РОЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Левшина Н.И. 1, Макейчик А.О. 2
1ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова»
2ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова»,
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное поколение детей живут в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человечка в первую очередь требуется способность добывать знания, а так же самостоятельно и творчески мыслить. Ребёнок с самого рождения является исследователем. Любопытство, стремление к новым впечатлениям, жажда экспериментировать и наблюдать, считаются важнейшими чертами детского поведения. Стремление ребёнка к познанию окружающего его мира создаёт такие условия, благодаря которым психическое развитие ребёнка изначально становится процессом саморазвития.

Актуальность проблемы развития познавательной активности заключается в том, что взаимодействие ребёнка с окружающим миром зависит от его активности и деятельности. Активность закладывает начало формирования умственных качеств личности, её инициативности и самостоятельности. Познавательной активностью ребёнка занимались Е. Э. Баранова, Н.В Зайцева, А.Н. Поддъяков, Н. Минакова, А. И. Савенков и др.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописано, что познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, … Почти с самого рождения объектами исследования ребёнка становятся люди и их взаимоотношения между друг другом. Дети используют экспериментирование, чтобы понять нормы и правила поведения человека, а так же для понимания и развития речи.

Необходимо подчеркнуть специфику детского экспериментирования:

1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее выражены процессы целеобразования, возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития ребенка.

2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний.

3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.

4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференциации и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.

5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.

Важнейшая особенность эксперимента состоит в наличии возможности управлять ходом изучения явления. Здесь ребенок самостоятельно сравнивает, анализирует, обобщает имеющиеся условия, происходящие изменения, подходит к пониманию существенных свойств предметов (явлений), выявляет причинно-следственные связи и отношения.

В процессе экспериментирования ребенок выступает субъектом деятельности, осваивает ориентировочную основу поисковой деятельности, приобретая соответствующие умения. Житейские понятия уточняются, систематизируются, ребенок начинает подходить к пониманию явления с научных позиций. Экспериментальная деятельность активно включает в работу эмоциональную сферу личности дошкольников, обеспечивающую внутренний психологический механизм связи мышления с чувственно-предметной деятельностью, механизм смыслообразования. Экспериментирование — это активная деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно — практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Введению термина «экспериментирование» наука обязана швейцарскому психологу и философу Ж. Пиаже. Он проанализировал значение этой деятельности для детей и доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.

В 1990-е годы академик Н.Н.Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришёл к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. По его мнению, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Так же за использование этого метода обучения выступали такие известные педагоги, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо и многие другие.

Таким образом, роль экспериментирования в развитии дошкольника велика: положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей. Эксперименты дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Умение чётко выразить свою мысль стимулирует развитие речи.

Литература

  1. Левшина Н.И.Интеграция науки и практики // Детский сад: теория и практика. 2012. № 2. С. 64-73.

  2. Кочеткова А., Левшина Н.И.К проблеме развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-3. С. 397-399.

  3. Минеева Ю.В., Салихова З., Левшина Н.И.Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2. С. 35-37.

  4. Санникова Л. Н., Леонова Е. А. Развитие речи детей раннего возраста в процессе семейного воспитания//Мир детства и образование: сборник материалов VIII очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2014. С. 137-141.

  5. Санникова Л. Н., Корнилова К. В., Багаутдинова С. Ф. Система планирования в дошкольном образовательном учреждении. Пособие для руководителей ДОУ/научный редактор С. Ф. Багаутдинова. -Магнитогорск, 2004.

Просмотров работы: 787