение Адама и освящение субботы. Во время ритуалов многие действия исполняются трижды, например: три ежедневных омовения в исламе; три приветствия; три предсказания будущего и т. д. В индуизме так же присутствует принцип троичности: сат – бытие, чит – сознание, ананда – блаженство, а треугольник в Индии считается первой космической фигурой, возникшей из хаоса [7; 8]. Троекратное повторение трех, «триада триад», равно «девяти», которое символизирует «небо», «одухотворенность» и считается сакральным числом во многих культурах [6].

Три – одно из самых положительных чисел в мифологии, легендах и сказках, где примета «третий раз – удачный» имеет очень древние корни осью [3]. В сказках разных народов герои обычно имеют три желания, а исполняются они на третий раз; надо выдержать три испытания или трипопытки, чтобы добиться благоприятного результата (три года быть царевне лягушкой). Количество персонажей и предметов в сказках чаще всего «Три» – три царевича, три богатыря, три поросенка, три дочери, три медведя, три свадьбы, три пары железных сапог, изгрыз три железных хлеба, свистни три раза, три пера, три жениха, три сестры, три ведьмы, три феи (две добрые, одна злая). В мифологии Трехголовые или трехтельные боги, как, например, древнегреческая Геката или кельтская Бригитта, имели множество функций и управляли сразу несколькими сферами мироздания. У славян бог Луны трехглав. На троичном принципе композиции построены многие произведения искусства (трилогия, триптих, и т.п.), а степень превосходства чаще подчеркивается повторением числа «три» как суперлатива (тридевятый, треклятый, трисвятый) [6, с. 74].

Если рассматривать «востребованность» цифры три на уровне «научной любви» к ней, то можно увидеть, как она прослеживается в грамматике русского языка, например: у глагола 3 лица, 3 наклонения, 3 времени; у имени существительного 3 склонения и 3 рода; имена прилагательные имеют 3 разряда и также, как и глаголы прошедшего времени, изменяются по 3-м родам; у личных местоимений 3 лица.Магическая сила тройки у русских столь велика, что с этим числом связаны пословицы, поговорки, крылатые фразы и даже приметы.

Например, некоторые пословицы и поговорки с числом 3:

Ленивый три раза ходит, а скупой три раза платит.

Заблудиться в трёх соснах.

Хвастуну цена – три копейки.

Обещанного три года ждут.

Не узнавай друга три дня – узнавай три года.

Крылатые выражения с числом 3:

С три короба. (Это, значит, наврал очень много.)

Плакать в три ручья.(Это значит очень горько плакать.)

От горшка три вершка. (Это значит очень маленький, небольшого роста.)

Заблудиться в трех соснах. (Это, значит, не смог разобраться в простом задании.)

Приметы с числом 3:

Нельзя втроём застилать одну постель.

Нельзя третьим прикуривать от одной спички.

Таким образом, число «три», принадлежащее к древним фундаментальным символам человека и мира, имеет распространение в самых глубинных пластах мифологии и религии не только древних цивилизаций, но и в современном обществе, во всех областях нашей жизни. Восходя к древнейшему представлению наших предков, можно сделать вывод об их убежденности в троичности мира, времени и пространства, что подтверждают уже приведенные выше аргументы о таких «миросоставляющих», как: прошлое, будущее и настоящее; начало, середина и конец; рождение, жизнь и смерть; тело, душа и ум; мысль, воля и действия; дух, душа и тело. Говоря о реализации понятия «троичности» в современном мире, следует упомянуть такие понятия, как: власть, слава и честь; молодость, зрелость и старость; мама, папа и ребенок; трехмерность пространства (высота, ширина, длина); состояние веществ в природе (твёрдое, жидкое, газообразное); три кита музыки (танец, песня, марш); светофор с тремя огоньками (красный, желтый, зеленый); и, наконец, наша Земля – третья по расстоянию от солнца большая планета Солнечной системы. Свойство «тройки» – примирять противоположные тенденции – предопределили символические наименования данного числа: «полнота», «совершенство», «вечность», «гармония», «мудрость», «непрерывность», «динамика», «цикл», «дружба», «мир», «справедливость», «умеренность», «Святая Троица» и «Абсолют». Сущность тройки состоит в том, чтобы, снимая противоречия и упраздняя прежнее двойственное состояние бытия, рождать новое состояние, выводящее мир на качественно иной уровень.

Список используемой литературы:

1.Богатырева Ж.В. Символика красного цвета в народных сказках. // Художественная литература как культурный ансамбль. / Материалы II Международной конференции, посвященной Году Литературы в России. – Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино». 2016. С. 36-44.

2.Богатырева Ж.В. От мифа к сказке (сравнительный анализ) // Мир науки, культуры, образования. 2014. №6(49). С. 510-511.

3.Богатырева Ж.В., Зимина Н.Ю. Сказка как феномен культуры. // Мир науки, культуры, образования. 2015. №3 (52). С. 293-295.

4.Богатырева Ж.В., Арутюнян О.А. Сказка как предмет научного исследования. Мир науки, культуры, образования. 2015. №4(53). С.371-373.

5.Зимина Н.Ю. Использование тропов и выявление их символики в орнаментальном стиле Виктора Пелевина. // Актуальные вопросы филологических исследований. – Краснодар, 2013. С. 168-171.

6.Обухов Я.Л. Символдрама и современный психоанализ. Харьков: Регион-информ. 1999.

7.Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов / Е.Я. Шейнина. - М. ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Тросинг», 2003. – 591с.

8.Энциклопедия символов, знаков, эмблем. — М.: Локид-Миф, 1999. — 558с.

9.Элиаде М. Космос и История. Москва, 1987, с 145, с 159

10. ru.wikipedia.org

11. ria.ru/spravka/20070707/68528028.html

12. http://vseprivoroty.ru/trojka-v-numerologii-oznachaet-vernyj-put.html

Просмотров работы: 15184