ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГЕОМЕТРИИ КУЗОВА АВТОМОБИЛЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГЕОМЕТРИИ КУЗОВА АВТОМОБИЛЯ

Нажиганов А.В. 1, Прохорова Е.В. 1
1Белгородский Государственный Технологический Университет им. В. Г. Шухова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Наиболее серьезные изменения геометрии кузова автомобиля происходят в результате дорожно-транспортных происшествий. Даже незначительные столкновения способны ощутимо деформировать ваше авто, а в результате серьезной аварии могут наступить и вовсе необратимые последствия (когда восстановить прежнюю форму кузова будет невозможно).

Нарушение геометрии может быть также связано с плохим состоянием дорог. Попадание колеса в глубокую выбоину на большой скорости почти гарантированно приведет к изменению геометрии кузова. Превышение допустимой массы автомобиля может нарушить геометрию кузова даже на небольших неровностях. Точно к таким же последствиям приведет и эксплуатация автомобиля в непривычных для него условиях. Например, диагональный провес (когда два колеса на разных осях оказываются в воздухе в результате штурма проселочных дорог) также может нарушить состояние кузова вашего автомобиля.

Определение нарушений, связанных с геометрией кузова, возможно несколькими способами, причем сделать это можно и самостоятельно.

1. Осмотр автомобиля. При нарушении геометрии кузова возможно смещение лицевых панелей и элементов кузова, определяемое визуально. Так, зазоры между дверьми, крыльями и другими элементами обвеса могут различаться, на днище автомобиля могут образоваться складки, а на сварных швах – трещины.

2. Проверка положения колес. Простой замер расстояний между передними и задними колесами может выявить нарушение геометрии при отсутствии внешних признаков.

3. Проверка по контрольным точкам. Это наиболее точный вид диагностики геометрии кузова. Все дело в том, что производитель автомобиля закладывает специальные контрольные точки в различных частях кузова, производя замеры, между которыми можно выявить нарушение геометрии. Карты замеров, как правило, доступны для большинства автомобилей: поэтому для самостоятельного замера потребуется только измерительный инструмент и подъемник. Кроме того, на некоторых моделях автомобилей может потребоваться частичный демонтаж элементов подвески. Замеры проводят, начиная с передней части днища автомобиля: поскольку именно эта часть кузова является основой для просчета всех диагоналей[1].

В специализированных автосервисах исправление геометрии кузова происходит на специальном оборудовании – стапеле. Кузов вытягивается на стапеле по контрольным точкам, для этого применяется специальная система креплений, позволяющая вытягивать кузов вплоть до рамы.

Оборудование прочно фиксируется в определенных точках, на которые происходит мощное силовое воздействие, которое вытягивает кузов и восстанавливает его геометрию. Величина силового воздействия и изменения геометрии фиксируется компьютером.

Изменение контрольных точек в режиме реального времени отслеживается программой. И как только контрольные точки оказываются на определенных программой координатах, воздействие прекращается.

Специалист кузовного центра, контролирующий работу, проводит очередную диагностику и замеры по всем контрольным точкам, после чего работы по восстановлению можно считать законченными.

С помощью стапельных работ геометрия кузова восстанавливается точно до параметров производителя[3,2].

Теперь давайте рассмотрим некоторые виды стапелей, применяющихся при работе по восстановлению геометрии кузова.

Стапели бывают нескольких типов:

  1. Рамные стапели

  2. Платформенные стапели

  3. Напольные стапели

  4. Подкатные стапели

Рамный кузовной стапель представляет собой стальную раму, к опорным частям которой при помощи специальных захватов крепится автомобиль. К поврежденной части кузова при помощи зажимов крепится цепь, идущая от силового устройства рихтовочного стенда, которым, в свою очередь, управляет многотонный гидравлический насос. Натягивая посредством гидравлики цепь и происходит процесс вытягивания, выпрямления нужной поверхности кузова

Бывают как мобильные, так и стационарные варианты рамных стапелей. В большинстве случаев конструкция стапеля позволяет использовать подъемник для установки автомобиля на захваты, что конечно удобно и упрощает его крепление на стенде. Также данные кузовные стапели могут комплектоваться собственным подъемником (как правило, ножничным) для облегчения работ, выполняемых мастером. Однако, несмотря на все преимущества рамных стапелей главный их минус - это отсутствие достаточной жесткости крепления и ограниченном количество точек крепления так необходимых для сложного ремонта кузова. Как раз для автомобилей, требующих сложного кузовного ремонта и были задуманы платформенные стапели.

Платформенный стапель имеет внешний вид схожий с эстакадной конструкцией, с выезжающим трапом, имеющим рельсовые опоры. Специально для машин, у которых заблокированы колеса, возможно, применить специальную перевозную тележку или же оборудованную лебедку. На подобном устройстве, нет необходимости центрирования автомобиля, что позволяет экономить время, а также более комфортно организовать место проведения работ кузовного ремонта. Оборудовано устройство двумя башнями с очень надежной гидравлической системой и достаточно мощными креплениями, позволяющие вытягивать кузов в абсолютно любых необходимых направлениях и под разнообразными углами, с применением усилия от 20 тонн и более. Также стапель оборудован телескопической шкалой, которая позволяет зафиксировать любые изменения всех линейных кузовных размеров.

Конструкция напольного стапеля заключается во вмонтированных в основание пола рельс, стоек, анкеров, а также креплений. В преимуществах подобного стапеля можно определить: низкую, сравнимо с остальными, стоимость, достаточно быструю установку самого автомобиля на конструкцию, а также отличную экономию пространства автомастерской. В моменты, когда такое устройство не нужно в использовании, простаивает по причине отсутствия необходимости вытягивания кузова, то пространство, на котором обычно выполняется операция кузовного ремонта, возможно, использовать для абсолютно других видов работ, так как сами рельсы вмонтированы непосредственно вровень с основанием пола. Однако при применении подобного, универсального подъемного устройства для кузовного ремонта, становится гораздо труднее выполнить все необходимые замеры.

Подкатный стапель для кузовного ремонта – это вспомогательное оборудование, предназначенное для легких восстановительных работ в условиях отсутствия полноценного стапеля или тогда, когда его применение нецелесообразно.

Подкатный стапель имеет достаточно широкий перечень возможностей, среди которых:

  1. совместимость с различными видами автомобилей (некоторые модели позволяют крепить даже модели без отбортовки порогов);

  2. использование в условиях ограниченного пространства (подкатные стапели имеют компактные размеры);

  3. точная настройка под типы кузовов ремонтируемых машин;

  4. возможность оснастить устройства десятитонной гидравликой;

  5. не имеющая аналогов конструкция крепления зажимов за отбортовку порогов.

Конечно, несмотря на широту возможностей подкатных стапелей, они вовсе не безграничны. Данное оборудование не подходит для сложных работ, связанных с исправлением сложных перекосов. А вот для ремонта лонжеронов, стоек, панелей и прочих жестких элементов кузова подкатный стапель подходит идеально.

В отдельную категорию можно отнести стапели с компьютерным управлением. На этих стапелях при восстановлении геометрии кузова автомобиля применяется специальная система объемного моделирования. В базе данных системы хранятся данные об эталонных параметрах кузовов различных марок автомобилей. Поэтому точно видно, какие параметры нужно менять и куда прикладывать силу, для вытягивания металла[4,3].

Библиографический список

  1. Юрий Белый, Семь раз отмерь // Автосервис/Мастер-автомеханик. - 2011. -№9 (51). –с. 20-21.

  2. Использование стапеля в процессе восстановления геометрии кузова http://gai.ru/art/partners/art17998-ispolzovanie-stapelya-v-protsesse-vosstanovleniya-geometrii-kuzova/ (дата обращения 31.11.2016).

  3. Восстановление геометрии кузова https://www.autodrive.ru/articles/vosstanovlenie-geometrii-kuzova/ (дата обращения 31.11.2016)

  4. Что такое стапель – виды, описание, характеристики http://okuzove.ru/materialy-i-instrument/chto-takoe-stapel-dlya-kuzovnogo-remonta.html (дата обращения 31.11.2016)

RESTORATION OF THE GEOMETRY OF THE CAR BODY

Nazhiganov Aleksandr Vyacheslavovich, Belgorod State University. V. G. Shukhov, Belgorod, Russia

(E-mail: [email protected])

Prokhorova Elena Viktorovna, Belgorod State University. V. G. Shukhov, Belgorod, Russia

(e-mail: [email protected])

This article provides information on the causes of the violations, the means of verification and the technology of recovery of body geometry, and also about the varieties of special equipment like stocks.

Keywords: recovery, body geometry, bench, fume booth.

Просмотров работы: 697