ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ

Шарипова Л.А. 1, Путятинская Ю.В. 1
1ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Лесные ресурсы могут являться важным фактором активизации социально - экономического развития страны и роста национального благосостояния населения России. Однако сегодня уровень доходов, получаемый экономикой страны от эксплуатации лесных ресурсов в ВВП незначителен. В большинстве регионов лесное хозяйство остаётся отсталой дотационной отраслью, финансируемой за счёт средств федерального и региональных бюджетов. Во многом эти проблемы обусловлены несовершенным финансовым механизмом регулирования воспроизводства в лесопользовании [2].

Проблема экономической оценки лесных ресурсов в связи с её возрастающей практической значимостью привлекает в последнее время всё большее внимание исследователей. Для организации устойчивого управления лесами требуется эффективный механизм экономической оценки ресурсов леса, основанный на рентной составляющей, которая бы содействовала справедливому перераспределению ресурсов, связанных с использованием лесов. Это обусловливает возросшую актуальность проблемы экономической оценки лесных ресурсов.

Экономическая оценка лесных ресурсов в настоящее время имеет три существенных недостатка:

– отсутствие учёта экологических функций

лесов;

– отсутствие учёта природно-географических и технологических параметров;

– отсутствие обоснованной дифференциации cтавок платы за лесные ресурсы по разнородным группам лесов. Несмотря на то, что применение экономической оценки лесных ресурсов на базе рентной составляющей обосновано, она до сих пор не стала основной для системы налогообложения лесов, поскольку не отражает полновесную цену леса [2].

Основным источником финансирования должен быть лесной доход, составными статьями которого ныне являются: платежи за ресурсы леса, включая так называемые "лесные таксы", арендную плату, а в их составе минимальную плату; "внебюджетные средства", представляемые в объединенном понимании в виде "мобилизации собственных средств", включая: выручку от реализации лесопродукции от рубок промежуточного пользования лесом, от реализации семян и посадочного материала, от реализации изъятой продукции (произведенной с лесонарушениями), доход от работ по защитному лесоразведению и др. услуг; плата, получаемая лесхозами за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства. Среди перечисленных источников для финансирования лесного хозяйства основным и в принципе самодостаточным должны быть платежи за используемые ресурсы и услуги леса при условии, если не нарушен их статус и паритет цен за них. Вторая группа доходов по своему происхождению родственны доходам от предпринимательской деятельности. Для местных органов управления лесами, совмещающими предпринимательскую деятельность, они являются вынужденными из- за искусственно приниженной роли лесных платежей, не обеспечивающих 63 финансирование даже крайне необходимых мероприятий по защите, восстановлению и охране лесов. Третья группа доходов не может быть стимулом для финансирования лесного хозяйства, иначе она будет подталкивать к сводке лесов [3].

Современный финансовый механизм в лесопользовании не обеспечивает достижения комплексного характера лесопользования и не содержит в себе инструментов стимулирования лесовосстановительных мероприятий. В российской практике существует опыт функционирования специальных институтов целевого назначения, направленных на обеспечение финансирования и проведения лесовосстановительных работ. Хотя опыт его функционирования нельзя считать положительным в силу недостаточно проработанного механизма его функционирования и источников финансирования его деятельности, анализ зарубежной практики показал, что проблемы лесовосстановления и стимулирования лесопользователей в проведении лесовосстановительных мероприятий во многом решаются посредством именно таких финансовых институтов (инвестиционные фонды, фонды финансирования национальных проектов) [4].

Процесс регионального воспроизводства производственных ресурсов имеет три стадии: производство, распределение (пере­распределение, обмен) и потребление (использование).

Региональное воспроизводство, исследуемое с позиций производительных сил как основы общественного развития, высту­пает в виде циклического процесса перехода производственных ресурсов региона от одной стадии движения к другой. Поэтому для выявления внутренней структуры процесса регионального воспроизводства целесообразно разделить его на ряд звеньев, каждое из которых отражало бы одну из стадий (фаз) движения производственных ресурсов: потребление, распределение и пе­рераспределение (обмен, собственно воспроизводство).

Первая фаза тождественна процессу производства общест­венного продукта. Расходование ресурсов рабочей силы, средств и предметов труда составляет основное содержание производст­венного потребления и выражается в осуществлении затрат жи­вого и овеществленного труда, направленных на получение по­лезной обществу продукции (материальных благ и услуг).

Данный процесс, в отличие от других фаз воспроизводства производственных ресурсов, полностью локализуется в рамках тер­ритории региона. Его структуру условно можно представить в виде двух стадий. На первой стадии происходит трансформация произ­водственных ресурсов в затраты общественного труда, которые на второй стадии непосредственно воплощаются в готовую продук­цию определенной меновой стоимости. Обе стадии протекают од­новременно и составляют единый процесс производственного по­требления. Однако различия между производственными ресурсами и затратами как экономическими категориями существуют, более того — носят принципиальный характер [5].

Рисунок 1 Особенности трансформации системы финансового обеспечения потребностей расширенного воспроизводства лесных ресурсов

Рисунок 2 Особенности трансформации системы финансового обеспечения потребностей расширенного воспроизводства лесных ресурсов

Библиографический список

1 Путятинская Ю.В. Дискуссионный характер экономической оценки лесных ресурсов на основе лесной ренты / Р.Р. Яруллин, Ю.В.Путятинская // Известия ОГАУ.- №2(26) 2010.- с.125-128.

2Путятинская Ю.В. Моделирование размера минимальных ставок платы за отпуск древесины на корню с использованием методов регрессионного анализа / Гусманов И.У., Путятинская Ю.В.// Вестник БГАУ- №4 (20) 2011.- с.77-83.

3 Путятинская Ю.В. Принципы и подходы к совершенствованию финансового механизма регулирования воспроизводства в лесопользовании (на материалах Республики Башкортостан) // Интернет-журнал “НАУКОВЕДЕНИЕ” Том 7, №5 (2015).

4 Путятинская Ю.В. Оптимизация финансового механизма регулирования воспроизводства лесных ресурсов в регионе // Вестник БГАУ.- №3 (35) 2015.-с. 133-137 О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 14.03.2009 г. № 32_ФЗ.

5 Путятинская Ю.В. Особенности трансформации системы финансового обеспечения потребностей расширенного воспроизводства лесных ресурсов (на материалах Республики Башкортостан) // Конкурентоспособность в глобальном мире : экономика, наука, технологии.- №7 (ч.2), 2016.- С.78-83

Просмотров работы: 469